• +375 29 589 42 24

Законодательство Беларуси об обороте токенов (криптовалют) в свете обеспечения экономической безопасности

Толочко, О.Н. Законодательство Республики Беларусь об обороте токенов (криптовалют) в свете обеспечения экономической безопасности / О.Н. Толочко // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 4. – С. 30–32.

О.Н. Толочко
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЕЛАРУСИ ОБ ОБОРОТЕ ТОКЕНОВ (КРИПТОВАЛЮТ) В СВЕТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

21 декабря 2017 г. был подписан Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» [3]. Декрет направлен на развитие инновационной сферы и цифровой экономики, и, как было заявлено на самом высоком уровне, на превращение страны в лидера IT-индустрии. Проект Декрета был подготовлен Парком высоких технологий, ведущими IT-компаниями в сотрудничестве с государственными органами и призван осуществить революционные изменения в правовом регулировании отрасли.
В апрельском послании народу и парламенту Президент Республики Беларусь поставил задачу создать условия, при которых в стране будут развиваться искусственный интеллект, беспилотные автомобили, технологии блокчейн, цифровые валюты, «чтобы мировые лидеры в этих сферах открывали в Беларуси свои представительства, центры разработок и создавали востребованный в мире продукт с высокой добавленной стоимостью» [10]. Президент дал поручение подготовить масштабный нормативный правовой акт, «который определит в Беларуси наилучшие условия для работы компаний со всего мира» [10].

Принятый 21 декабря 2017 года Декрет не только продлил и расширил льготы Парку высоких технологий и, соответственно, IT-компаниям, но и узаконил в Республике Беларусь цифровые валюты, блокчейн и ICO.[1] Пунктом 2 Декрета № 8 установлено, что «юридические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных настоящим Декретом, … через резидента Парка высоких технологий … создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом; хранить токены в виртуальных кошельках. через операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, иных резидентов Парка высоких технологий … приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки... Физические лица вправе владеть токенами и … совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены». При этом майнинг, приобретение, отчуждение токенов, осуществляемые физическими лицами без привлечения иных физических лиц по договорам, не считаются предпринимательской деятельностью, а сами токены не подлежат декларированию [3].Таким образом, Беларусь стала «первой страной в мире, которая регулирует все отношения с использованием технологии блокчейн», и, в частности, криптовалютные торговые площадки, смарт-контракты, майнинг и другие способы применения блокчейна [1].

Вопросы, связанные с дальнейшим развитием IT-индустрии и включенные в сферу регулирования Декрета № 8, неоднородны и могут быть разделены как минимум на два разных направления. Во-первых, это меры по дальнейшему льготированию отрасли IT и Парка высоких технологий. Во-вторых, это законодательное введение в гражданский оборот цифровых валют, блокчейна, ICO, криптобирж, майнинга и связанных технологий и процессов, которые в мире пока находятся в «серой зоне» правового регулирования.

В академической юридической науке формы и методы правового регулирования данной сферы отношений пока не исследовались. Имеющиеся публикации исходят в основном от IT-специалистов или от практикующих юристов, консультирующих IT-компании [см., например: 6; 7]. Представители государственных органов, в частности, центральных банков, тоже пока довольно сдержанны в комментариях, но обращают внимание на риски, связанные с обращением криптовалют и сопутствующих технологий. Так, в пресс-релизе Центрального банка Российской Федерации от 4 сентября 2017 г. говорилось: «Операции с криптовалютами несут в себе высокие риски как при проведении обменных операций, … так и в случае привлечения финансирования через ICO… Это может привести к финансовым потерям граждан и к невозможности защиты прав потребителей финансовых услуг в случае их нарушения» [9].

В Беларуси общая установка на превращение страны в лидера отрасли, в «айтишный Гонконг для славянского мира» [4], как представляется, открывает довольно широкие возможности для разных форм криптовалютного бизнеса.

Действующее законодательство о Парке высоких технологий уже освобождает IT-компании – резидентов ПВТ от корпоративных налогов и таможенных пошлин; предусмотрены льготы по подоходному налогу и взносам в Фонд социальной защиты населения. Теперь эти льготы не только продлены и расширены, но и введены новые – в области валютного контроля, бухгалтерского учета, инвестиций, налогообложения и др.

Предоставление льгот для стимулирования рассматриваемой отрасли экономики – предмет особого разговора. Не касаясь льготирования IT-компаний, остановимся на вопросах ввода в гражданский оборот токенов, блокчейна, ICO и связанных с ними процессов и сервисов.
Критика инноваций, особенно связанных с техникой и технологиями – дело неблагодарное. Самое малое, что можно получить в ответ от оппонентов, это обвинения в некомпетентности и ретроградстве. Однако за технической стороной вопроса стоят социальные и экономические аспекты, которые необходимо оценивать в том числе с правовых позиций.

В основании технологий блокчейна, ICO, криптобирж лежит идея криптовалюты, которая «добывается» «майнерами» в виде награды за выполнение компьютерами сложных математических задач. Задачи генерируются специальной программой, автор которой, по легенде, неизвестен. С течением времени эти задачи усложняются, т.е. «добыча» криптовалюты все время затрудняется и в какой-то момент, как заявлено, прекратится. Криптовалюта (биткоин, эфир, лайткоин, монеро и другие – в настоящее время их уже сотни) в принципе может обмениваться на обычные (фиатные) деньги, а также на товары и услуги – по согласию их продавца.

Как уже отмечалось, до настоящего времени вопрос правового регулирования обращения криптовалют и сопутствующих сервисов в мире не решен. Однако в законодательстве некоторых государств они, так или иначе, упоминаются [11]. Например, в отчете украинской консалтинговой компании Axon Partners как «лидер криптовалютной интеграции и одна из самых благоприятных и удобных юрисдикций для ведения криптовалютного бизнеса» указывается Великобритания, хотя «окончательная позиция правительства относительно правового регулирования деятельности, связанной с цифровыми деньгами, до сих пор не выработана» и «по сути, криптовалюта находится в серой зоне (правовом вакууме)» [11, с. 22]. В качестве благоприятной юрисдикции авторы называют Европейский Союз, где, однако, «на данном этапе ни один из регуляторов не принял каких-либо специальных правил», а также Канаду, США и др.

Вопрос о законодательном урегулировании обращения криптовалюты неоднократно поднимался в Российской Федерации [см., например: 2], однако на данный момент этого нет. Позицию Центрального банка Российской Федерации в октябре 2017 г. озвучил Первый заместитель председателя Д. Тулин: организацией площадок для обмена криптовалют Банк России заниматься не будет [8].

Таким образом, мировая юридическая доктрина и практика пока не предлагают готовых решений, хотя вопрос назрел уже довольно давно. Если криптовалюты и сопутствующие процессы существуют и используются, то их, без сомнения, следует регулировать.
Вместе с тем такое регулирование возможно с принципиально разных позиций.

Ряд стран идет по пути запрета криптовалют и сопутствующих технологий как сферы, сопряженной с рисками финансовых пирамид, незаконных и непрозрачных транзакций и др. Такие намерения, в частности, обозначили Китай и Южная Корея, являющиеся мировыми майнинговыми центрами, а также Израиль, Центральный банк которого запретил торги компаниям, деятельность которых связана с криптовалютами и майнингом [5].

Второй подход состоит в том, чтобы считать криптовалюты средством платежа (деньгами), блокчейновые транзакции – гражданским оборотом, а ICO – способом инвестирования (по аналогии с IPO)[2]. Принятый Декрет № 8 в принципе базируется на данной позиции, хотя в Приложении 1 «Перечень используемых терминов и их определений» криптовалюта деньгами напрямую не называется, а определена как «биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена» [3].

Третий подход заключается в том, чтобы по умолчанию допускать криптовалюты в гражданский оборот без определения для него каких-либо особых правовых условий. Этот подход на данный момент принят государствами, в которых криптовалюта и блокчейн, по выражению авторов доклада Axon Partners, остаются в «серой зоне». Такое решение, по сути, состоит в констатации того, что токены не являются ни деньгами, ни товаром, ни ценностями, и обращаются в зависимости от спроса и предложения на них.

Однако правовой гражданский оборот должен обеспечиваться механизмами защиты от мошенничества и других противоправных действий. Именно поэтому в ряде государств вводятся административные правовые регуляции для криптобирж, ICO и т.д. В настоящее время обращение криптовалют имеет признаки финансовой пирамиды, которая может рухнуть в связи с отсутствием постоянно возрастающего спроса как необходимого условия ее жизнеспособности. Есть значительные риски также в ICO.[3] Наконец, на криптовалютные транзакции в полной мере должно распространяться законодательство о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, запреты на финансирование террористической деятельности, наёмничества и т.п.

Защита от системных рисков и обеспечение экономической безопасности государства – первоочередная задача, которая, как представляется, должна быть своевременно решена. В противном случае предполагаемые выгоды от развития IT-сектора могут быть нивелированы недооцененными рисками.

  1. Беларусь начала продвижение IT страны на внешний мир // Новости TUT.BY. – Режим доступа: https://news.tut.by/economics/570671.html. – Дата доступа: 07.02.2018.
  2. В Госдуме обсудили вопросы правового регулирования криптовалюты // GetCoinToday. – Режим доступа: http://getcoin.today/v-gosdume-obsudili-kriptovalutu/. – Дата доступа: 07.02.2018.
  3. Декрет Президента Республики Беларусь 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Режим доступа:http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716. – Дата доступа: 07.02.2018.
  4. Как будет выглядеть IT-страна: с беспилотниками, криптовалютами и без бюрократии // TUT. BY. Белорусский портал. – Режим доступа: https://news.tut.by/economics/551605.html. – Дата доступа: 07.02.2018.
  5. Китай собирается запретить майнинг, Корея вводит ограничения на биткоин, а Microsoft и Visa отказываются от криптовалют // USA.one. – Режим доступа: https://usa.one/2018/01/bitkoin-ne-priznayut-kitaj-i-koreya-a-microsoft-i-visa-otkazyvayutsya-ot-kriptovalyut/. – Дата доступа: 07.02.2018.
  6. Ковалёв П. В., Берёза А. Н. Нормативно-правовое регулирование криптовалют («виртуальных валют») // Молодой ученый. – 2017. – №8. – С. 235-237
  7. Никитин К. Законодательные новеллы правового регулирования обращения криптовалют // Vegas Lex. – Режим доступа: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/legislative_innovations_in_the_legal_regulation_of_cryptocurrency/. – Дата доступа: 07.02.2018.
  8. Новости TUT.BY. – Режим доступа: https://news.tut.by/economics/567767.html. – Дата доступа: 07.02.2018.
  9. Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют): Информация Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) 4 сентября 2017 г. // Центральный Банк Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=04092017_183512if2017-09-04T18_31_05.htm. – Дата доступа: 07.02.2018.
  10. Послание белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2017 года // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/ezhegodnoe-poslanie-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-16059/. – Дата доступа: 07.02.2018.
  11. Правовое регулирование криптовалютного бизнеса. Отчет Axon Partners и криптовалютной консалтинговой компании ForkLog Research // Axon Рartners. – Режимhttp://axon.partners/wp-content/uploads/2017/02/Global-Issues-of-Bitcoin-Businesses-Regulation.pdf. – Дата доступа: 07.02.2018.
[1] ICO – Initial Coin Offering – форма привлечения средств граждан в виде выпуска и продажи им новых криптовалют/токенов.
[2] IPO – InitialPublic Offering – первая публичная продажа акций предприятия (акционерного общества).
[3] Приобретатели токенов не получают корпоративных прав, в отличие от приобретателей акций при IPO. По сути, они вкладывают деньги в обещание реципиента оказывать услуги или продавать товары за токены в будущем, если финансируемый проект будет осуществлен.

The article is devoted to a relatively new issue for the domestic law - the legal regulation of the turnover of the crypto currency, as well as related processes and technologies: blokcheyn, ICO, crypto-exchange, etc. The normative legal act designed to regulate this sphere of relations is adopted in the Republic of Belarus - Presidential Decree No. 8 of December 21, 2017. According to the author, legal regulation of the turnover of crypto currency is possible from three different positions. The first is a ban or restriction; the second is legalization of tokens as a means of payment, as well as the legalization of crypto-exchange and related technologies; the third is the refusal of special civil-law regulation with simultaneous adoption of legal measures aimed at minimizing the risks of fraud, financing of criminal activities and money laundering. The legislation of Belarus went the second way. The author suggests, before the entry into force of Decree No. 8, to develop measures to minimize the risks associated with trafficking in tokens and ICO.

Толочко, О.Н. Законодательство Республики Беларусь об обороте токенов (криптовалют) в свете обеспечения экономической безопасности / О.Н. Толочко // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 4. – С. 30–32.