В последние десятилетия международное право претерпело ряд революционных изменений, важнейшее из которых заключается в развитии наряду с традиционной функцией обеспечения мира и безопасности функции непосредственного регулирования международных экономических отношений. Данное обстоятельство послужило толчком к развитию новых для классической международно-правовой системы отраслей, в том числе международного экономического права. Смещение акцентов в функциях международного права от охранительных к регулятивным, а также появление новых сфер и методов регулирования не могли не сказаться на качественном состоянии системы международного права, которая постепенно отходит от классических форм и приобретает новые очертания. Помимо трансформации самого международного права, налицо усиление его взаимодействия с национальными правовыми системами, постепенное стирание границ между «национальным» и «международным» в правовом регулировании экономических отношений и общая тенденция к гомогенизации действующего на планете права.
Международные экономические отношения как объект правового регулирования представляют собой качественно новую ступень социального развития. Сущность таких отношений состоит в закреплении международного разделения труда и распределения собственности на природные богатства. Отличия указанных отношений от экономических отношений национально-государственного уровня состоят в том, что они, в отличие от последних, не закрепляют различий субъектов по социально-структурным признакам; индифферентны к формам собственности и системам производственных отношений; формируются в отсутствие единой в мировом масштабе управляющей политической силы; складываются как универсальные общественные связи, позволяющие осуществлять взаимодействие различных по уровню развития национальных государств; являются объективными по отношению к отдельным государствам.
Международный характер таких отношений выражается в том, что они выходят за пределы государства как структурированной системы и, соответственно, требуют особых международных средств регулирования. Международный характер общественных отношений не зависит от их субъектного состава, следовательно, международные отношения не могут быть сведены исключительно к межгосударственным (межвластным). Экономическими являются все базисные отношения, представляющие собой систему общественных связей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Базисный характер указанных отношений означает, что они являются первопричиной и задают параметры другим видам общественных отношений – правовым, политическим, социальным, культурным. Регулирующая международные экономические отношения система правовых норм представляет собой надстроечное явление, определяемое, в конечном счете, базисом, однако развивающееся по собственным законам и правилам. Современные международные экономические отношения как устойчивая, структурированная система международных общественных связей регулируются всей совокупностью имеющихся в распоряжении человеческой цивилизации средств правового воздействия, а не только международным экономическим правом.
Государственно-организованная форма жизнедеятельности общества предполагает, что международное экономическое взаимодействие всегда осуществляется между субъектами определенной государственной принадлежности. Данный факт имеет следствием то обстоятельство, что помимо общей системы международных экономических отношений существуют подсистемы указанных отношений применительно к отдельным государствам (здесь – к Республике Беларусь). Иными словами, можно говорить об условном обособлении подсистемы международных экономических отношений, находящейся в сфере влияния белорусского государства.
Роль основного регулятора международных экономических отношений отводится международному экономическому праву, правовая природа которого в доктрине международного права пока не определена. Проведенное исследование дает основания к выводу о том, что оптимальным вариантом решения проблемы является понимание международного экономического права как самостоятельной, вне структуры международного публичного права, отрасли международного права, призванной регулировать основополагающие, системообразующие международные экономические общественные отношения. В таком понимании международное экономическое право является формирующейся отраслью международного права, и вряд ли процесс формирования будет завершен в ближайшем будущем.
Важное научно-прикладное значение имеет рассмотрение проблематики международного экономического права с позиций конкретного государства, его партикулярной правовой системы. Концептуальным результатом указанного подхода является, в числе прочего, анализ правовой системы государства в ее совокупности, включая национально-правую и международную составляющую.
Анализ сложившейся на данном историческом этапе системы правового регулирования показывает, что в отношении каждого государства складывается особый механизм правового регулирования международных экономических отношений с участием его субъектов. Данный механизм как взятая в единстве система правовых средств, обеспечивающих целенаправленное воздействие на общественные отношения в рассматриваемой сфере, есть самостоятельное правовое явление, обладающее собственными признаками и особенностями, которые отличают его от других правовых механизмов. С функциональной точки зрения рассматриваемый механизм представляет собой самовоспроизводимый цикл, включающий возникновение и развитие особых правоотношений международного экономического характера; формирование регулирующей системы в виде нормативного комплекса, включающего нормы международного и национального права, а также правореализацию, в ходе которой международные экономические отношения как регулируемая система приводятся в соответствие моделям, содержащимся в нормах права.
В реальной действительности механизм правового регулирования международных экономических отношений существует в виде ряда конкретно-исторических форм, индивидуальных для каждого суверенного государства. Универсального, единого механизма правового регулирования указанных отношений в глобальном масштабе на данный исторический момент не существует. В то же время теоретико-правовая категория«механизм правового регулирования международных экономических отношений» обладает универсальными характеристиками (необходимыми и существенными признаками), присущими каждой конкретно-исторической форме.
Особенностями механизма правового регулирования международных экономических отношений, в сравнении с механизмом правового регулирования внутригосударственного уровня, являются:
– двухуровневая структура, включающая нормы международного и национального права;
– использование специальных правовых средств для разграничения правопорядков, претендующих на урегулирование данного отношения, – коллизионных норм;
– наличие особой функции, выражающейся в обеспечении взаимодействия с внешними факторами при одновременном поддержании внутренней стабильности рассматриваемого механизма, его устойчивости и гибкости в условиях интернационализации и усложнения общественных отношений;
– обусловленная особенностями регулируемых отношений необходимость установления пределов публично-правового регулирования в противовес частноправовому; императивного регулирования в противовес диспозитивному; законодательного регулирования в противовес внезаконодательному (обычному, доктринальному и др.), а также пределовадминистративного вмешательства во внешнеэкономическиепроцессы.
Необходимой предпосылкой эффективности механизма правового регулирования международных экономических отношений является закрепление его основополагающих начал в нормах международного экономического права, а также на национальном уровне.
Важной составной частью системы правового регулирования международных экономических отношений на современном этапе является интеграционное право. Интеграционное право, или право интеграционных объединений, представляет собой правовой феномен, роль которого в системе правового регулирования международных отношений стремительно возрастает. Данное обстоятельство обусловливает целесообразность выделения интеграционного права в самостоятельную научно-правовую категорию и очевидную необходимость проведения комплексных исследований в указанной сфере. Кроме того, особая роль интеграционного права предполагает определенное смещение акцентов в доктрине международного права и в системе подготовки специалистов-правоведов.
Вместе с тем повышение значимости интеграционного права в регулировании социально-экономических процессов не является основанием к выводу о том, что названный правовой феномен имеет характеристики, позволяющие вычленить его из системы общего международного права. Напротив, любое интеграционное право является безусловной составной частью международного права, несет в себе все его признаки и черты, связано международно-правовыми принципами, когентными нормами, иерархической структурой и общими правилами взаимоотношений с национальными правовыми системами. По своей природе интеграционное право представляет собой совокупность норм различного происхождения и содержания, регулирующих отношения в рамках конкретной международной межгосударственной организации. Таким образом, в действительности интеграционное право существует как ряд «микросистем» международного права, относящихся к определенным межгосударственным организациям: право ЕС, право МЕРКОСУР, право СНГ, право ЕврАзЭС и т.д. Масштаб интеграционных процессов, а также значимость интеграционного права для государств-участников и для мирового сообщества в целом, требуют выработки в данной сфере императивных норм международного права.
Глобализация, одним из проявлений которой является формирование общего международного экономического права, обусловливает возрастающее внешнее влияние на внутригосударственные правовые системы. В то же время глобализация не привела на текущий момент ни к формированию единой глобальной экономики без национальных границ, ни к полной унификации национально-правового регулирования, ни к единому в масштабах планеты праву. Приведя к системным изменениям универсальное международное право, глобализация пока не оказала заметного влияния на общие параметры национальных правовых систем, остающихся на данный момент в своих цивилизационных рамках и закрепляющих национально-государственную идентичность. Кроме того, некоторые стороны современной глобализации обусловили нарастание центробежных процессов как в международной экономике, так и в международном праве. Одним из проявлений таких процессов является регионализация как стремление противостоять универсализации общественной жизни, обособившись в рамках определенного социума (государства, группы государств).
Нелинейность социальных процессов, в том числе процессов глобализации и регионализации, не позволяет однозначно оценивать их перспективы. Место Республики Беларусь в этих процессах определяется ее текущим экономическим развитием и геополитическим положением. Не входя в число инициаторов современной версии глобализации и ее основных бенефициаров, Беларусь в настоящее время достаточно далека от сколь-нибудь заметного влияния глобализационных тенденций на свою экономическую и, как следствие, правовую систему. Национальное право Республики Беларусь не претерпело каких-то кардинальных изменений, инспирированных глобализационными процессами.
Вместе с тем, развитие внешней торговли, экономические и политические интересы страны обусловливают все более тесную интеграцию с постсоветскими странами, прежде всего, с Российской Федерацией. Очевидно, что международная интеграция детерминируется сегодня экономическими и политическими выгодами, предоставляемыми той или иной интеграционной формой. При этом ни одна из имеющихся на данный момент форм интеграции не выглядит незыблемой.
Объективной тенденцией на текущем историческом этапе является увеличение числа и усиление роли международных экономических организаций. При этом под «экономическими» условно понимаются международные организации, в компетенцию которых включаются вопросы, касающиеся производства, распределения и потребления товаров, работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности и др. Соответственно, возрастает роль актов таких организаций в регулировании экономических отношений.
В новейшей международно-правовой литературе признается юридическая обязательность актов международных организаций для государств-участников. Вместе с тем такая обязательность не предусматривается системообразующими законодательными актами Республики Беларусь (в Российской Федерации соответствующая конституционная норма этого не исключает). Данное положение в настоящее время противоречит реальности. Очевидно, назрела необходимость изменения соответствующих норм законодательства Республики Беларусь и определения роли актов международных межправительственных организаций (прежде всего тех, чьи решения de-facto стали обязательными к применению), в национальном праве.
Требует доктринального и легального определения регулирующая роль некоторых актов международных неправительственных организаций. Признание таких актов источниками международного экономического права предполагает их включение в той или иной форме и в национальную правую систему Республики Беларусь. При этом речь должна идти лишь об определенных актах определенных организаций, удовлетворяющих конкретным правовым параметрам, которые должны быть закреплены в основополагающих документах по международному экономическому праву и в национальном законодательстве о внешнеэкономической деятельности.
Сравнительно новым явлением в международных экономических отношениях является трансграничное межрегиональное сотрудничество. Развитие прямых, помимо национальных государств и правительств, межрегиональных связей является наивысшим выражением центробежных тенденций (регионализации), и получает все более широкое распространение. Состоянию проблемы, очевидно, не соответствует ее современное международно-правовое регулирование, представленное Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г., Конвенцией о приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ 2008 г. и некоторыми двусторонними документами Беларуси, России, Украины и др.
Трансграничное межрегиональное сотрудничество как перспективное направление в экономическом развитии регионов нуждается концептуальном решении проблемы международной правосубъектности административно-территориальных единиц, что необходимо сделать при разработке основополагающих документов по международному экономическому праву. В таких документах должны быть обозначены цели, средства, субъекты, объекты трансграничного экономического сотрудничества, предметы исключительной компетенции национальных государств, порядок разрешения споров, связанных с толкованием и исполнением транснациональных межрегиональных соглашений и другие актуальные вопросы. Необходимо также устранить пробел в международно-правовом регулировании трансграничных межрегиональных связей неприграничного характера.
Эффективность трансграничных межрегиональных связей с участием административно-территориальных единиц Республики Беларусь сдерживается в настоящее время отсутствием надлежащего национально-правового регулирования. Проблема может быть решена, в частности, внесением соответствующих изменений в Закон о местном управлении и самоуправлении; принятием модельного Закона «О регионах приграничного сотрудничества» Межпарламентского комитета ЕврАзЭС (1998) с соответствующими правками, учитывающими опыт межрегионального сотрудничества на текущий момент; либо принятиемособого закона о трансграничном межрегиональном сотрудничестве. Законодательное регулирование трансграничного межрегионального сотрудничества позволит отказаться от координационных советов как не вполне эффективной формы управления в рассматриваемой сфере, закрепив регулятивные функции за конкретными органами исполнительной власти.
Актуальным в свете всех изложенных обстоятельств является определение места в национальной правовой системе Республики Беларусь принципов и норм международного экономического права.
В соответствии со ст. 8 Конституции, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства. Анализ основополагающих международно-правовых документов дает основания отнести к таким «общепризнанным принципам» основные принципы международного права, касающиеся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН; императивные нормы международного права по смыслу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Расширительное толкование понятия «общепризнанных принципов международного права», в частности, включение в их состав таких как, например, принцип наибольшего благоприятствования, принцип преференций, принцип суверенитета над природными богатствами и др., – не имеет под собой достаточных правовых оснований.
Нормы международных договоров, заключенных Республикой Беларусь и вступивших в законную силу, являются частью действующего на территории Беларуси права. Их непосредственное применение и юридическая сила по отношению к иным актам обеспечиваются в зависимости от содержания соответствующего договора и сферы общественных отношений, к которым относится данный договор. Нормы международного права, зафиксированные в иных источниках – акты международных организаций, международные обычаи, прецеденты, доктрина – в настоящее время частью законодательства Беларуси официально не признаны. Вместе с тем они в различных формах также присутствуют в правовой системе Республики Беларусь, что обусловливается объективными потребностями международного общения Беларуси, ее граждан и субъектов хозяйствования. Законодательное оформление такого фактического присутствия в значительной мере облегчит задачу эффективного правового регулирования экономических отношений.
Одной из форм реализации норм международного экономического права является участие государства в международных экономических организациях. Помимо всего прочего, такое участие обусловливает формирование правовых институтов, направленных на исполнение принятых государством в рамках данной организации международных обязательств. В этой связи следствием участия государства в международной экономической организации является, в том числе, принятие или изменение в соответствующем направлении норм внутригосударственного права. Более того, экономическая и политическая мощь некоторых международных организаций обусловливает изменение в соответствующем направлении национального экономического законодательства государств, не являющихся участниками таких организаций. Для Беларуси данный тезис иллюстрируется, в частности, изменением основополагающих актов экономического законодательства в направлении максимального соответствия принципам и стандартам ВТО.
Особенности процесса реализации принципов и норм международного права нашли отражение в использовании специальной правовой категории «имплементация». Процесс имплементации международного права в национальную правовую систему представляет собой совокупность конкретно-исторических форм реализации норм международного права на национальном уровне. В действительности процесс имплементации осуществляется в конкретно-исторических формах, индивидуальных для каждого государства. При этом под национальным механизмом имплементации международного права необходимо понимать всю совокупность форм воздействия международного права на внутригосударственные правоотношения. Таким образом, имплементация норм международного экономического права в национальное законодательство Республики Беларусь представляет собой определенные формы присутствиятаких норм в системе белорусского права.
С теоретических позиций можно выделить пять основных форм имплементационного процесса в Республике Беларусь:
– действующее международное экономическое право задает основные векторы развития национальной экономико-правовой системы Беларуси, являясь одним из объективных факторов, детерминирующих общую направленность национального экономического правотворчества;
– выполнение международных обязательств во многих случаях обусловливает принятие национально-правовых актов, приводящих правовой режим в соответствующей сфере к определенному нормами международного права качеству. В отсутствие таких актов нормы международного права действуют непосредственно, однако лишь постольку, поскольку речь идет о выполнении международных обязательств, т.е. не во внутренних отношениях, а в сфере международного сотрудничества;
– в случаях, когда международно-правовая норма не направлена на изменение национально-правового режима, а ориентирована только на международные экономические отношения с участием государства или его субъектов, формой имплементации является непосредственное применение данной нормы к конкретной ситуации;
– особой формой имплементации норм международного права, регулирующих отношения экономического характера, является применение на территории Республики Беларусь в определенных международными нормами или внутренним законодательством случаях норм иностранного права;
– формой имплементации норм международного права являются также действия органов государства, должностных лиц, субъектов хозяйствования, а также физических лиц по их фактическому исполнению.
Все перечисленные формы отражают регулятивные возможности норм международного экономического права внутри государства и доказывают единство международной и национальной правовых систем.
Одной из форм правореализационного процесса является юрисдикция по делам, возникающим из международных экономических отношений. На текущий момент она осуществляется государствами, негосударственными учреждениями (международными арбитражами) и межгосударственными учреждениями.
В юрисдикции государств, как правило, находятся дела, хотя бы одним из субъектов в которых являются частные лица; основным критерием разграничения юрисдикции между разными государствами является местонахождение ответчика. Наличие иных критериев, обусловленных стремлением государств подчинить соответствующую категорию дел собственной юрисдикции, порождает специфическую проблему «конфликта юрисдикций», и, как следствие, формирование особых правовых механизмов разрешения названного конфликта.
Основное противоречие современной международной системы – противоречие между государственной организацией общественной жизни и международным характером регулируемых отношений – обусловливает функционирование альтернативных негосударственных форм осуществления юрисдикции.
В юрисдикции межгосударственных структур, находятся, как правило, дела, возникающие из экономических отношений суверенных субъектов. Для Республики Беларусь в настоящее время наиболее актуальным является развитие международных судов интеграционных объединений – Экономического Суда СНГ и Суда ЕврАзЭС.
В целом международное экономическое право как формирующаяся отрасльмеждународного права, призванная закрепить основы оптимального правового регулирования международных экономических отношений, несовершенно. Очевидна потребность в разработке и внедрении в практику международного общения качественно новых моделей международного экономического правопорядка. Данная проблема включает в себя, в числе прочего, решение следующих вопросов:
– определение, формулировка и закрепление основных принципов международного экономического права; обеспечение их реализации в международных отношениях, включая ответственность государств и частных лиц за их нарушение;
– определение системы источников международного экономического права, в том числе места в данной системе актов межгосударственных и негосударственных организаций, а также внутреннего законодательства государств; установление иерархии источников; решение соответствующих проблем юридико-технического характера (публикация, систематизация, принципы толкования и применения и др.);
– определение необходимого минимума имплементированности норм международного экономического права, который должен быть обеспечен в каждой национально-правовой системе;
– закрепление основ правового статуса субъектов международного экономического права: государств, межгосударственных организаций, административно-территориальных единиц, юридических и физических лиц;
– экономическая безопасность (общие принципы обеспечения международной экономической безопасности и экономической безопасности государств, геоэкономические правонарушения и их пресечение, борьба с коррупцией и нелегальными секторами экономики, информационное сотрудничество и обеспечение сохранности экономических секретов, обеспечение общего пользования открытым морем, воздушным и космическим пространством, отдельными территориями и др.);
– экономические аспекты обеспечения охраны окружающей среды;
– международно-правовая ответственность в экономической сфере, а также общие принципы экономической ответственности государств и иных субъектов за правонарушения неэкономического характера;
– общие начала построения мировой финансовой системы, международного движения инвестиций и трудовых ресурсов, мировой торговли товарами и услугами, международной охраны интеллектуальной собственности, международной транспортной системы, информационного пространства и телекоммуникаций, борьба с транснациональной экономической преступностью и т.д., – то есть основополагающие нормы, которые затем должны конкретизироваться и углубляться в соответствующих специальных отраслях международного права;
– общие принципы и институциональная система разрешения международных экономических споров.
Важную прикладную проблему представляет совершенствование правового регулирования международных экономических отношений в рамках интеграционных образований. Данная проблема включает ряд научно-практических задач, без последовательного решения которых оптимизация правового регулирования в интеграционной сфере затруднительна. Прежде всего, представляется необходимым установить цели каждого интеграционного объединения, т.е. закрепить в международных соглашениях или решениях высших органов результаты, которые должны знаменовать завершение формирования данного интеграционного объединения и начало процесса его нормального функционирования. Это позволит, во-первых, сконцентрировать усилия на научно обоснованных мерах повышения эффективности интеграционного процесса; во-вторых, снимет ряд проблем при прохождении национальных процедур придания обязательной силы актам интеграционного объединения; в-третьих, повысит привлекательность объединения для потенциальных участников и, в-четвертых, значительно облегчит регулирование отношений данного интеграционного объединения с иными международными организациями и государствами.
Кроме того, необходимо признать, что развитие права интеграционных объединений – результативная, однако не единственная и не всегда оптимальная форма правового регулирования международных экономических отношений. С позиций эффективной реализации принятых актов, уменьшения затрат, «совместимости» устанавливаемых правовых режимов с многосторонним регулированием, осуществления многовекторной внешнеэкономической политики государства, – не менее, а ряде случаев и более предпочтительной правовой формой является международный договор. Интенсификация собственного правотворчества международной организации не должна осуществляться в ущерб развитию международного договорного экономического права государств-участников. Оптимальным является гармоничное сочетание договорной и институциональной форм регулирования международных экономических отношений.
С целью совершенствования правотворческой деятельности интеграционных объединений необходимо доктринально, а затем практически решить проблему дебюрократизации правотворческих процедур и вовлечения в правотворческий процесс гражданских институтов. Это позволит значительно снизить риски экономических, социально-политических и юридико-технических ошибок в принятии и реализации нормативных актов интеграционных объединений. На национально-правовом уровне необходимо законодательное определение места актов интеграционных образований в системе права, порядка их толкования, применения (отказа в применении), изменения (внесения предложений об изменении) и др.
Данная проблема, а также многие другие, связанные с оптимизацией правового регулирования международных экономических отношений, могут быть решены, в том числе, в ходе систематизации национального внешнеэкономического законодательства.
Современный уровень развития системы права требует единого, целостного регулирования таких стратегически важных для государства и общества и вместе с тем специфических отношений, как экономические отношения внешнего характера. Достижение указанной цели возможно посредством введения следующей многоуровневой системы регулирования:
– закрепление конституционных основ правового регулирования внешних экономических отношений в виде отдельных статей Основного Закона, определяющих принципы внешнеэкономической политики и внешнеэкономического законодательства;
– принятие комплексного кодификационного акта, определяющего основы правового регулирования внешних экономических отношений (Внешнеэкономического кодекса Республики Беларусь),
– сохранение и развитие отдельных институтов в отраслевых правовых актах, регулирующих специальные сферы внешнеэкономических отношений, с установлением правила о приоритете норм Внешнеэкономического кодекса над соответствующими нормами этих отраслевых актов.
Данная модель позволит в значительной мере оптимизировать процесс правового регулирования международных экономических отношений с участием Республики Беларусь и ее субъектов, придать ему качества транспарентности, целенаправленности, планомерности и, в конечном счете, обеспечить эффективную интеграцию Республики Беларусь в мировое экономическое пространство.