Прообраз правовых гуманитарных норм можно найти еще в первобытном обществе. Задолго до появления государств, в тех случаях, когда борьба между племенами, кланами или сторонниками тех или иных вождей не велась с целью полного уничтожения противника, возникали правила, целью которых было уменьшение последствий насилия. Такие правила обнаруживаются во всех культурах, достаточно обратиться к индийскому эпосу «Махабхарата», Библии, Корану, Законам Ману и т.д. В средневековой Европе рыцарство устанавливало строгие правила ведения боя, и не в последнюю очередь – в собственных интересах. Часто в конфликтах стороны заключали соглашения о судьбе пленных. Таким образом, во всем мире с незапамятных времен правители, религиозные деятели, военачальники пытались уменьшить тяжкие последствия войны путем введения общеобязательных норм. Можно заметить, что нормы, смягчающие участь гражданского населения захваченных земель или поверженного противника (военнопленных) имели внутренний характер и были основаны либо на религиозных началах, либо на экономической целесообразности с точки зрения победителя.
История знает и международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Однако до середины XIX века такие соглашения носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действительные чаще всего лишь на время конфликта.
Возникновение гуманитарного права, связанное с зарождением движения Красного Креста, резко изменило ситуацию. Государства связали себя универсальным договором, применяемым в любое время и при любых обстоятельствах. Это было большим шагом вперед для всего человечества.
Начало развития современного международного гуманитарного права связывают с именем женевского предпринимателя Анри Дюнана.
В 1859 г. Анри Дюнан случайно стал свидетелем ужасающей картины, которую представляло собой поле битвы при Сольферино (Ломбардия): на залитом кровью и пылающем пожарами пространстве тысячи раненных солдат были брошены на произвол судьбы и обречены на верную смерть. Зрелище настолько взволновало его, что весь остаток жизни А.Дюнан посвятил делу смягчения участи жертв войны. После опубликования книги А.Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино», которая буквально потрясла Европу, по инициативе самого А.Дюнана и еще четверых швейцарцев в 1863 г. был основан Международный комитет помощи раненым, который впоследствии стал Международным Комитетом Красного Креста.
Благодаря энтузиазму и настойчивости этих людей комитету удалось убедить швейцарское правительство созвать в 1864 г. международную конференцию, в которой приняло участие 12 государств. На этой конференции в Женеве 22 августа 1864 года была принята Конвенция об улучшении участи раненных и больных воинов во время сухопутной войны, которая положила начало развитию современного гуманитарного права.
В дальнейшем международно-правовая защита жертв войны стала объектом постоянного внимания мирового сообщества. В 1899 г. в Гааге была подписана Конвенция о применении начал Женевской конвенции 1864 г. к морской войне. В 1906 г. положения Конвенции 1864 г. были усовершенствованы и дополнены.
В 1907 г. Четвертая Гаагская конвенция определила категории участников боевых действий («комбатантов»), имеющих право на статус военнопленных и особое обращение в течение периода нахождения в плену. В 1929 г. эти три конвенции были вновь подтверждены и получили дальнейшее развитие.
После второй мировой войны, которая потрясла мир гигантскими потерями, прежде всего среди гражданского населения, и бесчеловечным отношением к военнопленным, раненым и больным, были приняты 4 Женевские конвенции о защите жертв войны, а также Конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949). Женевские конвенции 1949 г., насчитывающие порядка 400 статей, представляют собой юридический документ поистине исторического значения, который уже более пятидесяти лет обеспечивает защиту бесчисленным жертвам вооруженных конфликтов.
Как уже указывалось, международное гуманитарное право развивается по двум направлениям. Первое направление устанавливает ограничения по способам ведения войны: по допустимым и недопустимым видам оружия, методам ведения военных действий, включая военную тактику, и т.д. Начало этому направлению было положено Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 г., и оно получило наименование «Гаагское право». Второе направление международного гуманитарного права осуществляет защиту лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях (жертв войны). Оно состоит из четырех Женевских конвенций 1949 г. и двух Дополнительных протоколов к ним 1977 г. и называется «Женевским правом».
Нормы и принципы «Женевского права» в современной науке международного права признаются императивными (iuscogens). На них не распространяется принцип взаимности, т.е. воюющая сторона не может отказаться от их соблюдения, даже если другая воюющая сторона их нарушает. Женевские конвенции не могут быть денонсированы в ходе вооруженных конфликтов. В соответствии со ст.1 Женевских конвенций государства обязаны не только соблюдать их, но и «заставлять соблюдать их все другие государства при любых обстоятельствах».
Каждое государство–участник может денонсировать Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним. Однако если заявление о денонсации было сделано государством, которое в этот момент участвовало в вооруженном конфликте, оно не будет иметь силы до окончания военного конфликта или оккупации, а также до тех пор, пока не будут завершены операции, связанные с окончательным освобождением, репатриацией или устройством покровительствуемых лиц.
По состоянию на 1998 год участниками Женевских конвенций 1949 года являются 188 государств.
Следует особо подчеркнуть, что важнейшее значение для развития международного гуманитарного права имеет деятельность Международного Комитета Красного Креста, созданного в 1863 году при участии Анри Дюнана. В целях развития международного гуманитарного права МККК занимается подготовкой Дипломатических конференций, обладающих полномочиями для принятия новых документов. МККК разрабатывает проекты, которые ложатся в основу международно-правовых договоров, заключаемых государствами. Именно так были приняты Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.
Как хранитель гуманитарного права МККК получил от международного сообщества полномочия контролировать, в частности, применение этого права сторонами в конфликте. В случае нарушения норм международного гуманитарного права МККК напоминает воюющим сторонам об их обязанностях, закрепленных в конвенциях. Кроме того, МККК поощряет государства к принятию уже в мирное время практических мер, направленных на соблюдение гуманитарного права во время войны. С этой целью МККК осуществляет перевод и пропаганду текстов конвенций, стимулирует принятие правовых норм, необходимых для преследования военных преступников, ведет работу по распространению знаний о гуманитарном праве, особенно в вооруженных силах, организует многочисленные семинары и т.д.