О.Н. Толочко
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Неуклонно глобализирующийся мир сталкивается с угрозами, обусловленными производством и оборотом оружия массового уничтожения, а также товарами и технологиями, которые могут быть использованы для его незаконного создания и применения. Специальная Резолюция Совета Безопасности ООН 1540, принятая 28 апреля 2004 г., подтвердив необходимость выполнения государствами обязательств в области контроля над вооружениями, обязала государств – членов ООН устанавливатьи поддерживать эффективный контроль за экспортом и перемещением ядерного, химического и биологического оружия, средств доставки и других предметов, угрожающих международной безопасности [1].
Надо сказать, что в юридической литературе правовые проблемы, связанные с осуществлением экспортного контроля, исследованы мало. В большей степени данный вопрос отражен в специальной литературе по международным отношениям, экспорту вооружений, контролю за вооружениями и разоружением. Различные аспекты осуществления экспортного контроля исследовались в работах А.Антонова, А.Ю.Давыдова, М.Пядушкина, В.И.Рыбаченкова, Р.М.Тимербаева и др. [2; 3; 4; 5; 6]. Цель настоящей статьи – уделить внимание правовой стороне проблемы, а именно проанализировать нормативные акты, образующие систему экспортного контроля Республики Беларусь.
Под экспортным контролем понимается система организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю за экспортом определенных товаров (объектов экспортного контроля).
Исторически экспортный контроль создавался как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного оружия, экспортный контроль остается важнейшим способом поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового поражения и работающие над его созданием, предпринимают попытки закупить компоненты и технологии и использовать их в своих военных программах. Вместе с тем нет сомнений, что увеличение числа государств, располагающих такого рода оружием, приведет к общему снижению международной безопасности. Кроме того, с ростом поражающих факторов и уменьшением габаритов средств поражения появляется реальная угроза использования такого оружия террористическими организациями. Поэтому контроль над экспортом оружия и соответствующих технологий стал частью политики большинства развитых стран.
Первый международный режим экспортного контроля – Координационный комитет по контролю над экспортом (КОКОМ) – был создан по инициативе США в 1949 г. КОКОМ осуществлял политический контроль в сфере международных экономических отношений, в том числе и в области военного экспорта ведущих западных стран. В него первоначально вошли все страны НАТО (кроме Исландии), а несколько позже Япония и Австралия. Этот режим являлся центральным звеном разветвленной системы, в рамках которой западные страны осуществляли совместные мероприятия по контролю за экспортом своих промышленных технологий, прежде всего, двойного назначения. Основная задача КОКОМ заключалась в жестко контролируемом сдерживании темпов экономического и научно-технического развития СССР и его союзников путем ограничения, а в ряде случаев и исключения их участия в международном разделении труда и рынков, а также доступа к новейшим высоким технологиям и товарам двойного назначения. Другим направлением деятельности КОКОМ было рассмотрение заявок стран-участниц на осуществления экспорта соответствующих товаров и технологий в страны, не являющиеся участниками КОКОМ.
С 1984 г. в системах экспортного контроля стран-участниц КОКОМ действовал принцип всеобъемлющего контроля, который предполагал гражданскую или уголовную ответственность экспортера в случае, если он знал, что экспортируемый товар или технология предназначаются для использования в военных программах страны конечного пользователя, и не прошел согласование в комитете.
По мере развития политической ситуации и прекращения холодной войны, возникла необходимость создания новых международных режимов экспортного контроля. В настоящее время существует около десяти международных режимов экспортного контроля, основными из которых являются четыре (участники – 30-38 ведущих стран мира).
1. Вассенаарские соглашения по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения были заключены на основе КОКОМ в 1995 году в городе Вассенааре (Нидерланды) 33 странами. В настоящее время число стран-участниц достигло 40, в их число входят Великобритания, Германия, Канада, Литва, Нидерланды, Польша, Россия, США, Турция, Украина и другие. Целью Вассенаарских соглашений является координация усилий по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий «двойного применения») в страны с нестабильными политическими режимами (Ирак, Ливия, Северная Корея, страны Южной Азии). В соглашениях, таким образом, участвуют государства, являющиеся экспортерами вооружений или соответствующих технологий. Вассенаарские соглашения предусматривают обмен информацией между странами-участниками в отношении поставок в третьи страны товаров и технологий «двойного применения», указанных в прилагаемых к соглашению списках. Государства-участники также согласились два раза в год предоставлять друг другу сведения о поставках обычных вооружений, номенклатура которых основывается на Регистре обычных вооружений ООН.
2. Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) был создан в 1987 г. и объединяет в настоящее время более 30 государств, включая все промышленно развитые и в том числе с 1995 г. Российскую Федерацию. Цель РКРТ – противодействие распространению технологий создания ракетных средств доставки оружия массового поражения. Достижение цели осуществляется проведением ответственной экспортной политики членами РКРТ, а также через обмен информацией о таком экспорте.
3. Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков (ГЯП). Комитет Цангера представляет собой неформальную организацию, основной задачей которой является определение товаров, подпадающих под категорию ядерных материалов и оборудования. Россия участвует с 1974 г. (в составе СССР). Группа ядерных поставщиков также является неформальной организацией (Россия участвует с 1976 г., Республика Беларусь – с 2000 г.). ГЯП координирует экспорт ядерных материалов, товаров и технологий двойного назначения, входящих в два списка, опубликованные в приложении к информационным циркулярам МАГАТЭ. Правила ГЯП разрешают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь в случае, если страна-получатель поставила свою ядерную деятельность под гарантии МАГАТЭ.
4. Австралийская группа по контролю за распространением химического и бактериологического оружия создана в 1995 г. и является неформальным соглашением государств, в рамках которого обсуждаются проблемы, связанные с распространением химического и биологического оружия. Основной целью группы является ограничение поставок материалов и оборудования, используемых для производства химического и биологического оружия. Австралийская группа не имеет устава и не может принимать обязательных решений. Поскольку все решения принимаются на основе консенсуса, то предполагается, что каждый член Австралийской группы использует согласованные меры в области экспортного контроля, включая их в национальное законодательство. Все государства, входящие в Австралийскую группу, ратифицировали Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. и о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1973 г. РФ участвует в обеих названных конвенциях, однако не является членом Австралийской группы.
Республика Беларусь не участвует в названных международных режимах экспортного контроля. Однако национальное законодательство полностью учитывает сложившуюся в мире систему экспортного контроля и международные обязательства по нераспространению соответствующих материалов и технологий [7]. Система экспортного контроля практически осуществляется следующими методами правового регулирования внешнеэкономической деятельности:
– определение перечня товаров, являющихся объектами экспортного контроля; лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями; таможенный контроль;
– валютный контроль;
– применение мер государственного принуждения (санкций) к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении данных товаров.
В Республике Беларусь создана и действует многоступенчатая система экспортного контроля, которая позволяет эффективно решать вопросы нераспространения оружия массового уничтожения. В 1998 г. в Беларуси был принят Закон об экспортном контроле [8].
Беларусь является членом Группы ядерных поставщиков. На регулярной основе осуществляются рабочие контакты с представителями Режима контроля над ракетными технологиями и Вассенаарских договоренностей. Беларусь рассматривает транспарентность в сфере поставок вооружений как важную составляющую архитектуры международной безопасности. С 1993 года мы регулярно направляем информацию о поставках вооружений и военной техники в Регистр ООН по обычным вооружениям.
В 2003 г. в рамках ЕврАзЭС было заключено Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств – членов ЕврАзЭС (действует с 21 декабря 2007 г.). Этим Соглашением государства-участники обязались установить единый порядок экспортного контроля в отношении отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники [9]. Соглашение предусматривает формирование Типовых списков товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. В настоящее время утверждено 5 таких списков:
– Типовой список подлежащих экспортному контролю возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий;
– Типовой список подлежащих экспортному контролю оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия;
– Типовой список подлежащих экспортному контролю химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия;
– Типовой список подлежащих экспортному контролю химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия;
– Типовой список подлежащих экспортному контролю ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий [14].
Однако в целях обеспечения национальной безопасности государства-участники вправе устанавливать меры экспортного контроля и за другими товарами и технологиями.
Одним из основных элементов системы экспортного контроля является разрешительный порядок осуществления вывоза за пределы территории ЕврАзЭС товаров и технологий, включенных в указанные выше списки. Разрешение на осуществление внешнеэкономических операций, связанных с вывозом таких товаров и технологий, выдается уполномоченным органом государства, являющегося для них постоянным местом нахождения (местом жительства), в порядке, установленном законодательством этого государства.
В Республике Беларусь головным исполнительным органом в области экспортного контроля является Государственный военно-промышленный комитет. Кроме того, ряд функций в сфере экспортного контроля осуществляет МИД. Выдачу лицензий на транзит через территорию Республики Беларусь продукции военного назначения осуществляет Государственный таможенный комитет.
Согласно Закону Республики Беларусь об экспортном контроле от 6 января 1998 г. объектами экспортного контроля в нашей стране являются:
– товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;
– химические субстанции, микроорганизмы, устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;
– товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;
– товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;
– оружие массового поражения и средства его доставки;
– продукция военного назначения;
– товары и технологии двойного применения;
– шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальная техника, предназначенная для негласного получения информации.
Перечни объектов экспортного контроля утверждены совместным постановлением Государственного военно-промышленного комитета и ГТК Республики Беларусь «Об утверждении перечней специфических товаров (работ, услуг)» от 28 декабря 2007 года № 15/137 [10].
В целом система экспортного контроля Республики Беларусь включает в себя:
– определение перечней объектов экспортного контроля;
– определение режимов экспорта объектов экспортного контроля в отдельные страны;
– лицензирование вывоза объектов экспортного контроля и ввоза отдельных категорий объектов;
– предоставление государственных гарантий использования импортируемых объектов экспортного контроля в заявленных целях и недопущения их реэкспорта без разрешения страны экспортера;
– контроль за использованием объектов экспортного контроля;
– обмен информацией и иное взаимодействие с международными организациями и органами экспортного контроля иностранных государств;
– иные меры государственного регулирования ввоза, вывоза и транзита объектов экспортного контроля, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Экспорт объектов экспортного контроля осуществляется в любые страны, за исключением государств, в которые такой экспорт запрещен или ограничен в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь. Перечень государств, а также отдельных объектов экспортного контроля, запрещенных к экспорту в эти государства, утверждается Президентом Республики Беларусь.
Государственное регулирование вывоза объектов экспортного контроля и ввоза отдельных категорий объектов осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)» [11], которым были утверждены:
– Положение о порядке лицензирования в Республике Беларусь ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг);
– Положение о порядке оформления обязательств по использованию импортированных специфических товаров (работ, услуг);
– Положение о порядке организации контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях.
В соответствии со ст. 14 Закона об экспортном контроле, уполномоченные государственные органы имеют право на получение от государственных органов, юридических и физических лиц Республики Беларусь документов и информации по вопросам экспортного контроля. При этом должностным лицам уполномоченных государственных органов в области экспортного контроля запрещается разглашать или передавать третьим лицам полученные в ходе осуществления экспортного контроля документы и информацию. Лица, виновные в представлении недостоверной информации в области экспортного контроля, нарушении установленного порядка перемещения через таможенную границу Республики Беларусь объектов экспортного контроля и других нарушениях в этой области, несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Таким образом, законодательство Беларуси в полной мере отвечает международным стандартам в сфере безопасности. Приверженность Беларуси принципам нераспространения оружия массового уничтожения, неприменения силы или угрозы силой нашла отражение в национальном законодательстве и заключенных международных соглашениях. Вместе с тем, учитывая ограничительную направленность международного законодательства в сфере экспортного контроля, необходимо всячески укреплять сотрудничество с ведущими международными организациями для того, чтобы принимаемые ими решения не ущемляли прав и законных интересов нашей страны в сфере внешней торговли товарами и технологиями, в том числе являющимися объектами экспортного контроля.
1. Резолюция 1540 (2004), принятая Советом Безопасности на его 4956-м заседании 28 апреля 2004 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2004/res1540.htm. – Дата доступа: 02.02.2011.
2. Антонов, А. Нераспространение ядерного оружия в политике «восьмёрки» / А. Антонов //Civil8 – Гражданская восьмерка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://civilg8.ru/other/economics/6399.php . – Дата доступа: 02.02.2011.
3.Давыдов, А.Ю. Современные проблемы российско-американских торгово-экономических отношений / А.Ю. Давыдов // Россия и Америка в XXI веке: Электронный научный журнал. – 2008. – № 2. – Режим доступа: http://www.rusus.ru/?act=read&id=87. – Дата доступа: 02.02.2011.
4. Пядушкин, М. Участие России в международных режимах контроля за экспортом вооружений / М. Пядушкин // Экспорт вооружений. – 2000. –№ 2 (март-апрель). – С. 35–41.
5. Рыбаченков, В.И. Режим нераспространения ядерного оружия: стенограмма лекции, состоявшейся 25 апреля 2002 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса «Стратегические вооружения и проблемы безопасности» / В.И. Рыбаченков // Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/course/lectures/rybachenkov6.htm. – Дата доступа: 02.02.2011.
6. Тимербаев, Р.М. Контроль за ограничением вооружений и разоружением / Р.М. Тимербаев. – М.: Международные отношения, 1983. – 192 с.
7. Экспортный контроль // Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/ru/foreign-policy/multilateral/mb/e5f4a881483b3086.html. – Дата доступа: 02.02.2011.
8.Об экспортном контроле: Закон Республики Беларусь от 6 января 1998 г. № 130-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ – Дата доступа: 02.02.2011.
9. Соглашение ЕврАзЭС о едином порядке экспортного контроля от 28 октября 2003 года // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/ – Дата доступа: 02.02.2011.
10. Об утверждении перечней специфических товаров (работ, услуг): совместное постановление Государственного военно-промышленного комитета и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 декабря 2007 года № 15/137 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ – Дата доступа: 02.02.2011.
11. О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг): Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 460 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/ – Дата доступа: 02.02.2011.
Olga Tolochko
MODERN EXPORT CONTROL SYSTEM IN THE REPUBLIC OF BELARUS: LEGAL ASPECT
The article is devoted to the urgent problem of legal regulation of foreign economic activity - the export control system in the Republic of Belarus. The historical aspect of the formation of the export control system since the Cold War and the present: the Coordinating Committee for Export Control, the Wassenaar Agreement Regime for control of nuclear technology, the Zangger Committee, Nuclear Suppliers Group, the Australia Group. Investigated acts of EurAsEC on the organization of export control in the participating countries and relevant legislation of the Republic of Belarus, defined the relationship between them. Author stresses the need to consider when improving the international legal framework for export control, along with the interests of public safety, national interests of the Republic of Belarus in the sphere of international trade in specific goods and technologies.