• +375 29 589 42 24

Совершенствование законодательства о международном коммерческом арбитраже как фактор повышения доверия к правосудию

Толочко, О. Совершенствование законодательства о международном коммерческом арбитраже как фактор повышения доверия к правосудию / О. Толочко // Законность и правопорядок. – 2023. – № 1 (65). – С. 47–51.

УДК 341.9; 346
Толочко О.Н.
CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ПРАВОСУДИЮ

Аннотация. Статья посвящена актуальным направлениям совершенствования законодательства Республики Беларусь о международном коммерческом арбитраже, что, по мнению автора, должно способствовать повышению эффективности разрешения международных коммерческих споров, защите прав субъектов хозяйствования, улучшению инвестиционного климата и, в конечном счете, укреплению позитивного имиджа нашей страны на международной арене. Предлагаемые автором изменения в законодательство направлены на обеспечение независимости арбитражного суда и международного соответствия арбитражного решения, а также на развитие системы арбитражных учреждений и их цифровую модернизацию.
Ключевые слова: международный коммерческий арбитраж, третейский суд, международные торговые споры, законодательство об арбитраже, арбитражное производство
Annotation. The article is devoted to topical areas for improving the legislation of the Republic of Belarus on international commercial arbitration, which, in the author's opinion, should help to increase the efficiency of resolving international commercial disputes, protect the rights of business entities, improve the investment climate and, ultimately, strengthen the positive image of our country in the international arena. Proposals developed by the author are aimed at ensuring the independence of the arbitration court and the international compliance of the arbitral award, as well as at developing the system of arbitration institutions and their digital modernization.
Key words: international commercial arbitration, arbitration court, international trade disputes, arbitration law, arbitration proceedings

Успешное развитие на протяжении столетий арбитражного (третейского) порядка разрешения коммерческих споров обусловлено рядом причин, от удобства и доступности такой формы разрешения споров до недоверия судам. Арбитраж особенно востребован в международных экономических отношениях, где контрагенты стараются избегать судебных процедур в другой стране. Кроме того, государства неохотно исполняют иностранные судебные решения, поскольку могут видеть в них нежелательное распространение юрисдикции иностранных государств на своих субъектов, могут с недоверием относиться к качеству правосудия или не одобрять политику иностранного государства. К арбитражным судам обычно относятся более благосклонно, и арбитражное решение исполнить за рубежом легче. В силу этого роль третейского производства по международным коммерческим спорам возрастает.
Проблемы совершенствования арбитражного разрешения споров находятся в фокусе юридической науки. В последние годы были опубликованы работы В.О. Доброгорской [1], С.Ю. Казаченок [2], С.А. Курочкина [3], Т. Варади [4] и др.; в Беларуси эти вопросы исследовали В.П. Скобелев [5], Т.В. Сысуев [6], И.В. Перерва [7], Я.И. Функ [8]. В настоящее время количество публикаций, однако, сократилось, что не отвечает потребностям науки и практики. В числе актуальных научных проблем расширение возможностей для арбитражных учреждений Беларуси, повышение их роли в развитии международной торговли, а также изменение арбитражной процедуры в связи с цифровой трансформацией.
Международный коммерческий (торговый) арбитраж представляет собой альтернативный государственной юстиции механизм рассмотрения внешнеторговых споров, основанный на согласии сторон подчиниться решению избранного ими арбитра или арбитров. Международным коммерческим арбитражем называют также сам орган или организацию, рассматривающую торговые споры между сторонами, находящимися в разных государствах, по их согласию вне системы государственных судов. Преимущества арбитража – выборность, конфиденциальность, сжатые сроки, окончательный характер вынесенного решения, – сопряжены при этом с такими недостатками как невозможность обжаловать отдельные процедурные действия и арбитражное решение в целом.
Различают институционный (постоянно действующий) арбитраж и арбитраж ad hoc. Институционный арбитраж создается при торгово-промышленных палатах и действует на основании устава, а также регламента, определяющего правила арбитражной процедуры. Арбитраж ad hoc формируется для рассмотрения конкретного спора и после вынесения решения прекращает существование. Арбитраж ad hoc успешно разрешает споры, связанные с фактическими обстоятельствами дела – качеством товара, определением его цены, недопоставками и др.; в сложных же с правовой точки зрения делах более эффективным является институционный арбитраж.
Стороны в арбитражном производстве пользуются значительной автономией. Они могут детально согласовать между собой процедуру или взять за основу регламент какого-либо институционного арбитража, а могут договориться о применении одного из типовых арбитражных регламентов, разработанных в международных организациях, к примеру, Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ (действует в ред. 2010 г.).
В Республике Беларусь институционным арбитражным учреждением является Международный арбитражный суд при Белорусской Торгово-промышленной палате (МАС при БелТПП). Наиболее известными зарубежными арбитражами являются Международный арбитражный суд Международной торговой палаты, Лондонский международный третейский суд, Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма, Международный центр разрешения споров при Американской арбитражной ассоциации, Международный арбитражный центр Сингапура, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. На сегодняшний день международный коммерческий арбитраж есть в каждой экономически развитой стране.
Основными международными соглашениями, устанавливающими принципы международного торгового арбитража, являются Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Республика Беларусь участвует в обеих Конвенциях.
В 2014 г. под эгидой ООН была принята Конвенция о прозрачности в контексте арбитражных разбирательств по спорам между инвесторами и государствами на основе международных договоров [9]. Конвенция призвана обеспечить транспарентность арбитражного разбирательства по концессионным договорам. Конфиденциальность, присущая арбитражу и отвечающая частным интересам спорящих сторон, не всегда хороша в делах с участием государства как стороны спора. Прозрачность разбирательства усиливает общественный контроль за хозяйственной деятельностью государства в лице его должностных лиц и за его экономической политикой, а также дает возможность высветить слабые стороны инвестиционного законодательства для его совершенствования. Как представляется, участие в этой Конвенции было бы полезно для Республики Беларусь с позиций улучшения инвестиционного климата, повышения доверия инвесторов, совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
С целью унификации арбитражной процедуры Комиссия ООН по международной торговле и праву (ЮНСИТРАЛ) разработала Типовой закон о международном торговом арбитраже, который в 1985 г. был рекомендован в качестве модели для внутригосударственных законов. В 2006 г. в него были внесены изменения, направленные на модернизацию положений о форме арбитражного соглашения и на урегулирование вопросов, связанных с принятием обеспечительных мер в поддержку арбитражного разбирательства [10]. Беларусь, как и многие государства, основала свой Закон о международном арбитражном (третейском) суде 1999 г. на Типовом законе ЮНСИТРАЛ. Ряд вопросов, оставшихся за рамками Закона, регламентирован главами 28, 29 ХПК Республики Беларусь. Производство в МАС при БелТПП проводится в соответствии Регламентом, утвержденным Президиумом БелТПП.
Как участник международных экономических отношений Беларусь безусловно заинтересована, чтобы разрешение коммерческих споров осуществлялось в её юрисдикции. В соответствии с общими правилами подсудности это происходит, как правило, в случаях, когда отечественное предприятие является ответчиком, либо при договорной подсудности. Однако на практике условие о разрешении споров в суде Республики Беларусь встречается во внешнеторговых контрактах нечасто. Со своей стороны, белорусские предприятия не заинтересованы обращаться в суды иностранных государств. Приемлемым компромиссом является в этой ситуации арбитражное соглашение, поэтому отечественные предприятия жизненно заинтересованы в успешном развитии арбитражных учреждений на территории Беларуси. Повышение доверия к белорусскому арбитражу, совершенствование его организации и деятельности является приоритетной задачей.
Укрепление престижа и роли международного коммерческого арбитража в Республике Беларусь предполагает четыре наиболее актуальных направления.
1. Независимость арбитража. Наибольшее количество обращений имеют арбитражи, максимально независимые от местных властей. В этой связи совершенствование законодательства целесообразно проводить в направлении децентрализации и отказа от излишне детальной регламентации. Статьи 9 и 10 Закона Республики Беларусь о международном арбитражном (третейском) суде устанавливают, в числе прочего, структуру органов постоянно действующего международного арбитражного суда, порядок и срок их назначения, а также компетенцию, в том числе определение списка арбитров. Рекомендательный список арбитров утверждает президиум суда по представлению председателя. Такая детальная и императивная регламентация представляется излишней. Порядок формирования рекомендательного списка арбитров и президиума вполне может определяться актами учредителя либо самого арбитражного суда. Часть органов целесообразно формировать на выборной основе. Отказ от детальной законодательной регламентации даст определенную свободу арбитражному учреждению, которая может быть использована для развития и расширения клиентской базы, что, в конечном счёте, будет способствовать укреплению его авторитета и влияния.
2. Повышение качества разрешения споров с точки зрения «международного соответствия» арбитражного решения – ситуации, при которой решение, вынесенное арбитражем в Республике Беларусь будет, по сути, таким же, каким было бы решение арбитражного учреждения в любой другой стране. С позиций расширения влияния и авторитета белорусских арбитражных судов представляется целесообразным скорректировать ст. 3 Закона о международном арбитражном (третейском) суде, указав в части второй не на принципы хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь, а на общепризнанные принципы организации и деятельности международного коммерческого арбитража. Ч. 2 ст. 3 Закона, таким образом, можно изложить в следующей редакции: «Международный арбитражный суд руководствуется также общими принципами организации и деятельности международного коммерческого арбитража, закреплёнными в международных соглашениях и актах международных организаций, регулирующих соответствующие отношения, если они не противоречат публичному порядку Республики Беларусь».
3. Совершенствование качества государственного управления в сфере организации и деятельности международных арбитражных судов. Вопрос государственного управления в рассматриваемой сфере является деликатным и чувствительным. С одной стороны, арбитраж – независимое учреждение, и его независимость от государственных органов есть имманентное качество, без которого арбитражная процедура теряет востребованность и смысл. С другой стороны, без эффективного и целенаправленного государственного управления развитие арбитражных учреждений затруднительно. Государственное управление должно быть направлено на поощрение развития арбитражных учреждений, содействие их работе, прежде всего, в деле обеспечения исков, исполнения арбитражных решений, а также функционировании института отмены арбитражных решений. Безусловно, нашей стране не требуется большого числа международных арбитражных судов. Однако вполне может быть создано несколько конкурирующих между собой постоянно действующих учреждений. Международные обязательства Республики Беларусь предполагают поощрение функционирования арбитражных судов, поэтому некоторое снижение административных барьеров, в результате которого могло бы произойти увеличение количества институционных арбитражей, способствовало бы улучшению имиджа страны и расширению юрисдикции посредством увеличения количества разрешаемых на территории Беларуси внешнеторговых споров.
4. Модернизация законодательства о международном коммерческом арбитраже в связи с развитием IT-технологий. Цифровая трансформация общественных отношений оказала влияние и на арбитражную процедуру. Её модернизация, очевидно, должна пройти по двум трекам: с одной стороны, арбитражи должны быть готовы к урегулированию споров, касающихся различных аспектов функционирования цифровой экономики: права собственности на цифровые продукты, заключения и исполнения договоров в области робототехники, 3D-печати, программирования и т.д. С другой стороны, цифровизация международных экономических отношений сказалась и на процедуре урегулирования споров, которая всё чаще происходит онлайн и с использованием IT-технологий. У этого процесса, помимо несомненных удобств, есть и негативные аспекты, которые должны быть приняты во внимание законодателем при совершенствовании норм права с учетом защиты законных прав и интересов сторон и доступа к правосудию.
Эти проблемы давно стоят в повестке профильных международных организаций, таких как, в частности, ЮНСИТРАЛ и Международная торговая палата. В 2022 году Комиссия Международной торговой палаты по арбитражу опубликовала отчёт об использовании технологий для справедливого, эффективного и действенного международного арбитражного разбирательства [11]. Рабочая группа II (Урегулирование споров) ЮНСИТРАЛ на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2022 г. представила доклад «Доступ к правосудию и роль урегулирования споров в режиме онлайн» [12]. В этих документах содержатся рекомендации международных экспертов по совершенствованию арбитражного производства в связи с процессами цифровой трансформации, которые, как представляется, могут послужить основой для совершенствования законодательства Республики Беларусь.
Таким образом, в современных условиях существенно возрастает роль международного коммерческого арбитража как эффективного, универсального и нейтрального способа разрешения споров между предприятиями из разных государств. Вынесенные на территории Беларуси арбитражные решения исполняются практически во всех странах. Как участник международных экономических отношений Беларусь безусловно заинтересована, чтобы разрешение коммерческих споров происходило в её юрисдикции. Повышение доверия к белорусскому арбитражу, совершенствование его функционирования является приоритетной задачей как для законодателя, так и для государственных органов. Достижение этой цели требует систематической работы на международном и национальном уровнях.
Укреплению позитивного имиджа нашей страны может служить участие Республики Беларусь в Конвенции о прозрачности в контексте арбитражных разбирательств по спорам между инвесторами и государствами на основе международных договоров 2014 г. Прозрачность разбирательства по инвестиционным договорам позволит усилить контроль за хозяйственной деятельностью и даст возможность высветить слабые стороны инвестиционного законодательства для его дальнейшего совершенствования, что будет полезно с точки зрения инвестиционного климата и повышения доверия инвесторов.
Укрепление престижа и роли международного коммерческого арбитража в Республике Беларусь должно осуществляться в направлении обеспечения независимости арбитража, повышения качества разрешения споров с точки зрения международного соответствия арбитражных решений, совершенствования государственного управления путем поощрения создания и функционирования арбитражных судов, а также модернизации законодательства о международном коммерческом арбитраже в связи с развитием IT-технологий.
Список цитированных источников:


1. Доброгорская, В.О. Международный коммерческий арбитраж на современном этапе / В.О. Доброгорская // Вопросы российской юстиции. – 2019. – Вып. 4. – С. 479–484.
2. Казаченок, С.Ю. Имплементация принципов международного коммерческого арбитража в российское законодательство о третейских судах / С.Ю. Казаченок // Право. Журнал высшей школы экономики. – 2017. – № 2. – С. 173–185.
3. Курочкин, С.А. Третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж / С.А. Курочкин. – М.: Статут, 2017. – 288 с.
4. Varady, T. International commercial arbitration: a transnational perspective / T. Varady, J. Barcel?, S. Kr?ll, A. Von Mehren // St. Paul, MN: West Academic Publishing, 2015 (American Casebook Series, 6th Edition). – 119 р.
5. Скобелев, В. П. Третейское разбирательство и отказ в возбуждении гражданского дела в государственном суде / В. П. Скобелев // Право.by. – 2015. – № 1. – С. 48–54.
6. Сысуев, Т. В. Арбитражное соглашение: форма и содержание / Т. В. Сысуев // Пром.-торговое право. – 2014. – № 1. – С. 16–19.
7. Перерва, И. В. Признание и приведение в исполнение решений международных арбитражных судов: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.15 / И. В. Перерва; Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2007. – 23 с.
8. Функ, Я. И. Международный арбитраж в Республике Беларусь: справ. / Я. И. Функ. – Минск: Дикта, 2005. – 215 с.
9. Конвенция Организации Объединенных Наций о прозрачности в контексте арбитражных разбирательств между инвесторами и государствами на основе международных договоров (Нью-Йорк, 2014 год) (Маврикийская конвенция о прозрачности) // ЮНСИТРАЛ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/transparency-convention-r.pdf. – Дата доступа: 28.12.2022.
10. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 года с изменениями, принятыми в 2006 году // ЮНСИТРАЛ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/07-87000_ebook.pdf. – Дата доступа: 28.12.2022.
11. ICC Arbitration and ADR Commission Report on Leveraging Technology for Fair, Effective and Efficient International Arbitration Proceedings // ICC [Electronic resource]. – Mode of access: https://iccwbo.org/content/uploads/sites/3/2022/02/icc-arbitration-and-adr-commission-report-on-leveraging-technology-for-fair-effective-and-efficient-international-arbitration-proceedings.pdf/ – Date of access: 28.12.2022.
12. Доступ к правосудию и роль урегулирования споров в режиме онлайн // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/LTD/V22/003/02/PDF/V2200302.pdf?OpenElement. – Дата доступа: 28.12.2022.

Толочко, О. Совершенствование законодательства о международном коммерческом арбитраже как фактор повышения доверия к правосудию / О. Толочко // Законность и правопорядок. – 2023. – № 1 (65). – С. 47–51.