• +375 29 589 42 24

Совершенствование валютного регулирования в Республике Беларусь в условиях экономической интеграции

Толочко, О.Н. Совершенствование валютного регулирования в Республике Беларусь в условиях экономической интеграции / О.Н. Толочко // Динамика правоустановления и правореализации в сфере публично-правовых отношений. : сб. науч. ст. / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь ; редкол.: О.И. Чуприс (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Колорград, 2022. Вып. 4. – Минск: Колорград, 2022. – С. 130–139.

УДК 346.6
О. Н. Толочко  
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается ряд актуальных проблем, связанных с совершенствованием валютного регулирования. По мнению автора, в действующем Законе о валютном регулировании и валютном контроле целесообразно урегулировать не только вопросы использования валютных ценностей, порядок регистрации валютных договоров, проведения валютно-обменных операций, введения валютных ограничений, но и более общие параметры применения регулятивных мер уполномоченными органами – Национальным банком, Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов. Кроме того, необходимо предпринять ряд дальнейших шагов, направленных на девалютизацию национальной экономики и придание белорусскому рублю функций международной валюты.
Ключевые слова: валюта, деньги, валютное регулирование,законное платежное средство, международная валюта, девалютизация.
Введение. Правовое регулирование денежного обращения было и остаётся важнейшим направлением экономико-правовой политики. В условиях цифровизации экономики и трансформации международных экономических отношений вопрос обретает новый смысл. Правовая наука всегда уделяла этим проблемам большое внимание: достаточно назвать труды таких отечественных и зарубежных авторов как Л.Н. Красавина [1], А.К. Ляменков, Е.А. Ляменкова [2], С.П. Протасовицкий [3], А. Тихонов [4] и др. Вместе с тем, ряд проблем остаётся неисследованным; кроме того, изменения в регулируемых общественных отношениях обусловливают необходимость совершенствования законодательства. В этом и состоит цель настоящего исследования.
Основная часть. Ст. 141 ГК Республики Беларусь определения валюты не содержит, однако наименование статьи («Деньги (валюта)») указывает на то, что понятия валюты и денег Закон рассматривает как тождественные. Согласно указанной норме, законным платёжным средством на территории Республики Беларусь является белорусский рубль, а случаи, порядок и использования на территории Беларуси иностранной валюты определяются законодательством.
Понятие «валютные ценности» определено Законом о валютном регулировании и валютном контроле 2003 г., п. 1.4 ст. 1 которого определяет валютные ценности как иностранную валюту, ценные бумаги в иностранной валюте, а также белорусские рубли и ценные бумаги в них, – но лишь при проведении с ними валютных операций с участием нерезидентов или трансграничном перемещении.
Таким образом, если в гражданском законодательстве валютой признаются как национальные, так и иностранные деньги, то в Законе о валютном регулировании и валютном контроле о национальной валюте речь идет лишь применительно к случаям, касающимся её внешнего оборота.
Природа и сущность денег как социально-экономической категории исследована в многочисленных научных трудах, высвечивающих самые разные аспекты этого многогранного явления. С точки зрения юридической науки акцент следует сделать на его правовой стороне. В юридическом измерении деньги – это не столько меновая стоимость, сколько зафиксированные в форме знаков обязательства. Предоставление товаров, услуг, труда гарантировано обменивается на деньги, а деньги, в свою очередь, – на товары, услуги и иные ценности. Обязательства по «превращению» денег в товары или услуги обеспечены силой закона, а их покупательная способность – государственными регуляторными механизмами, в том числе валютным регулированием.
Полноценное исполнение деньгами всех своих функций возможно лишь при наличии юридических гарантий со стороны государства-эмитента. Без этого отдельные функции денег, такие как, например, мера стоимости или средство платежа, могут выполняться другими вещами или нематериальными активами: золотом, зерном, металлом, нефтью и т.д. Однако продавец не обязан принимать их в качестве средства платежа, и другая сторона никак не может принудить его к этому.
Таким образом, любые финансовые инструменты, эмитентом которых не выступает государство (в том числе криптовалюта), не могут заменить национальную валюту государств. Участие их в гражданском обороте по соглашению сторон не исключается, однако лишь в той мере, в какой такие инструменты не подрывают сложившийся правопорядок.
Таким образом, деньгами в принципе является национальная и иностранная валюта. Национальная валюта обязательна к приёму в качестве средства платежа, накопления, инвестиций всеми субъектами экономических отношений без ограничений. Иностранная валюта обращается в стране постольку, поскольку это допускается законодательством. Обмен иностранной валюты на национальную осуществляется по установленному курсу.
Комплекс законодательных, административных и экономических мер, предпринимаемых государством на международном и национальном уровнях для управления движением валют в процессе экономической деятельности, называется валютным регулированием. Валютное регулирование применялось на всех этапах развития международных экономических отношений для преодоления экономических кризисов, изменения соотношения предложения и спроса на валюту, для стимулирования конкуренции и сотрудничества в целях устойчивого роста. Валютное регулирование как вмешательство государства в «естественное» денежное обращение усиливается в моменты кризисов и ослабляется при улучшении экономической ситуации. Регулятор может воздействовать на изменение валютного курса прямо – путём девальвации и ревальвации валют, введения валютных ограничений, введения обязательного резервирования, лимитов и т.д., либо косвенно – путём валютных интервенций и операций на валютном рынке.
Основными направлениями валютного регулирования являются регулирование конвертируемости национальной валюты, регулирование текущих операций и международного движения капитала, введение и отмена валютных ограничений, изменение процентных ставок и др.
В широком смысле валютное регулирование можно определить как воздействие государства на курс национальной валюты и валютный рынок, включая определение правил проведения валютных операций. При таком подходе в понятие валютного регулирования должны быть включены не только установление валютных ограничений и валютный контроль, но и интервенции центрального банка на валютном рынке и другие действия регулятора в области денежно-кредитной политики, поскольку, регулируя предложение национальной валюты в экономике, центральный банк неизбежно влияет и на обменный курс [1, c. 152–153]. Однако в юридической литературе валютное регулирование, как правило, трактуется более узко, – как установление правил проведения валютных операций и применение валютных ограничений.
Анализ научных публикаций по вопросам валютного регулирования и валютного контроля показывает недостаточность междисциплинарных связей и согласованности между экономической и юридической науками. Правоведы концентрируются в основном на терминах, технических вопросах и правоприменительной практике [5; 6; 7; 8], тогда как представители экономических наук анализируют результаты реализации законодательства и предлагают пути его совершенствования [9; 10; 11; 12].
Согласно Закону Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле 2003 г., целью валютного регулирования является содействие обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности в Республике Беларусь путем реализации государственной политики в сфере валютного регулирования (ст. 5). Для достижения этой цели регулятор – Национальный банк Республики Беларусь – наделён целым рядом полномочий, в том числе: устанавливать порядок и случаи использования валютных ценностей; порядок регистрации валютных договоров и проведения валютно-обменных операций; проводить мониторинг валютных операций; принимать нормативные правовые акты и др. (ст. 6). В случае угрозы экономической безопасности страны Национальный банк совместно с Советом Министров Республики Беларусь вправе вводить (на срок не более одного года) валютные ограничения: запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций; установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения таких операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции; требование получения специальных разрешений Национального банка; требование обязательной продажи валютной выручки; ограничения по открытию и ведению счетов в иностранных банках.
Таким образом, в действующем Законе валютное регулирование определяется узко – как установление правил проведения валютных операций и введение валютных ограничений. Вопросы курсообразования в понятие валютного регулирования Закон не включает.
Вместе с тем, как представляется, правовое регулирование современных экономических отношений обусловливает необходимость более широкого и комплексного понимания валютного регулирования с соответствующим расширением сферы действия Закона и включением в него норм, выходящих за рамки проведения валютных операций.
Валютное регулирование в целом направлено на развитие внутреннего валютного рынка, установление режима валютных курсов, определение пределов и правил применения иностранной валюты в стране, регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями и т.д. Для этого используются различные меры, направленные на изменение или поддержание в определенном устойчивом состоянии курса национальной валюты, в частности, это может быть требование проведения валютных операций через уполномоченные банки, лицензирование валютных операций, требование репатриации валютной выручки, формальные требования к оформлению сделок с платежами в иностранной валюте, ограничения на вывоз иностранной валюты и др.
Таким образом, реальных инструментов валютного регулирования гораздо больше, нежели те, что приведены в Законе о валютном регулировании. На курс национальной валюты, помимо непосредственно платежей и рынка валют, влияют также эмиссия или рестрикция национальной валюты, изменение размеров таможенных пошлин и товарных квот, международные займы, валютные интервенции центрального банка и т.д. Все эти меры не подпадают под действие Закона о валютном регулировании. Вместе с тем, как представляется, некие общие параметры применения таких мер уполномоченными органами – Национальным банком, Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов и т.д., – должны быть определены Законом. Целесообразно урегулировать их компетенцию в этом вопросе, согласование с другими органами, действия которых влияют на валютный рынок, курсы валют, на состояние платёжного и торгового балансов. При этом должна быть обеспечена независимость Национального банка в принятии решений, определяющих денежно-кредитную политику.
Наличие, характер и количество валютных ограничений определяют степень конвертируемости национальной валюты. В развитых странах валюта полностью конвертируется – валютные ограничения по текущим операциям отсутствуют, а по операциям, связанным с движением капитала, минимизированы. В развивающихся и наименее развитых странах валюта имеет характер внутренних денег или частично конвертируема, поскольку имеют место валютные ограничения.
До начала 1990-х гг., в период социалистической экономики, владение иностранной валютой частными лицами было криминализировано. Легальный обмен валют был почти невозможен. Для предприятий были установлены множественные курсы, что создавало почву для злоупотреблений. Множественность валютных курсов, т.е. разные курсы для разных операций, групп товаров и стран, в настоящее время продолжает применяться в некоторых государствах. Однако экономическая наука считает это неблагоприятным фактором для расширения международных экономических связей и роста экономики.
После присоединения Республики Беларусь к МВФ в 1992 г. были отменены валютные ограничения по текущим операциям, однако капитальные операции осуществлялись по лицензии Национального банка. Кроме того, экспортная валютная выручка подлежала обязательному зачислению на счёт в белорусском банке, а часть её подлежала обязательной продаже на внутреннем валютном рынке. Однако лицензионный порядок капитальных операций не стал эффективным сдерживающим фактором для оттока капитала за рубеж: субъекты хозяйствования использовали различные схемы через ценообразование или фиктивные сделки, выводя капитал под видом совершения текущих операций.
С начала 2000-х гг. валютные ограничения поэтапно снимались, валютное регулирование либерализировалось. С принятием нового Закона о валютном регулировании и валютном контроле в 2003 г. в стране было введено достаточно свободное обращения валют, при котором операции между резидентами и нерезидентами стали проводиться без валютных ограничений, кроме специальных случаев, установленных законодательством. В 2018 г. была отменена обязательная продажа части валютной выручки по нормативу Национального банка.
До последнего времени в Республике Беларусь действовал довольно либеральный режим валютного регулирования. Сохранялись лишь отдельные инструменты валютного контроля: необходимость зачисления экспортной валютной выручки на счёт в белорусском банке и регистрация валютных договоров на сумму, превышающую установленный предел. В 2020 г. постановлением Правительства и Национального банка была утверждена Стратегия повышения доверия к национальной валюте до 2035 года [13]. В Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2022 г. ставилась задача продолжить проведение мероприятий, направленных на «девалютизацию» экономики в части осуществления расчётов между резидентами, номинирование цен и платежей на территории Беларуси в национальной валюте, а также дальнейшее упрощение процедуры регистрации валютных договоров (п. 20) [14].
В ЕАЭС действует Протокол о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики (Приложение № 15 к Договору о ЕАЭС 2014 г.). Раздел V Протокола дозволяет государствам-членам в исключительных случаях, если ситуация не может быть разрешена другими мерами, вводить валютные ограничения (на срок не более 1 года). В целом валютная политика ЕАЭС направлена на либерализацию расчётов и обращения валют как государств-членов, так и иностранных государств.

Либерализация валютного регулирования является общемировой тенденцией. В сфере движения капитала и кредитного регулирования в последние десятилетия наблюдается переход от разрешительно-запретительных мер к уведомительным процедурам и мониторингу движения валют. Сужение круга валютных ограничений и мер валютного контроля приводит к возрастанию роли косвенного регулирования рыночными механизмами.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой также наблюдается процесс постепенной замены прямого валютного регулирования посредством валютных ограничений косвенным регулированием валютного рынка. Интеграция в мировую экономику неизбежно сопровождается снижением административных барьеров, в том числе в сфере обращения валют.

Действующий Закон о валютном регулировании и валютном контроле 2003 г. предусматривает регистрацию валютных договоров, заключаемых на сумму, превышающую определённый порог. Эта мера является более либеральной, чем действовавшее ранее требование оформления паспорта сделки. Вместе с тем, как представляется, предприятия и банки тратят силы и средства на выполнение формальностей, польза от которых неочевидна и не превышает затрат. Согласно ст. 22 Закона, банки вправе требовать от своих клиентов предоставления любой информации относительно соблюдения ими законодательства, и могут отказать в проведении операции в случае непредоставления таких документов или несоблюдения законодательства. В таких условиях нет смысла в тотальной регистрации договоров, – целесообразно было бы ограничиться точечным выборочным контролем в тех случаях, когда валютная операция вызывает сомнения у банка.

В отличие от административных мер, косвенными инструментами валютного регулирования являются учётная ставка центрального банка, нормативы резервных отчислений, эмиссионная стратегия центрального банка. Кроме того, на валютный курс влияют также меры регулирования внешней торговли – импортные и экспортные тарифы, квоты, льготное кредитование экспорта и др., которые формируют торговый и платёжный балансы.

Каждое государство стремится усилить роль своей национальной валюты, в идеале – превратить её в международную валюту, что означает выполнение денежных функций за пределами страны-эмитента. В настоящее время белорусский рубль фактически не является международной валютой и используется только внутри страны. Внешнеторговые контракты номинируются в долларах, евро или российских рублях, если речь идет о контрактах внутри ЕАЭС. Вместе с тем, использование национальной валюты в международных расчётах, а также получение внешних кредитов в национальной валюте отвечает интересам развития экономики и интеграции в мировую экономическую систему. В 2019 г. Банк развития разместил трёхлетние евробонды в белорусских рублях, что было заметным успехом внешнеэкономической политики. В Стратегии повышения доверия к национальной валюте до 2035 г. было определено, что эмиссия государственных ценных бумаг с 2020 г. будет осуществляться на постоянной основе [13, с. 7]. Девалютизация (дедолларизация) экономики – важнейшая задача, решение которой позволит в значительной мере решить задачи по достижению устойчивого роста.

Как представляется, для дальнейшей девалютизации экономики необходимо сократить перечень исключений из общего правила проведения расчётов между резидентами в национальной валюте. В настоящее время Закон о валютном регулировании и валютном контроле 2003 г. устанавливает ряд исключений из общего правила о запрете валютных операций между резидентами. Такой перечень может и должен быть сокращен, в частности, за счет расчётов в иностранной валюте между резидентами в сфере страхования.

Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утверждённое Указом Президента Республики Беларусь 25 августа 2006 г. № 530 предусматривает возможность расчётов между страховщиками и страховыми организациями в белорусских рублях, в российских рублях и в иностранной валюте (п. 162, п. 201, п. 246). Вместе с тем, использование иностранной валюты в любых расчётах сужает внутренний валютный рынок и повышает спрос на иностранную валюту, делает внутренний валютный рынок чувствительным для колебаний валютных курсов. Любые расчёты, в том числе по страховым операциям, можно проводить в белорусских рублях, а иностранную валюту приобретать на рынке по актуальному курсу. Правовые нормы, закрепляющие расчёты между резидентами в иностранной валюте, не имеют прямой экономической целесообразности, однако могут увеличивать девальвационные ожидания со стороны людей и подрывать доверие к национальной валюте. В связи с этим представляется целесообразным исключить из соответствующих пунктов Положения указание на использование российских рублей и иностранной валюты.

Национальные деньги любого государства интернационализированы в большей или меньшей степени [2]. Сегодня белорусский рубль является, по сути, внутренней валютой: он может быть использован для международных сделок, но лишь на территории страны-эмитента – Республики Беларусь. За рубежом он фактически не торгуется на валютном рынке, не принимается на депозиты в банках, не используется в качестве средства платежа по контрактам.

Работа по превращению белорусского рубля в международную валюту была начата Национальным банком Республики Беларусь в 2015 г., и за сравнительно небольшой период времени ему удалось добиться значительных успехов. К сожалению, кризис, обусловленный пандемией и последующими событиями, во многом нивелировал эти достижения, и к настоящему моменту задачи по укреплению национальной валюты, повышения к ней доверия со стороны внутренних и внешних акторов, превращению белорусского рубля в полноценную международную валюту вновь стоят перед регулятором.

Понятие международных валют не идентично понятию мировых валют, к которым причисляют валюты, используемые в международных расчетах и резервах центральных банков в значимых количествах, хотя бы 1–2% [15, c. 19]. Сегодня не стоит вопрос о превращении национальной валюты Беларуси в мировую. Речь идет лишь о том, что без использования во внешнеэкономической деятельности, т.е. без выполнения функции международных денег, белорусский рубль не является полноценной валютой, что не способствует устойчивому развитию национальной экономики. Достижимость этой задачи подтверждена реальными результатами, полученными Национальным банком за несколько предкризисных лет.

В настоящее время под влиянием ряда факторов устойчивость и функционал белорусского рубля несколько пошатнулись. Для преодоления этих неблагоприятных последствий необходимо предпринять ряд мер, в том числе, внести изменения в действующее законодательство.

Заключение. Правовое регулирование современных экономических отношений обусловливает целесообразность более широкого и комплексного понимания валютного регулирования с включением в Закон о валютном регулировании и валютном контроле норм, касающихся компетенции и порядка принятия решений, влияющих на состояние валютно-финансовой системы страны, такими органами как Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов и т.д. Целесообразно урегулировать их компетенцию и порядок принятия (согласования)решений в таких вопросах как эмиссия/рестрикция национальной валюты, валютные интервенции, международные займы, учётная ставка, ставка рефинансирования, изменение размеров товарных квот и др. При этом должна быть обеспечена независимость Национального банка в принятии решений, определяющих денежно-кредитную политику.

Целесообразно рассмотреть вопрос об отмене требования регистрации валютных договоров (п. 2.2 ст. 6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле 2013 г.).

Для обеспечения дальнейшей девалютизации экономики необходимо сократить перечень исключений из общего правила проведения расчётов между резидентами в национальной валюте, в частности, за счет расчётов в иностранной валюте между резидентами в сфере страхования, для чего из п. 162, п. 201, п. 246 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь 25 августа 2006 г. № 530, исключить указание на расчёты в российских рублях и свободно конвертируемой валюте.

В условиях экономической интеграции такие меры будут способствовать восстановлению функционала белорусского рубля, в том числе полноценного выполнения национальной валютой функций средства обращения, средства платежа, средства сбережения и меры стоимости.

Список цитированных источников:
1. Международные валютно-кредитные отношения: учебник для вузов / под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 543 с.
2. Ляменков, А.К. Интернационализация валют в современной мировой экономике / А.К. Ляменков, Е.А. Ляменкова // Международный научный журнал Символ науки. – 2015. – № 10. В 2 частях. Часть 1. – С. 63–67.
3. Протасовицкий, С. П. Теория частноправового регулирования финансов / С. П. Протасовицкий. – Минск: БГУ, 2020. – 315 с.
4. Тихонов, А. Цифровизация финансовой системы: глобальные тенденции, институциональный аспект / А. Тихонов, А. Голод // Банкаўскi веснiк. – 2021. – Сакавiк. – С. 11–18.
5. Калиниченко, Ю.П. Анализ норм законодательства о валютном регулировании стран СНГ / Ю.П. Калиниченко // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 11. – С. 142–146.
6. Калиниченко, Ю.П. Необходимые изменение в законе «О валютном регулировании и валютном контроле» / Ю.П. Калиниченко // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – № 9. – С. 69–72.
7. Николаева, И.Г. Актуальные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле / И.Г. Николаева // Юридическая наука. – 2018. – № 2. – С. 142–148.
8. Вашкович, Н.Ю. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в России / Н.Ю. Вашкович // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – № 2 (38). – С. 163–169.
9. Филатова, В.В. Особенности валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС / В.В. Филатова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. –2017. – № 2 (79). – С. 92–98.
10. Масленников, В.В. О необходимости и направлениях изменения российского валютного законодательства / В.В. Масленников, О.В. Масленников // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. – 2016. – № 1. – С. 20–34.
11. Левашенко, А. Векторы изменения валютного регулирования / А. Левашенко, А. Коваль // Экономическое развитие России. – 2018. – Т. 25. – № 2. – С. 12–19.
12. Синельников-Мурылев, С.Г. Валютный контроль в РФ: архаизм или необходимость / С.Г. Синельников-Мурылев, А.Д. Левашенко, А.А. Коваль, П.В. Трунин // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 5. – С. 17–23.
13. Стратегия повышения доверия к национальной валюте до 2035 года: утв. пост. Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 3 января 2020 г. № 1/1 // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/povysheniya-doveriya-k-nacionalnym-valyutam/s_220.pdf. – Дата доступа: 09.06.2022.
14. Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2022 год: указ Президента Республики Беларусь 9 декабря 2021 г. № 482 // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2022.pdf. – Дата доступа: 09.06.2022.
15. Буторина, О.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция / О.В. Буторина. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2003. – 368 с.
Дата поступления в редакцию: 01.07.2022.
O. N. Tolochko
Chiefresearch worker of the Public Administration and International Law Research Department of the Legal Research Institute of the National Centre of Legislation and Legal Research of the Republic of Belarus, D.Sc., doctor of law, ass. professor

CURRENT PROBLEMS OF CURRENCY REGULATION IN CONDITIONS OF ECONOMIC INTEGRATION

Abstract. The article discusses a number of topical issues related to the improvement of currency regulation. According to the author, in the current Law on currency regulation and currency control, it is advisable to regulate not only the issues of using currency values, the procedure for registering currency contracts, conducting currency exchange transactions, introducing currency restrictions, but also more general parameters for the application of regulatory measures by authorized bodies - the National Bank , State Customs Committee, Ministry of Finance. In addition, it is necessary to take a number of further steps aimed at devaluing the national economy and giving the Belarusian ruble the functions of an international currency.
Keywords: currency, money, currency regulation, legal tender, international currency, devaluation

Толочко, О.Н. Совершенствование валютного регулирования в Республике Беларусь в условиях экономической интеграции / О.Н. Толочко // Динамика правоустановления и правореализации в сфере публично-правовых отношений. : сб. науч. ст. / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь ; редкол.: О.И. Чуприс (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Колорград, 2022. Вып. 4. – Минск: Колорград, 2022. – С. 130–139.