• +375 29 589 42 24

СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Толочко, О.Н. Социальные дисбалансы как глобальный вызов правовой системе / О.Н. Толочко // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаваннi. – 2022. – № 2 (68). – С. 18–23.


O.N. Tolochko

SOCIAL IMBALANCES AS A GLOBAL CHALLENGE TO THE LEGAL SYSTEM

Summary. The current historical stage is characterized by a global trend towards the growth of social imbalances, including the gap between rich and poor, inequality, polarization of society and mass migration of the population. The article substantiates the objective nature of these phenomena and their planetary scale, but the process of accumulation of these imbalances takes place within each state. As a result of the study, the author comes to the conclusion that it is necessary to take a number of effective measures to prevent social upheavals and establish a more equitable order, which should be taken both at the international legal and national levels.

Key words: social imbalances, inequality, legal system, international law, modern challenges and threats


Аннотация. Современный исторический этап характеризуется мировой тенденцией к нарастанию социальных дисбалансов, включая разрыв между богатыми и бедными, неравенство, поляризацию общества и массовую миграцию населения. В статье обосновывается объективный характер этих явлений и их общепланетарный масштаб, однако процесс накопления этих дисбалансов идёт внутри каждого государства. В результате исследования автор приходит к выводу о необходимости принятия ряда действенных мер по предотвращению социальных потрясений и установлению более справедливого порядка, которые должны быть предприняты как на международно-правовом, так и на национальном уровне.

Ключевые слова: социальные дисбалансы, неравенство, правовая система, международное право, современные вызовы и угрозы.


Введение. Устойчивое развитие основывается на общественном согласии и равных возможностях для людей. Однако в последние десятилетия эксперты отмечают стремительное нарастание в мире неравенства и социальных дисбалансов. Прежде всего, речь идет о демографической ситуации, поляризации бедных и богатых и обусловленной этими причинами миграции населения как в планетарных масштабах, так и внутри государств. Для правовой системы, экзистенциальным назначением которой является сглаживание дисбалансов и предотвращение не конвенциональных форм социальных конфликтов, эта ситуация в целом является глобальным вызовом, что обусловливает необходимость поиска новых средств и форм правового регулирования.


Основная часть. По мнению авторов доклада «Global Trends 2040», демография является основным фактором, влияющим на геополитические процессы по всему миру. Определёнными тенденциями в течение следующих 20 лет будут крупные демографические сдвиги, поскольку глобальный рост населения замедляется, и мир быстро стареет. При этом некоторые развитые и развивающиеся страны, в том числе в Европе и Восточной Азии, будут стареть быстрее и столкнутся с сокращением численности населения, что негативно скажется на экономическом росте. В то же время в ряде развивающихся стран Латинской Америки, Южной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки численность населения трудоспособного возраста увеличится, что даст им демографический «дивиденд» в сочетании с улучшением инфраструктуры и навыков [1].


Развитие здравоохранения, образования и увеличение доходов домохозяйств в последние десятилетия привели к экономическим успехам большинства регионов планеты. Однако в будущем всё это потребует гораздо больших усилий, поскольку человечество столкнётся с последствиями пандемии, более медленным экономическим ростом, старением населения, издержками от изменения климата и последствиями всевозможных конфликтов. И поскольку одни страны справляются с этими вызовами, а другие – терпят неудачу, изменение глобальных демографических тенденций почти гарантированно усугубит неравенство экономических возможностей как внутри стран, так и между ними, а также создаст большее давление и споры по поводу миграции [1].

На процессы, которые будут происходить в среднесрочной перспективе, непосредственное влияние оказывают последствия пандемии. По мнению экспертов, пандемия привела к катализации ряда экономических тенденций из-за карантина и закрытия границ: подъёму национализма и поляризации общества, углублению неравенства, снижению доверия к правительствам, недостаточной эффективности международных организаций, таких как ООН и ВОЗ, и усилению роли неправительственных акторов.


В этих условиях сообщества всё более раскалываются [1]. Последствия изменения климата, пандемии, финансовых кризисов и техногенных катастроф будут ощущаться в каждом регионе и в каждой стране. Продолжающийся рост миграции, которая выросла за последние 20 лет на 100 миллионов человек, будет сказываться как на странах, откуда будут идти эти потоки, так и на странах, куда они будут прибывать. Всё это может привести к утрате равновесия, увеличению разрыва между запросами граждан и возможностями правительств и экономики. Противоречия внутри общества усилятся, что может привести к росту напряжённости и протестам. Проблемы с бедностью, которые обещала решить ООН в «Целях тысячелетия» и «Целях устойчивого развития», по всей вероятности, не только сохранятся, но и усугубятся [1].


На проблемы демографии и социального неравенства обращают внимание также авторы Доклада о глобальных рисках 2022, подготовленного ко Всемирному экономическому форуму. В числе наиболее вероятных рисков на ближайшие 2–5 лет специалисты выделяют кризис занятости и средств к существованию; широко распространённое разочарование молодёжи; цифровое неравенство; экономический застой; эрозию социальной сплочённости и террористические атаки [2].


Согласно исследованию, разочарование молодёжи в краткосрочной перспективе станет серьёзной угрозой для мира. Авторы отмечают, что все достигнутые экономические успехи будут сведены на нет, если у нынешнего молодого поколения не будет адекватных возможностей самореализации и достижения успеха, и если оно потеряет веру в имеющиеся экономические и политические институты [2].


Одним из наиболее серьёзных социальных вызовов является экономический застой. Перспективы мировой экономики остаются слабыми: ожидается, что к 2024 году она уменьшится на 2,3% по сравнению с 2019 годом. При этом цены на сырьевые товары, инфляция и долги растут как в развитых, так и в развивающихся странах. Дисбалансы на рынке труда, протекционистская политика отдельных государств, растущее неравенство в образовании и навыках могут привести к расколу мира на разнонаправленные траектории.


О расширении разрыва между богатыми и бедными заявляет также Организация экономического и социального развития (ОЭСР), которая объединяет 38 наиболее развитых государств мира, включая США, страны ЕС, Канаду, Австралию, Японию. Согласно исследованиям, наиболее бедные 40% населения в странах ОЭСР обладают лишь 3% всех богатств, в то время как в распоряжении 10% наиболее зажиточных – более 50% всего благосостояния [2].


По данным объединения благотворительных организаций Oxfam, за 2020–2021 год 10 наиболее богатых людей мира удвоили своё состояние (с 700 миллиардов до 1,5 триллионов долларов) [3]. Все миллиардеры в совокупности за 1,5 года приумножили своё состояние больше, чем за предыдущие 14 лет. При этом мировая экономика выросла на 1%. «Пропасть между самыми богатыми и остальной частью человечества, таким образом, драматически расширилась» [3].


В 2018 году 26 миллиардеров суммарно владели таким же состоянием, как 3,8 миллиарда наименее обеспеченных жителей планеты. Только за 2018 год суммарное состояние всех миллиардеров увеличилось на 900 миллиардов долларов: скорость составила 2,5 миллиарда в день. Тем временем состояние 3,8 миллиарда самых бедных, напротив, за 2018 год сократилось на 11% [4].


За полтора года пандемии количество населения планеты, живущего за чертой бедности, увеличилось на 160 миллионов и достигло почти 3,5 миллиардов человек. Сильнее всего пострадали 20% самых бедных.


Особо ухудшилось положение женщин и девочек. По сравнению с ситуацией до 2020 года число женщин, получающих за свою работу деньги, в целом сократилось на 13 миллионов человек. Одновременно увеличилось количество женщин, выполняющих неоплачиваемую работу, например, по уходу за членами семьи. При этом большинство богатых людей – мужчины, а в целом женщины в мире зарабатывают на 23% меньше. Доля общемирового богатства, которым владеют мужчины, на 50% больше, чем у женщин [4]. По данным Oxfam, только 11% миллиардеров – женщины, и лишь 13 человек из 2 755 миллиардеров – чернокожие [4].


Поляризация богатства и бедности заметна также в развивающихся странах и странах СНГ. Так, в Российской Федерации совокупное состояние двух сотен наиболее богатых людей превышает общую сумму банковских вкладов всего населения страны [5]. Из-за концентрации ресурсов в центре и дефицита бюджетов субъектов федерации растёт разница в доходах россиян по регионам [6]. В Казахстане, по некоторым оценкам, на начало 2022 года 162 человека владели половиной национального богатства страны, в то время как у половины населения доход составил чуть более 110 долларов США в месяц. [7].


Эти факторы усиливаются последствиями изменения климата и процессами, связанными с цифровой трансформацией экономики. Причинами миграционных потоков в развитые страны являются также исламский фундаментализм, политический экстремизм, вооружённые конфликты в ряде стран Ближнего Востока, Северной Африки и в других регионах мира [8]. В итоге международная миграция превращается в один из системообразующих факторов глобального миропорядка.


Мигранты из стран Ближнего Востока и Африки направляются в Европейский Союз и США. Наблюдается отток населения из стран СНГ. Внутри СНГ население перетекает из менее богатых в более зажиточные и безопасные страны.


Большое количество мигрантов, прибывающих в развитые страны из более бедных и нестабильных регионов мира, иногда оценивают как проблему для стран-акцепторов. Однако проблемы старения населения и нехватки экономически активных людей в краткосрочной перспективе, по всей вероятности, не могут быть решены иначе, нежели привлечением мигрантов.


Как представляется, политика приёма мигрантов из стран с высокой рождаемостью и более низким уровнем жизни является перспективной и для Республики Беларусь. По данным Белстата, в IV квартале 2021 г. уровень безработицы в Беларуси составил 3,8%. При этом численность рабочей силы в IV квартале 2021 г. составила 5 012,2 тыс. чел., что почти на 116 тысяч (или на 2,3%) меньше IV квартала 2020 года. Аналитики Евразийского банка развития считают снижение численности рабочей силы одним из факторов, ограничивающих потенциал роста национальной экономики, который оценивается в настоящее время Банком около 1% в год [14]. Недостаток работников более 100 тысяч человек не может быть восполнен иначе как трудовой миграцией. Необходимо признать, что низкая рождаемость, старение населения и уязвимость экономики – объективная реальность. Надежды на повышение рождаемости в ближайшей перспективе, скорее всего, безосновательны. Представляется целесообразной разработка общей концепции иммиграционного законодательства, направленного на привлечение в страну иностранных работников, включая подготовку стимулирующего и адаптационного законодательства, а также меры по пропаганде мультикультурализма и дружелюбия, по борьбе с ксенофобией, расизмом и социальной нетерпимостью. Этот путь видится необходимым и неизбежным [9].


Адаптация ко всем этим изменяющимся условиям будет являться ключевым источником страновых преимуществ. Успешными смогут стать те государства, которым удастся достичь общественного согласия и доверия.


Таким образом, глобальными вызовами для мировой экономики и для Республики Беларусь как её составной части являются углубляющиеся дисбалансы:

– между «стареющими» и «молодыми» нациями в разных регионах мира;

– между богатым и бедным населением, как в масштабах планеты, так и в отдельно взятом государстве;

– между представителями различных рас, этносов и конфессий;

– между населением экономически развитых и депрессивных регионов и др.


Преодоление или, по крайней мере, сглаживание такого неравенства является одной из ключевых задач для международного права и правовых систем государств.


Рост социального неравенства в конце XIX – начале ХХ века привёл к революциям и войнам. Огромными усилиями в ряде регионов мира противоречия на какое-то время удалось сгладить. Колониализм рухнул, в странах Запада усилилось профсоюзное движение и перераспределение части доходов в пользу рабочих. В условиях нехватки рабочей силы и технологического рывка мир вступил в фазу быстрого экономического роста, вследствие чего улучшилось благосостояние самых малообеспеченных слоев населения. Однако после 1970-х годов эти завоевания цивилизации в значительной мере были утрачены. С того времени состояние самых богатых растёт намного быстрее, чем мировая экономика в целом. Размывается средний класс, во многих странах доля населения со средним доходом уменьшается [10]. В настоящее время людям, особенно молодым, всё сложнее откладывать деньги, накапливать средства, инвестировать в жильё и образование [11]. Перестали работать или работают со скрипом социальные лифты, которые позволяли бы талантливым и способным молодым людям из малообеспеченных слоёв общества подниматься по социальной лестнице.


Крайне необходимо в этих условиях проведение мер, направленных на умножение и более равномерное распределение общественных благ.


Однако по мере того, как поколение, видевшее революции и войны, постепенно уходит, правовая система всё меньше нацелена на преодоление социальных дисбалансов. Как отмечает Дж. Стиглиц, реальная проблема состоит в том, что законодательство в целом работает на монополистов и руководителей корпораций. В настоящее время директор крупной компании может получать в 300 раз больше рядового работника, а не так давно эта разница была 20-30-кратной. Никакой рост производительности труда не оправдывает подобного изменения в соотношении доходов [12].


Осознание международным сообществом проблемы социальных дисбалансов нашло отражение в Целях устойчивого развития, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 г., где декларируется важность ликвидации неравенства и бедности [13]. Вместе с тем, Цели устойчивого развития не являются юридическими международными обязательствами. Для их достижения требуется совершенствование норм международного и внутригосударственного права.


Демографические проблемы и социальное неравенство не могут быть преодолены без устойчивого экономического роста. Следовательно, речь должна идти о стимулировании инвестиций, инновационном развитии, охране интеллектуальной собственности, валютно-финансовом регулировании и т.д. Однако сам по себе экономический рост не решает проблем «естественного» неравенства и даже способен его углубить, несмотря на общее повышение благосостояния наиболее бедных категорий граждан.


Вместе с тем, перенаправление части финансовых потоков от более богатых к более бедным и уязвимым категориям населения должно осуществляться таким образом, чтобы это не выключало экономических стимулов к богатству и развитию. Отчасти это может быть достигнуто такими мерами как прогрессивная шкала налогообложения доходов, налог на богатство, адресная социальная помощь, безусловный базовый доход.


Однако в условиях конкуренции налоговых юрисдикций богатство легко перетекает в регионы с наиболее благоприятными для него режимами. Одной из возможных мер в этих условиях может быть разработка и принятие под эгидой ООН универсального международного соглашения по налогам, которым государства обязались бы установить в своём законодательстве минимальные ставки подоходного налога и налога на имущество по прогрессивной шкале. Результатом такого подхода стало бы перераспределение части накопленного индивидуального богатства, уходить от которого за рубеж было бы бессмысленно ввиду унификации налоговых ставок. Эта мера способна в довольно сжатые сроки решить значительную часть проблем бедности, не затронув основных стимулов экономического развития. По оценкам Oxfam, повышение налога на имущество для 1% богатейших людей мира всего на 0,5% позволит дать образование 262 миллионам детей, которые в настоящее время не посещают школу, а также увеличить объём медицинской помощи, что может спасти 3,3 миллиона человек. Между тем в богатых странах средняя ставка подоходного налога для физических лиц уменьшилась с 62% в 1970 году до 38% в 2013 году. На имущественный налог в мире приходится лишь 4% всех фискальных сборов [4].


Как представляется, целесообразно было бы обсудить возврат к прогрессивной шкале налогообложения в Республике Беларусь. Принятая в настоящее время плоская шкала ведёт к непропорциональному росту состояний части граждан при увеличении количества населения с доходами ниже среднего, что несёт высокие риски социальных конфликтов вплоть до нежелательных форм. Однако необходимыми условиями являются, во-первых, вовлечённость общества и, во-вторых, достаточно широкий шаг увеличения ставки (к примеру, ставка растёт для доходов, превышающих средние по стране за предшествующий год в 3, 5, 7 раз).


Заключение. Представляется очевидной необходимость широкого обсуждения правовых мер, которые могут быть предприняты для сглаживания углубляющихся во всём мире социальных дисбалансов. В числе таких мер могут быть предложены, в частности: изменение, желательно, на международном уровне, системы налогообложения с возможным возвратом к прогрессивной шкале и совершенствование миграционного законодательства с целью изменения направлений миграционных потоков. Необходимо также решать проблемы, являющиеся источниками указанных дисбалансов – негативные последствия климатических изменений, экономическое развитие, предотвращение и прекращение вооруженных конфликтов. Разумеется, изложенными выше положениями проблема неравенства и социальных дисбалансов далеко не исчерпывается. Однако начинать её решать, так или иначе, необходимо уже сейчас.


Список цитированных источников:


1. Global Trends 2040: a publication of the National Intelligence Council // Office of the Director of National Intelligence [Electronic resource]. – Mode of access:https://www.dni.gov/index.php/gt2040-home/summary/.– Date of access: 10.02.2022.
2. The Global Risks Report 2022 // World Economic Forum [Electronic resource]. – Mode of access: https://www3.weforum.org/docs/WEF_The_Global_Risks_Report_2022.pdf .Date of access: 22.02.2022.
3. Inequality kills. Methodology note. January 2022 // Oxfam [Electronic resource]. – Mode of access:https://oxfamilibrary.openrepository.com/bitstream/handle/10546/621341/tb-inequality-kills-methodology-note-170122-en.docx.pdf?sequence=24.– Date of access: 22.02.2022.
4. Public Good or Private Wealth? Oxfam briefing paper – January 2019 // Oxfam [Electronic resource]. – Mode of access: https://oxfamilibrary.openrepository.com/bitstream/handle/10546/620599/bp-public-good-or-private-wealth-210119-en.pdf?sequence=23. – Date of access: 22.02.2022.
5. Богатые и бедные в России: разрыв всё больше. Борьба с бедностью закончится неудачей? // Банки сегодня. Информационно-аналитическое финансовое издание. 27.05.2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bankstoday.net/last-articles/bogatye-i-bednye-v-rossii-razryv-vsyo-bolshe-borba-s-bednostyu-zakonchitsya-neudachej. – Дата доступа: 22.02.2022.
6. Bloomberg [Electronic resource]. – Mode of access:https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-11-30/pandemic-widens-gap-between-russia-s-richest-and-poorest-regions?sref=Y0jVLcFo. – Date of access: 22.02.2022.
7. Токаев назвал главную причину беспорядков в Казахстане // РИА Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20220121/kazakhstan-1768848230.html. – Дата доступа: 22.02.2022.
8. Хлопов, О.А. Современные невоенные глобальные угрозы и вызовы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 7-1 (46). – С. 94–101.
9. Кулик, Е.В. Тенденции развития мировой экономики на период до 2050 года / Е.В. Кулик, О.В. Протасова, Л.А. Горковенко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 3 (45). – С. 34–40.
10. Средний класс сбрасывает вес // Коммерсантъ. – 11 мая 2017 года. – Режим доступа: https://www.kommersant.uk/articles/sredniy-klass-sbrasyvaet-ves. – Дата доступа: 22.02.2022.
11. Размеры и доходы среднего класса в развитых странах сокращаются: интервью эксперта ОЭСР Майкла Форстера 22 апреля 2019 года // ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.un.org/ru/interview/2019/04/1353631. – Дата доступа: 22.02.2022.
12. Разрыв между богатыми и бедными в мире продолжает расти // ВВС News. Русская служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/business/2015/05/150521_oecd_rich_poor_gap. – Дата доступа: 22.02.2022.
13. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (A/RES/70/1) // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R. – Дата доступа: 22.02.2022.
14. Интеграционный бизнес-барометр ЕАБР: доклады и рабочие документы 22/1 // Евразийский банк развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/2e1/EDB_2022_Summary_Integration-Business-Barometer_rus.pdf. – Дата доступа: 22.02.2022.


Толочко, О.Н. Социальные дисбалансы как глобальный вызов правовой системе / О.Н. Толочко // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаваннi. – 2022. – № 2 (68). – С. 18–23.