• +375 29 589 42 24

ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭНЕРГЕТИКИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Толочко, О.Н. Правовые инструменты развития «зелёной» энергетики как фактор обеспечения экономической безопасности / О.Н. Толочко // Право.by. – 2023. – № 1. – С. 61–67.

ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭНЕРГЕТИКИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Приоритетным направлением научных исследований является поиск правовых механизмов стимулирования «зелёной» энергетики как технологий получения энергии из возобновляемых источников. Развитие «зелёной» энергетики находится в фокусе внимания многих универсальных и региональных международных организаций. Для Республики Беларусь актуально сотрудничество в рамках ЕАЭС, однако работа по стимулированию возобновляемых источников энергии здесь только начинается. Автор предлагает включить развитие «зелёной» энергетики в программные документы, а также внести ряд изменений в Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 204-З «О возобновляемых источниках энергии», которые дадут возможность активизировать и облегчить переход страны к «зелёной» экономике.
УДК 349.6
ТОЛОЧКО О.Н.,
главный научный сотрудник отдела исследований в области государственного строительства и международного права Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор
ВВЕДЕНИЕ
Глобальное изменение климата обусловило ускоренный переход большинства развитых стран мира к «зелёной» экономике. Поиск релевантных правовых механизмов стимулирования «зелёных» технологий в настоящее время становится одним из приоритетных направлений научно-правовых исследований. Главная роль в системе мер по противодействию климатическим изменениям и обеспечению экономической безопасности отведена развитию «зелёной» («возобновляемой») энергетики, т.е. технологий получения энергии из источников, которые пополняются быстрее, чем потребляются, и с человеческой точки зрения являются неисчерпаемыми. Речь идет, прежде всего, о таких источниках как солнечный свет, ветер, дождь, приливы и геотермальное тепло, которые пополняются естественным путем из постоянно происходящих в окружающей среде процессов.
Рост мировых инвестиций в «зеленую» энергетику показывает, что это перспективное направление для экономики каждой страны. По данным Международного энергетического агентства (IEA), в 2022 г. инвестиции в чистую энергетику превысили 1,4 трлн долларов США и составили почти 3/4 роста общих инвестиций в энергетику [1]. Самый высокий уровень инвестиций в чистую энергетику в 2021 г. был в Китае, за ним следуют Европейский Союз и США [1]. Это обусловливается растущей конкурентоспособностью «зеленых» технологий, а также политическими и фискальными мерами, принимаемыми для их поддержки.
Возрастающее значение климатических проблем и необходимость замещения углеводородного топлива возобновляемыми источниками энергии обусловливает укрепление международного сотрудничества в указанной сфере. В настоящее время на распространении «зеленых» технологий сосредоточен ряд авторитетных международных организаций. Так, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) оказывает помощь развивающимся странам в вопросах охраны окружающей среды, экологического управления и передачи современных технологий в целях устойчивого развития [2]. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) осуществляет содействие и помощь развивающимся государствам и продвигает международное сотрудничество, в том числе, в организации проектов экологически чистой энергетики и устойчивого использования энергии в промышленности и агропромышленном комплексе. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) действует Международное энергетическое агентство (IEA), координирующее сотрудничество со всеми заинтересованными государствами по экологической осведомленности, экономическому развитию и энергетической безопасности. В 2009 г. по инициативе ФРГ было учреждено Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA), членами которого являются 168 государств, включая Республику Беларусь [3]. Неправительственной международной организацией, продвигающей «зеленые» технологии, является созданный в 2005 г. Всемирный совет по ветроэнергетике (GWEC). Его членами являются практически все транснациональные корпорации, производящие или использующие энергию ветра [4].
Вместе с тем, совершенно очевидно, что правовых инструментов, стимулирующих развитие «зелёной» энергетики, на данный момент недостаточно, в связи с чем необходимы дальнейшие меры, призванные ускорить этот процесс.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Одной из предпосылок успешного развития «зеленой» энергетики в Республике Беларусь является международное сотрудничество, прежде всего, в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2021 году в ЕАЭС была создана Рабочая группа высокого уровня по выработке предложений по сближению позиций государств – членов ЕАЭС в рамках климатической повестки. Разработана дорожная карта, которая включает семь направлений сотрудничества, в том числе анализ национального законодательства и подготовка предложений по развитию общих подходов в климатической сфере; разработка предложений по формированию совместных рыночных и нерыночных механизмов углеродного регулирования для достижения целей Парижского соглашения; «зеленое» финансирование и др. [5].
Однако на данный момент, как представляется, эти планы слабо наполнены конкретным содержанием. Как отмечает М.В. Мясникович, в ЕАЭС до сих пор не принято решение, когда мы будем готовы отказаться от двигателей внутреннего сгорания и от углеродной энергетики [6]. Необходимы конкретные решения с определением сроков и изменений в законодательстве государств.
Как представляется, не самым лучшим образом на текущей повестке ЕАЭС сказывается то, что концепция «зеленой» энергетики недостаточно популярна в Российской Федерации [7, c. 95; 8, c. 31–35]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, развитие возобновляемых источников энергии не упоминается. В Стратегии экономической безопасности на период до 2030 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, развитие «зеленых» технологий отнесено к вызовам и угрозам экономической безопасности России (п. 12 (6)), а не к целям. Определенные меры по стимулированию использования возобновляемых источников энергии планируются в рамках Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р, однако акцент сделан на энергоснабжении удаленных и изолированных территорий с очевидной ставкой на нефтегазовую инфраструктуру.
В Беларуси, Казахстане, Армении развитию возобновляемых источников энергии уделяется гораздо большее внимание [7, c. 109]. Ориентация на Цели устойчивого развития, включая развитие «зеленой» энергетики, нашла отражение в стратегических документах и в законодательстве указанных государств.
Так, в Казахстане Указом Президента от 30 мая 2013 г. № 577 была утверждена Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике. В программном документе «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» глобальная энергетическая безопасность рассматривается в контексте завершения эпохи углеводородной экономики и развития возобновляемых источников энергии. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 г. № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии, концептуально схожий с Законом ФРГ «О приоритетном использовании энергии из возобновляемых источников» [9, c. 86–93], предусматривает ряд серьёзных гарантий и льгот лицам и организациям, вырабатывающим и потребляющим энергию из возобновляемых источников, в том числе свободный доступ к передаче по сетям, фиксированные цены, адресную помощь и др. В Кыргызстане действует Закон от 30 июня 2022 г. № 49 «О возобновляемых источниках энергии» «О возобновляемых источниках энергии», направленный на стимулирование использования такого рода источников и предусматривающий, в числе прочего, 15-летний период использования льготного тарифа на вырабатываемую электроэнергию. Энергетическая стратегия Республики Армения на 2021–2040 годы делает упор на солнечную энергетику, что естественно с учетом географического положения и климата [10].
В Республике Беларусь 27 декабря 2010 г. был принят Закон № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» (далее – Закон о возобновляемых источниках энергии), согласно которому тарифы на энергию, производимую из возобновляемых источников энергии и приобретаемую государственными энергоснабжающими организациями, устанавливались на уровне тарифов на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВ·А с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида возобновляемых источников энергии, в первые десять лет со дня ввода в эксплуатацию установки по использованию возобновляемых источников энергии (ч. 2 ст. 20). Последующие десять лет эксплуатации установок по использованию возобновляемых источников энергии приобретение энергии, производимой из возобновляемых источников энергии, планировалось осуществлять с применением установленных в соответствии с законодательством коэффициентов, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии (ч. 3 ст. 20). Однако в 2022 г. действие этих норм было приостановлено Законом Республики Беларусь от 30 мая 2022 г. № 173-З «О регулировании отношений в сфере использования возобновляемых источников энергии», и в настоящее время тарифы на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии и приобретаемую энергоснабжающими организациями, устанавливаются на уровне тарифов на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВ·А с применением минимальных стимулирующих коэффициентов для установок по использованию возобновляемых источников энергии определенного вида и электрической мощности вне зависимости от периода их эксплуатации. При этом льготы не распространяются на электроэнергию, производимую установками, созданными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями исключительно в целях обеспечения своей хозяйственной деятельности, производимую сверх объемов, необходимых для указанных целей.
Как представляется, сокращение стимулов и льгот на использование установок, производящих энергию из возобновляемых источников, не вполне соответствует Целям устойчивого развития и общему тренду на сокращение использования ископаемых видов топлива. Целесообразно учесть международный опыт и внести изменения в Закон о возобновляемых источниках энергии, в частности:
– ввести фиксированные на 15 лет тарифы для каждого вида возобновляемых источников энергии, которые тарифы могут индексироваться с учетом инфляции, а также корректироваться с целью достижения необходимых показателей (корректировка вступает в силу не ранее чем через 2 года с момента официального опубликования);
– для стимулирования внедрения установок малой мощности и обеспечения энергией местностей с менее благоприятными условиями фиксированные тарифы могут дифференцироваться в зависимости от мощности установки и района использования;
– производитель энергии вправе по своему усмотрению реализовывать ее либо по фиксированному тарифу на дату заключения договора купли-продажи, либо по аукционной цене по итогам рыночных торгов, либо по договорной цене с непосредственным потребителем;
– договоры купли-продажи тепловой энергии, производимой из возобновляемых источников, должны заключаться на период не менее срока окупаемости проекта строительства объекта по использованию возобновляемых источников энергии;
– энергопроизводящая организация, использующая возобновляемые источники, при поставке тепловой энергии освобождается от оплаты услуг энергопередающих организаций, при этом энергопередающие организации обязаны обеспечить им свободный доступ к передаче энергии по сетям;
– предусмотреть адресную помощь физическим лицам (домохозяйствам) на приобретение установки по использованию возобновляемых источников энергии; при этом потребитель, получивший адресную помощь, может быть лишен права продавать энергию, выработанную на этой установке, другим потребителям;
– ввести меры поддержки при подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии к электрическим или тепловым сетям и передаче энергии.
Необходимо отметить, что вопросам экологической безопасности отведено важное место в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утверждённой Указом Президента от 9 ноября 2010 г. № 575. Глобальные изменения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, сокращением биоразнообразия признаны внешними источниками угроз национальной безопасности (п. 44). Вместе с тем, указанные проблемы должны рассматриваться также и как внутренние источники угроз национальной безопасности. В частности, такую угрозу представляет недостаточное развитие возобновляемых источников энергии и «зелёных» технологий, минимизирующих антропогенное воздействие на климат и окружающую среду. В пункт 30 Концепции, определяющий внутренние источники угроз в экономической сфере, необходимо включить низкие темпы перехода к «зелёной» экономике и связанные с ним риски технического, технологического и финансового характера.
Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, утверждённый постановлением Совета Министров от 10 декабря 2021 г. № 710, определяет в качестве основных целей развития энергетического комплекса Беларуси повышение энергетической самостоятельности страны и энергоэффективность во всех секторах экономики, а также снижение зависимости экономики от углеводородного сырья. Подчеркивается, что увеличение доступности использования возобновляемых источников энергии во всех сферах жизнедеятельности имеет для Беларуси особую значимость, и что к 2026 году удельный вес производства первичной энергии из возобновляемых источников энергии к валовому потреблению топливно-энергетических ресурсов достигнет уровня 7–8 %. С учетом современных тенденций очевидно, что нужно стремиться к достижению более амбициозных целей. Кроме того, необходимо предусмотреть также конкретные меры по стимулированию развития возобновляемых источников энергии, такие как специальные тарифы и государственная поддержка.
Потенциал развития возобновляемых источников энергии и в Республике Беларусь, и в странах – членах ЕАЭС, значителен. Однако в сравнении с зарубежными странами объем секторов возобновляемой энергетики пока невысок [11, c. 95–111]. В контексте перспектив производства соответствующего оборудования на территории ЕАЭС или конкретно в Республике Беларусь, как представляется, необходимы меры по стимулированию его использования на территории ЕАЭС. Этому может способствовать принятие на уровне ЕАЭС программы по развитию общего рынка энергии, в том числе производимой из возобновляемых источников, а в перспективе – единого энергетического пространства. В указанной программе целесообразно предусмотреть создание нормативно-правовой базы ЕАЭС; унификацию национального законодательства о возобновляемых источниках энергии; стимулирующие меры с выделением приоритетных направлений, технологий и регионов. Это будет способствовать не только решению общепланетарных климатических проблем и достижению Целей устойчивого развития, но и улучшению международного имиджа, повышению инвестиционной привлекательности ЕАЭС и государств-членов, включая Республику Беларусь. Помимо этого, развитие возобновляемой энергетики – это создание новых рабочих мест, продвижение инновационных «зелёных» технологий с перспективой их экспорта, снижение экономических издержек и появление новых секторов экономики; развитие сопутствующих отраслей, таких как машиностроение, электротехника, автомобилестроение, транспорт и транспортная инфраструктура, а также образование, и, в конечном итоге, повышение качества жизни людей.
Вместе с тем, несмотря на очевидные плюсы, получение энергии из возобновляемых источников несёт и целый ряд трудностей: удорожание тарифов; проблема экологичной переработки отслуживших ветряных лопастей и солнечных батарей; децентрализация системы электроснабжения, приводящая к многочисленным сбоям в сети. Проблемами, которые придется устранить, являются также отставание в области технологий производства генерирующих установок и низкая экономическая конкурентоспособность в сравнении с централизованной системой электроснабжения. Для решения этих проблем потребуется государственное стимулирование производства энергии из возобновляемых источников, финансовая поддержка их использования, а также формирование инфраструктуры для привлечения «зелёных» инвестиций [12, c. 121–122]. В целом же, как отмечают Н.Г. Жаворонкова и В.Б. Агафонов, оптимальный вариант решения проблемы связан с кардинальной и последовательной модернизацией энергетического сектора на базе энергоэффективной политики. С учетом введения «углеродного налога» в ЕС выгоднее уже сейчас все возможные финансовые ресурсы направить в научные разработки и перспективные инновационные отрасли [8, c.136].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо сказать, что научно-технический прогресс не стоит на месте, и не исключено, что в среднесрочной перспективе человечество перейдет на принципиально иные источники чистой энергии. В 2022 г. учёным после многолетних усилий наконец удалось осуществить реакцию управляемого термоядерного синтеза, суть которой в том, что на проведение реакции энергии тратится меньше, чем высвобождается по итогу [13]. Когда эта технология будет доведена до промышленной применимости, человечество получит доступ к почти безграничной энергии. В качестве термоядерного топлива будут использоваться изотопы водорода – доступный природный материал, а термоядерные реакторы, в отличие от АЭС, безопасны и экологически чисты. Такие реакторы не будут генерировать опасные ядерные отходы, а аварии, подобные ЧАЭС или Фукусиме, в них практически невозможны, поскольку реакция требует несуществующих в обычном мире условий и не сможет продолжаться вне реактора. Широкое применение этой или иной подобной технологии, скорее всего, приведет к новой революции в энергетике. Поэтому надо быть готовыми к инновациям и иметь законодательные инструменты, способные оперативно реагировать на изменение энергетической конъюнктуры.
СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. World Energy Investment 2022. Overview and key findings // IEA [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.iea.org/reports/world-energy-investment-2022/overview-and-key-findings . – Date of access: 05.01.2023.
2. ООН. Программа по окружающей среде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unep.org/ru. – Дата доступа: 05.01.2023.
3. IRENA [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.irena.org/. – Date of access: 05.01.2023.
4. GWEC [Electronic resource]. – Mode of access: https://gwec.net/global-wind-energy-council/our-members-and-partners/corporate-members/ . – Date of access: 05.01.2023.
5. ЕЭК приступает к реализации дорожной карты в рамках климатической повестки // ЕЭК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/eek-pristupaet-k-realizatsii-dorozhnoy-karty-v-ramkakh-klimaticheskoy-povestki/?sphrase_id=145668. – Дата доступа: 05.01.2023.
6. ЕЭК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/mihail-myasnikovich-na-pmef-predlozhil-razrabotat-evrazijskuyu-programmu-importozamescheniya-a-takzhe-sozdat-ryad-agentstv-v-eaes/?sphrase_id=145668. – Дата доступа: 05.01.2023.
7. Сопилко, Н.Ю. Перспективы развития возобновляемых источников энергии на пространстве Евразийского экономического союза / Н.Ю. Сопилко, Ю.А. Назарова // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 5. – С. 93–112.
8. Жаворонкова, Н.Г. Климатическое законодательство Российской Федерации: возможности и потенциал в условиях энергетического перехода / Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов // Lex russica. – 2022. – Т. 75. – № 1. – С. 29–37.
9. Сумин, А.М. Тарифно-финансовое стимулирование альтернативной энергетики в Германии / А.М. Сумин // Энергетическая политика. – 2014. – Выпуск 4. – С. 85–95.
10. Электроэнергетический совет СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://energo-cis.ru/wyswyg/file/EE_SNG/%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F1.pdf. – Дата доступа: 05.01.2023.
11. Никонов, Р. В. Развитие правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата в России, Германии и Франции : дис. ... канд. юрид. Наук / Р.В. Никонов. – М., 2021. – 207 с.
12. Спиридонов, Д.В. Современный взгляд на «зеленую» энергетику в контексте экологической безопасности / Д.В. Спиридонов // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. – 2022. – № 5. – С. 114–123.
13. Energy Secretary Granholm News Conference on Fusion Energy Breakthrough, 13.12.2022 // C-SPAN [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.c-span.org/video/?524796-1/energy-secretary-granholm-news-conference-fusion-energy-breakthrough&vod . – Date of access: 05.01.2023.
Ключевые слова: энергетическое законодательство, «зелёная» энергетика, международное сотрудничество, возобновляемые источники энергии, экономическая безопасность
Дата поступления в редакцию: 06.01.2023.
TOLOCHKO O.N.
Legal instrument for the development of ”green“ energy as a factor of ensuring economic security
The priority direction of scientific research is the search for legal mechanisms to stimulate "green" energy as a technology for obtaining energy from renewable sources. The development of "green" energy is in the focus of attention of many universal and regional international organizations. For the Republic of Belarus, cooperation within the EAEU is relevant, but work to stimulate renewable energy sources is just beginning here. The author proposes to include the development of "green" energy in policy documents, as well as to make a number of changes to the Law on Renewable Energy Sources, which will make it possible to activate and facilitate the country's transition to a "green" economy.
Keywords: energy legislation, "green" energy, international cooperation, renewable energy sources, economic security.


Толочко, О.Н. Правовые инструменты развития «зелёной» энергетики как фактор обеспечения экономической безопасности / О.Н. Толочко // Право.by. – 2023. – № 1. – С. 61–67.