• +375 29 589 42 24

Международно-правовая борьба с изменением климата

Толочко, О.Н. Международно-правовая борьба с изменением климата / О.Н. Толочко // Влияние межгосударственных интеграционных процессов на развитие аграрного, экологического, природоресурсного и энергетического права : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 26–27 апр. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Т. И. Макарова (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 72–74.

О.Н. Толочко
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ БОРЬБА С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА

Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями является одной из Целей ООН в области устойчивого развития. Изменение климата актуально не только для мирового сообщества в целом, но и для Беларуси, где с 1989 г. наблюдается постоянный рост температуры воздуха – на 1,3? в сравнении с климатической нормой [1]. Очевидная зависимость Беларуси от геоэкономических и геополитических условий требует учета планетарных климатических тенденций.

По данным экспертов, только за последние 25 лет в мире потеряно более миллиона кв. км лесов. Численность млекопитающих, рептилий, птиц и рыб сократилась на треть. Количество пресной воды на душу населения уменьшилось на 26%, а население планеты выросло на 35% [2]. В некоторых странах Африки и Азии доступ к воде и плодородным почвам уже становится причиной межэтнических и иных конфликтов, что ведет к увеличению потока беженцев и вынужденных мигрантов.

В настоящее время в мире действует более 1000 многосторонних и более 3000 двусторонних экологических договоров. Тем не менее, углубляющиеся проблемы свидетельствуют о недостаточности этих мер. Основным международным соглашением по климату является Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., в развитие которой в 1997 г. был подписан Киотский протокол. После истечения срока действия Киотский протокол был заменен Парижским соглашением об изменении климата 2015 г. (Беларусь присоединилась 20.09.2016 Указом Президента № 345). Парижское соглашение вносит весомый вклад в решение проблемы, хотя его содержание оценивается специалистами неоднозначно.

По условиям Соглашения, нормы снижения выбросов парниковых газов в атмосферу, переход на экологически чистые технологии и отказ от углеродов должны определяться национальными планами и стратегиями, которые государства-участники должны разработать и представить до вступления Соглашения в силу, т. е. до 2020 г. Критики полагают, что документ не содержит юридически обязывающих норм; что в нем нет указания на «ископаемое топливо» как основной фактор накопления парниковых газов, и что достижение согласованной цели по смыслу является одновременно и условием, и результатом выполнения Соглашения [3]. Отмечается также, что Соглашение не предусматривает действенных механизмов контроля: вряд ли таковыми можно считать Конференцию или комитет экспертов, который «функционирует транспарентным, невраждебным и ненаказательным образом». Сильный удар по Парижскому соглашению нанесли США, объявившие в 2017 г. о выходе из него.

Вместе с тем, недостатки Парижского соглашения не следует преувеличивать. Достижение компромисса по чувствительным для экономики государств вопросам – дело невероятно сложное. Глобальная поддержка Соглашения (на текущий момент его ратифицировали 175 государств из 197 подписавших) вряд ли была бы достижима, если бы оно доводило до участников жесткие цифры. Однако приняв обязательства снижать выбросы парниковых газов, государства так или иначе будут стремиться их выполнять. Что касается контроля и ответственности, то это непростой вопрос для всей международной системы. Международный контроль и международно-правовая ответственность основаны на базовом принципе pacta sunt servanda и имеют пределы, обусловленные государственным суверенитетом. Поэтому добровольность, осознанность принятия обязательств и отсутствие давления имеют ключевое значение.

Проблема создания более действенных механизмов, например, специального экологического суда, поднималась в мире неоднократно. Попытки ее решения (в 1993 г. была учреждена Камера по экологическим вопросам Международного Суда ООН, в 1994 г. создан негосударственный Международный Суд экологического арбитража и примирения), – не привели к заметным результатам по двум причинам. Во-первых, компетенция обоих учреждений базируется на согласии спорящих сторон, а это часто недостижимо. Во-вторых, общая «экологизация» международных отношений юридически означает невозможность однозначной квалификации спора как «экологического» и отграничения компетенции экологического суда от, например, Международного трибунала по морскому праву или Европейского Суда.

Вместе с тем, экологические обязательства государств, как любые другие международные обязательства, подлежат неукоснительному выполнению. На экологическую сферу распространяются все обычные правила и процедуры привлечения к международно-правовой ответственности. Поэтому критика в связи с отсутствием специальных механизмов исполнения Парижского соглашения не вполне справедлива и во многом основана на завышенных ожиданиях. Вряд ли от государств можно было ожидать неких радикальных шагов, идущих гораздо дальше в экологической сфере, нежели это имеет место в иных областях.

Вместе с тем совершенно очевидно, что пришло время искать и находить более действенные меры по борьбе с антропогенным воздействием на климат. В противном случае эти меры тоже придется принимать, но уже по итогам серьезных экологических катастроф, последствия которых обойдутся мировому сообществу дороже.

  1. Белорусский климат меняется: метеорологи пересмотрели температурные нормы // 42.TUT.BY. – Режим доступа: https://42.tut.by/553092. – Дата доступа: 15.03.2018.
  2. World Scientists’ Warning to Humanity: A Second Notice // Oxford Academic. BioScience [Electronic resource]. – Mode of access: https://academic.oup.com/bioscience/article/67/12/1026/4605229.– Date of access: 15.03.2018.
  3. James Hansen, father of climate change awareness, calls Paris talks 'a fraud' // The Gardian. – Mode of access: https://www.theguardian.com/environment/2015/dec/12/james-hansen-climate-change-paris-talks-fraud. – Date of access: 15.03.2018.

Толочко, О.Н. Международно-правовая борьба с изменением климата / О.Н. Толочко // Влияние межгосударственных интеграционных процессов на развитие аграрного, экологического, природоресурсного и энергетического права : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 26–27 апр. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Т. И. Макарова (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 72–74.