• +375 29 589 42 24

Международное сотрудничество в борьбе с изменением климата

Толочко, О.Н. Международное сотрудничество в борьбе с изменением климата / О.Н. Толочко // Юстиция Беларуси. – 2021. – № 7 (232). – С. 28–30.

К Международному дню Матери-Земли – 22 апреля
(провозглашен Резолюцией ГА ООН
A/RES/63/278 от 22.04.2009)

УДК 341.1/8

О.Н. Толочко
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА
O.N. Tolochko
INTERNATIONAL COOPERATION IN CLIMATE ACTION

Статья посвящена международному противодействию негативным последствиям глобального изменения климата. Автор подчеркивает антропогенную природу климатических изменений, поскольку данный вывод основывается на достоверных научных данных и поддерживается большинством ученых мира. Климатическая повестка, вытесненная на какое-то время целым рядом острых социально-экономических проблем, никуда не делась и в ближайшее время, очевидно, заявит о себе с новой силой. Правовой основой международного сотрудничества в рассматриваемой сфере является в Парижское соглашение по климату 2015 г. Автор считает необходимым повышение степени участия Беларуси в борьбе с изменением климата, для чего потребуется совершенствование законодательства и подготовка юридических кадров соответствующей квалификации.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО, ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА, ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ, ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ, СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

The article is devoted to international counteraction to the negative consequences of global climate change. The author emphasizes the anthropogenic nature of climate change, since this conclusion is based on reliable scientific data and is supported by most of the world's scientists. The climate agenda, supplanted for some time by a whole series of acute socio-economic problems, has not gone anywhere and in the near future, obviously, will declare itself with renewed vigor. The legal basis for international cooperation in this area is the Paris Agreement on Climate 2015. The author considers it necessary to increase the level of participation of Belarus in the fight against climate change, which will require the improvement of legislation and the training of lawyers with appropriate qualifications.
INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW, CLIMATE CHANGE, PARIS AGREEMENT, DECARBONIZATION, REDUCTION OF GREENHOUSE GAS EMISSIONS

На фоне беспрецедентного социально-экономического кризиса, вызванного пандемией Covid-19 и не только ею, проблемы изменения климата на некоторое время ушли из ежедневной новостной ленты. Однако смещение фокуса внимания никак не изменило того факта, что экологические вопросы, и прежде всего изменение климата, являются наиболее актуальными для мирового сообщества в средне- и долгосрочной перспективе. «Если мы не начнем действовать прямо сейчас, – заявил Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш, – нынешнее столетие может оказаться последним для человечества» [1].

По данным Всемирной метеорологической организации, последнее десятилетие стало самым жарким за всю историю метеонаблюдений. Основной причиной потепления, по мнению ведущих экспертов, являются выбросы углекислого газа, связанные с деятельностью человека. Несмотря на то, что в 2020 г. эти выбросы сократились на 7% из-за экономического спада, обусловленного пандемией Covid-19, этого оказалось недостаточно, чтобы снизить температуру на планете.

Новейшие научные данные, – в частности, опубликованный в научном журнале «Nature» доклад группы швейцарских ученых (Р. Неуком, Н. Штайгер, Дж. Дж. Гомес-Наварро, Дж. Ван, Дж. П. Вернер), – свидетельствуют о том, что темпы глобального потепления последних десятилетий не имеют аналогов в течение 2 000 лет [2]. Представленные в докладе данные полностью опровергают аргументы «климатических скептиков», полагающих, что происходящее сейчас изменение климата – очередной обычный период потепления, который впоследствии сменится похолоданием. Учёные доказали, что все происходившие ранее климатические изменения были локальными и ни разу за два тысячелетия не происходили в масштабах всей планеты, затрагивая максимум 40% Земного шара. То, что происходит сейчас, охватывает 98% поверхности Земли. Глобальное потепление, вызванное антропогенными факторами, не имеет аналогов ни по темпам изменения температур, ни по масштабам. В доиндустриальную эпоху главным фактором, провоцирующим изменения климата, была активность вулканов. Изменения, которые наблюдаются сейчас, значительно отличаются от тех естественных колебаний климата [2].

Как отмечает в своей статье Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш, в октябре 2020 г. площадь арктического льда сократилась до рекордно низкого значения. Катастрофические пожары, наводнения, засухи и ураганы стали нормой. Биологическое разнообразие сокращается, пустыни расширяются, океаны нагреваются и задыхаются от пластмассовых отходов [3].

По оценкам ООН, около миллиона видов животных и растений в настоящее время находятся под угрозой исчезновения [4].

Проблема изменения климата находится в фокусе внимания ООН с конца 1980-х гг., когда Всемирная метеорологическая организация и Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) учредили Межправительственную группу экспертов по изменению климата. На основе оценочных докладов этой группы в настоящее время принимаются решения о необходимых шагах.

Как отмечают авторы многочисленных исследований, изменения климата оказывают огромное влияние и на социально-экономические процессы. Нехватка пресной воды, продовольственная проблема, стихийные бедствия, связанная со всем этим массовая миграция, изменение перспектив развития целого ряда ключевых отраслей экономики (энергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство), прогрессирующее увеличение издержек на адаптацию к потеплению и другим проявлениям изменения климата, – всё это делает проблему климатических изменений первоочередной как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом [5; 6, c. 490–496].

В 1992 г. была принята Рамочная конвенция об изменении климата, которая стала основой для практических мер, закрепленных в Киотском протоколе 1997 г. По окончании срока действия Киотского протокола в 2015 г. было принято Парижское соглашение по климату.
Парижское соглашение закрепило меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере и удержанию прироста средней температуры на планете в пределах 1,5 градусов Цельсия к 2100 г. по сравнению с 1900 г.

Вместе с тем, по данным Национального управления океанических и атмосферных исследований США, в 2020 г. температура поверхности Земли была на 1,59 градусов Цельсия выше среднего показателя ХХ века [7], и, таким образом, если говорить о суше, то Парижский лимит фактически уже превышен.

Парижское соглашение требует от всех стран принятия национальных мер противодействия изменению климата. При этом документ учитывает, что государства-участники находятся в разной экономической ситуации. В силу того, что климатические изменения прямо влияют на природные ресурсы, благосостояние населения и экономический рост, решение соответствующих проблем признаётся частью стратегии устойчивого развития. В целом Соглашение определяет следующие пути решения климатических проблем:

– удержание прироста глобальной средней температуры в пределах намного ниже 2 градусов Цельсия в сравнении с доиндустриальной эпохой (ориентиром заявлено 1,5 градуса Цельсия);
– повышение способности к адаптации к климатическим изменениям, экономическое развитие при низком уровне выброса парниковых газов без угрозы для производства продуктов питания;
– приведение финансовых потоков в соответствие с указанными целями, т.е. перенаправление их в сторону технологий с низким уровнем выбросов и адаптации к неблагоприятным климатическим явлениям.

Парижское соглашение 2015 г. является юридической базой многостороннего процесса противодействия антропогенным факторам изменения климата. Оно предполагает полную экономическую и социальную трансформацию мира на базе имеющихся научных данных. Соглашение предусматривает пятилетний период для определения и наращивания государствами-участниками целей по борьбе с изменением климата. Национальные стратегии («национально-определяемые вклады»), которые становятся международными обязательствами представивших их государств, должны быть направлены Секретариату ООН по климату до 2020 г. В настоящее время почти все участники Соглашения свои планы уже представили.

Республика Беларусь взяла на себя обязательство к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 28% в сравнении с 1990 г. Это обязательство не является для нашего государства ни затратным, ни «амбициозным», как того требует дух Соглашения. Фактически его выполнение фиксируется еще 2015 годом: на момент подписания Соглашения уровень выбросов парниковых газов в Беларуси уже был ниже указанного показателя [8]. Нам представляется, что с учетом обстоятельств, – как степени климатической угрозы, так и готовности Беларуси к переходу на «зелёные» технологии, – эти обязательства необходимо пересматривать в сторону ужесточения.

Первые годы действия Парижского соглашения были омрачены демонстративным выходом из него Соединенных Штатов Америки. Это нанесло довольно большой урон всей климатической повестке. Однако со сменой администрации США возобновили членство в Соглашении. Символичным является тот факт, что присоединение к Парижскому соглашению было одним из первых указов Дж. Байдена после вступления в должность президента 20 января 2021 г. Кроме того, в течение первой же недели своего президентства новый глава Белого Дома подписал ещё ряд указов о борьбе с изменением климата. В частности, в администрации президента создается специальный офис по национальной климатической политике. Борьба с потеплением будет объявлена вопросом национальной безопасности США и одним из главных приоритетов их внешней политики.

Согласно решению нового президента США, к 2030 году объемы электроэнергии, производимой на ветряных электростанциях, должны удвоиться. Американское правительство прекращает выдачу лицензий на бурение нефтяных и газовых скважин на федеральной земле. Дж. Байден намерен к 2030 году законсервировать по меньшей мере 30% федеральных земель и прибрежных вод США. Приостановлено также строительство трубопровода Keystone XL, который предназначался для транспортировки нефти из Канады [9].

В целом, по данным Генерального секретаря ООН, в ближайшее время обязательства по обеспечению нулевого баланса выбросов парниковых газов возьмут на себя государства, на долю которых приходится более 70% мировой экономики. Нулевой баланс, или углеродная нейтральность, означает, что производимые человеческой деятельностью выбросы углерода не превысят уровня, полностью поглощаемого лесами и океанами.

Вместе с тем, на данный момент выбросы углекислого газа находятся на рекордно высоком уровне, и этот уровень продолжает расти. Для того, чтобы переломить тенденцию, добыча угля, нефти и газа на планете должна сокращаться не менее, чем на 6% в год. Однако многие страны планируют ее наращивать не менее, чем на 2% в год, объясняя это необходимостью восстановления после пандемии Covid-19. Такая ситуация вызывает тревогу, и ООН призывает принять реальные меры по декарбонизации, включая приведение в соответствии с Парижским соглашением мировой финансовой системы.

На практике последнее будет означать перенаправление международных финансовых потоков, в том числе, со стороны МВФ и Всемирного банка, в сторону государств, прилагающих максимальные усилия в борьбе с изменением климата. Данный фактор нужно учитывать и Республике Беларусь, если она желает быть участником международного финансово-экономического процесса.

В ноябре 2021 г. состоится конференция ООН по климату, на которой государства – участники Парижского соглашения представят новые пятилетние планы по сокращению выбросов. Заявленная цель – сокращение к 2030 году глобальных выбросов на 45% в сравнении с 2010 г.

Для достижения указанной цели ООН предлагает установить цену на выбросы углерода; прекратить субсидировать и финансировать энергетику, основанную на ископаемых видах топлива; прекратить строительство новых угольных электростанций; облагать налогом не доходы, а выбросы углеродов и переложить налоговое бремя на загрязнителей окружающей среды [3].

Помимо этих и других международных усилий по продвижению климатической повестки, нельзя не отметить еще одну проявившуюся в последнее десятилетие тенденцию. В мире растет количество судебных исков к правительствам и корпорациям, не выполняющим свои обязательства по борьбе с изменением климата. По данным ЮНЕП и Центра по изменению климата при юридическом факультете Колумбийского университета, количество таких исков за последние три года увеличилось в два раза [10].

Так, если в 2017 г. было подано 884 иска в 24 государствах, в том числе 654 иска на территории США, то в 2020 г. в 38 государствах было зарегистрировано уже 1550 исков, из них в США – 1200 [10]. Одним из наиболее известных стал иск группы подростков из разных стран (в их числе шведская активистка Грета Тунберг) к Аргентине, Бразилии, Германии, Турции и Франции в 2019 г. Истцы обвинили правительства этих стран в том, что, не принимая должных мер по противодействию климатическим изменениям, они нарушают свои обязательства по Конвенции о правах ребенка 1989 г. На данный момент такого рода разбирательства происходят в основном в богатых странах, однако география расширяется: в настоящее время подобные иски зарегистрированы в судах Индии, Пакистана, Перу и в других странах [10]. Что касается Республики Беларусь, то, даже если в белорусских судах таких процессов мы в ближайшее время не увидим, вполне можно ожидать предъявление экологических требований в адрес белорусских предприятий, ведущих внешнеторговую деятельность и осуществляющих инвестиции. Иными словами, судебная перспектива климатических кейсов есть и у белорусских субъектов. Исходя из этого, необходимо уже сейчас думать как над совершенствованием законодательства в сторону учета международной климатической повестки, так и над подготовкой юридических кадров с соответствующими компетенциями в области международного, зарубежного и национального экологического права.

Таким образом, проблема глобального изменения климата в настоящее время признается приоритетной для физического выживания человечества. Можно ожидать, что международное давление на правительства в направлении принятия жёстких мер по сокращению выброса парниковых газов, декарбонизации экономики, переходу на «зелёные» технологии будет нарастать, и что с выполнением указанных обязательств будет увязано международное сотрудничество в самых различных социально-экономических сферах. Обязательства Республики Беларусь по Парижскому соглашению 2015 г. нужно ужесточать. Усиление давления, направленного на продвижение климатической повестки, и неразрывная связь данного вопроса с национальными интересами Республики Беларусь потребуют мер по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в экологической сфере, а также подготовки юридических кадров, способных защищать интересы Республики Беларусь, ее субъектов хозяйствования и граждан в связи с реализацией мер по противодействию неблагоприятным последствиям глобальных климатических изменений.

Список цитированных источников:
1. Глава ООН об изменении климата: нынешнее столетие может оказаться для человечества последним // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2020/10/1388012. – Дата доступа: 28.01.2021.
2. Neukom, R. No evidence for globally coherent warm and cold periods over the preindustrial Common Era / R. Neukom, N. Steiger, J.J. Gomez-Navarro, J. Wang, J.P. Werner // Nature. – Mode of access: https://www.nature.com/articles/s41586-019-1401-2. – Date of access: 28.01.2021. 
3. Декарбонизация экономик и адаптация – путь к спасению человечества // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2020/12/1392282. – Дата доступа: 28.01.2021.
4. Важность проблемы биоразнообразия для человека // // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/observances/earth-day. – Дата доступа: 28.01.2021.
5. Кокорин А.О., Кураев С.Н. Обзор доклада Николаса Стерна «Экономика изменения климата» / А.О. Кокорин, С.Н. Кураев. – М.: Всемирный фонд природы, 2007. – 50 с.
6. Макаров, И.А. Глобальное изменение климата как вызов мировой экономике и экономической науке / И.А. Макаров // Экономический журнал ВШЭ. – 2013. – Т. 17. – № 3. – С. 479–496.
7. Adam B. Smith. 2020 U.S. billion-dollar weather and climate disasters in historical context NOAA. Climate.gov. – Mode of access:https://www.climate.gov/news-features/blogs/beyond-data/2010-2019-landmark-decade-us-billion-dollar-weather-and-climate. Date of access: 29.01.2021.
8. Парижское климатическое соглашение // Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minpriroda.gov.by/ru/paris-ru/. – Дата доступа: 31.01.2021.
9. «Климатический день в Белом Доме». Байден подписал указы о борьбе с потеплением. 28 января 2021 г. // ВВС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-55836074. – Дата доступа: 31.01.2021.
10. Global Climate Litigation Report: 2020 Status Review. Mode of access: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/34818/GCLR.pdf?sequence=1&isAllowed=y. – Date of access: 31.01.2021.

Толочко, О.Н. Международное сотрудничество в борьбе с изменением климата / О.Н. Толочко // Юстиция Беларуси. – 2021. – № 7 (232). – С. 28–30.