• +375 29 589 42 24

Международно-правовое регулирование освоения космического пространства

Толочко, О.Н. Международно-правовое регулирование освоения космического пространства / О.Н. Толочко // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. – Том 8. – № 2 (Апрель–Июнь). – 2021. – С. 19–25.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 341.1/8

Статья посвящена проблемам совершенствования норм международного права, связанным с процессом исследования и использования космического пространства. На основе анализа специальной литературы, а также данных о текущих и планируемых космических экспедициях автор делает вывод о необходимости совершенствования норм универсального международного права, регулирующих коммерческое использование космических ресурсов, а также размещение и использование в космосе различных видов вооружений.

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО, КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА, ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА, ОСВОЕНИЕ КОСМОСА


Международное космическое право – сравнительно молодая отрасль международного права. Оно появилось в конце 60-х гг. прошедшего столетия: первым его источником стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу) 1967 г.

В настоящее время международное космическое право представляет собой систему принципов и норм, определяющих правовой статус космического пространства, небесных тел, космонавтов, а также регулирующих деятельность государств и других субъектов права в космическом пространстве.

Любая деятельность в космосе может затрагивать интересы иностранных государств и всего международного сообщества. Поэтому исключительно важно упорядочить ее осуществление, и предусмотреть ответственность за причиняемый в ходе освоения космического пространства и небесных тел вред. Международно-правовые аспекты регулирования космической деятельности активно дискутируются в юридической литературе. Так, в работах О.А. Волынской анализируются международные и национальные документы, относящиеся к вопросам освоения космоса [3; 4]. Актуальные проблемы освоения космического пространства, небесных тел, статуса космонавтов, использования ресурсов космоса исследованы в трудах С.М. Поповой [12], А.В. Багрова [2], А.И. Антонова [1] и многих других исследователей.

Особенности космического пространства как предмета регулирования определяют специфику принципов и норм международного космического права. Космическое пространство практически безгранично и не поддается разделению на зоны или территории. Космическая деятельность ведётся в настоящее время лишь некоторыми технически оснащенными государствами, что, однако, не может исключать суверенные права других государств. Запуск космических аппаратов и их возвращение на землю сопряжены с использованием воздушного пространства иностранных государств, открытого моря и воздушного пространства, т.е. может затрагивать права и интересы государств и лиц, не ведущих космическую деятельность. Космическая деятельность в принципе является опасной, – как для субъектов ее осуществления, так и для международного сообщества. Наконец, небесные тела не принадлежат на данный момент каким-либо государствам или другим субъектам, но есть притязания на их экономическое или военное использование. Всё это требует поиска особых средств правового регулирования.

В настоящее время освоение космоса регулируется нормами обычного международного права и немногочисленными конвенциями универсального характера, принятыми под эгидой ООН [6; 8; 9; 13; 14]. Конвенции приняты в 60-х – 70-х гг. ХХ столетия, т.е. со времени их принятия произошли значительные изменения и в технике и технологиях, и в системе международных отношений. В числе участников далеко не все государства. К примеру, в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. участвуют 18 стран, среди которых нет ни одного государства, обладающего техническими возможностями освоения Луны. Имеется большое количество двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве в космической сфере, однако такие договоры регламентируют в основном взаимоотношения при осуществлении конкретных космических проектов, а не общую конфигурацию правовых отношений в области освоения космоса.

Разумеется, на космическую деятельность государств распространяются основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, принципы суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств, сотрудничества и другие. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 году Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства определила специальные принципы международного космического права: исследование и использование космического пространства на благо и в интересах всего человечества; открытость космического пространства и небесных тел для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом; отказ от национального присвоения космического пространства и небесных тел; юрисдикция запускающего государства в отношении запущенного в космос объекта; помощь космонавтам и другие [5]. Эти принципы были неоднократно подтверждены в заключенных государствами договорах по освоению и использованию космического пространства и реализуются в практике запуска и эксплуатации космических аппаратов. Тем не менее, документ не носит обязывающего характера, и к настоящему времени становится всё более очевидным недостаток универсального правового регулирования.

Кроме того, несмотря на кажущуюся очевидной справедливость названных принципов, современное состояние дел в космической отрасли демонстрирует недостатки, требующие активизации правовых исследований.

Данный тезис хорошо иллюстрируется ситуацией с регулированием освоения Луны – ближайшего к нам небесного тела. Расстояние до орбиты Луны – около 400 000 км, что довольно близко по современным меркам. Атмосферы на Луне нет, температура поверхности – от плюс 127 градусов Цельсия на освещенных участках до минус 173 градусов Цельсия на неосвещенных [16]. Однако это не означает, что Луна не может использоваться человеком, в том числе и в коммерческих целях. На Луне можно добывать воду, которая потенциально служит горючим для космических аппаратов; золото и платину для нужд химической промышленности, электроники, медицины и космонавтики; редкоземельные элементы, такие как, к примеру, иттрий, используемый в электронике. Из образцов грунта, доставленных на Землю, известно, что их основа – базальт. Базальты обладают низкой теплопроводностью, поэтому на глубине всего 2 метра от поверхности температура неизменна и равна минус 35 ?. Базальты могут использоваться для постройки лунных объектов, срок службы которых практически неограничен: хранилищ, складов, лабораторий и т.д.

Судя по действиям космических держав, освоение Луны уже началось. Вместе с тем международно-правовое регулирование в данной области практически отсутствует. Согласно ст. II Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». В то же время ст. VIII этого же Договора закрепляет права собственности на объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, за субъектами запускающего государства («права собственности… остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле») [6]. То есть объект, построенный на Луне и способный просуществовать там тысячи лет, подчиняется юрисдикции государства, которому принадлежит застройщик.

Такое положение, с одной стороны, предоставляет преференции современным космическим державам, у которых есть технические возможности освоения Луны, а с другой стороны, – открывает дорогу конфликтам между государствами, ведущими на Луне хозяйственную деятельность. Т.е. в нормах Договора по космосу 1967 г., по сути, заложены предпосылки будущих конфликтов между космическими державами, а также между ними и теми, кто придет на Луну позднее.

В 1979 году было заключено Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, часть 1 статьи 8 которого закрепляет право государств-участников осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте её поверхности или недр [13]. Однако на поверхности Луны есть особо удобные для размещения стационарных объектов территории – некоторые горные вершины в околополюсных районах, которые почти никогда не затеняются и где очень выгодно размещать энергетические установки из солнечных батарей. Такими же считаются места расположения лавовых трубок – природных пустот под поверхностью Луны, в которых могут быть размещены обитаемые станции, защищенные от космической радиации [2].

Согласно части 1 статьи 9, «государство-участник, создающее станцию, использует только такую площадь, которая необходима для обеспечения потребностей этой станции, и немедленно информирует Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о месторасположении и целях этой станции». Как справедливо отмечает А.В. Багров, размер осваиваемой площади в такой ситуации определяется осваивающей организацией, и заявительный характер претензий на лунные территории может приводить к конфликтным ситуациям. Кроме того, можно заявить о намерении проведения работ на определенном участке и потом откладывать их выполнение годами под разными предлогами. Либо, как указывает А.В. Багров, «не дожидаясь исполнения заявителем его намерений, другое государство начнет работы на этом участке и уведомит ООН о начале работ», что также может приводить к неоднозначной трактовке прав этих государств на спорный участок [2].

В соответствии с частью 3 статьи 11 Соглашения поверхность и недра Луны, а также их участки и природные ресурсы на них не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Эта норма, очевидно, является неприемлемой для субъектов, инвестирующих в освоение Луны. Такие правила послужили причиной неучастия в Соглашении ведущих космических держав и низкого статуса Соглашения среди государств в целом: как уже отмечалось выше, на текущий момент количество участников менее двадцати.

Государства – участники Соглашения обязались «установить международный режим… для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время», однако пока эта норма не реализована.
Отсутствие международно-правового регулирования при наличии технических возможностей никогда не приводило к сдерживанию технического прогресса, и правовой вакуум в деле освоения Луны стремительно заполняется нормами внутригосударственных законов, дозволяющих собственным субъектам вести такую деятельность, по сути, захватническим путём. Так, 6 апреля 2020 г. президент США Д. Трамп подписал Указ о поощрении международной поддержки добычи и использования космических ресурсов, который продвигает коммерческое использование космоса частными компаниями [15]. Идея состоит в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет и привлечь частные инвестиции в космическую отрасль, что, само собой, предполагает окупаемость такого рода коммерческих проектов.

Администрация Д. Трампа заявила о выработке чёткой космической политики и более широком толковании Договора по космосу 1967 г. В Указе говорится о необходимости пересмотра существующей системы космического права в сторону экономической активности частных лиц и компаний за пределами Земли.

Необходимо понимать, что коммерциализация космической деятельности – не инициатива Д. Трампа, а долгосрочный тренд в США, поэтому данный курс будет, скорее всего, продолжен и новой администрацией [15].

В освоении Луны проявил заинтересованность Китай: в январе 2019 г. космический зонд «Чанъэ-4» приземлился на обратной стороне Луны и провёл первый эксперимент по выращиванию на Луне растений.

Японская компания «iSpace» разрабатывает транспортную платформу Земля–Луна для исследований воды, находящейся в твердом состоянии в кратерах на лунных полюсах.

В 2017 году закон, в котором закрепляется право собственности на ресурсы, обнаруженные в космосе, принял Люксембург.

Фактически эта тенденция означает «ползучий» отказ от заложенного в Договоре по космосу 1967 г. принципа совместного и равноправного исследования и использования космоса всеми государствами.

Началось освоение других небесных тел, в частности, Марса. В 2020 году начались три экспедиции на Марс, инициированные, соответственно, США, Китаем и ОАЭ.

Американцы отправили ракету-носитель с марсоходом на борту, задача которого является сбор образцов горных пород и почвы, которые могли образоваться в то время, когда на Марсе была вода. Всё это, как надеются в NASA, поможет прояснить вопросы о жизни на Марсе, о качествах его атмосферы и др. Образцы, собранные марсоходом с помощью бура и роботизированной руки, будут помещены в специальные контейнеры и оставлены на Марсе; для их доставки планируется отдельная миссия в 2026 году.

Задачи китайской экспедиции примерно такие же: выяснить возможности будущей колонизации и, разумеется, укрепиться в статусе государства, претендующего на использование этого и других небесных тел. При этом китайская миссия ещё более амбициозна, чем американская. К Марсу будет доставлен орбитальный аппарат, который будет исследовать планету с помощью радаров и камер. Китайский марсоход оснащен радиолокационной станцией подповерхностного зондирования и позволяет проникнуть на глубину до 100 м, исследуя геологический состав и проводя химический анализ состава почвы, в том числе, на наличие биомолекул. Радиолокационная станция доставляется на Марс впервые.

Цель экспедиции ОАЭ – наблюдение за атмосферой Марса с орбиты, чтобы получить картину марсианского климата во всех регионах в течение года. Корабль оснащен камерами, позволяющими наблюдать за атмосферой Марса в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

В целом подобные миссии отвечают интересам человеческой цивилизации, поскольку расширяют горизонты научного знания о Вселенной. Однако отсутствие общих норм международного права об использовании небесных тел провоцирует государства на захват всё большего объема космических ресурсов, до которых они технически способны дотянуться.

Другим вопросом, требующим международно-правового регулирования, является потенциальная милитаризация космоса, т.е. использование космического пространства и небесных тел в военных целях.

В соответствии с Уставом ООН и другими нормами международного права, основной целью регулирования космической деятельности государств является использование космического пространства исключительно в мирных целях и безопасно для всего человечества. Действующие международные соглашения устанавливают демилитаризованный режим Луны и других небесных тел и частично демилитаризованный режим космического пространства. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. запрещает выводить на околоземную орбиту любые объекты с ядерным оружием или иным оружием массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Помимо запрета на размещение на поверхности небесных тел и их орбитах ядерного и других видов оружия массового уничтожения, запрещается соз­дание на небесных телах военных баз, сооружений и укрепле­ний, испытание любых типов оружия и проведение военных ма­невров. Запрещаются также испытания ядерного оружия в космическом пространстве.

Вместе с тем, ряд космических держав, в частности, США, Россия, Китай, Индия, разрабатывает военные спутники и другие виды оружия, которые можно использовать для ведения боевых действий в космическом пространстве. В 2008 году, а позднее еще раз в 2014 году Россия и Китай выступили с инициативой заключения договора о запрещении всего оружия в космосе. В проекте 2008 года был закреплен запрет на размещение любого вида оружия на небесных телах и в космическом пространстве. Проект не был принят, в частности, из-за позиции США, которые придерживаются несколько иного подхода к использованию космоса – концепции «неагрессивного использования» [11]. Представленный в 2014 году обновленный проект этого договора, в котором устанавливались обязательства государств «не размещать любое оружие в космическом пространстве; не прибегать к применению силы или угрозе силой в отношении космических объектов» государств-участников также не нашел поддержки ввиду отсутствия эффективного режима проверки для контроля за соблюдением, а также в силу того, что проект договора не охватывает наземные противоспутниковые системы, представляющие наибольшую угрозу космосу [7]. Как представляется, в нынешних условиях ухудшающихся отношений между заинтересованными государствами и критического снижения доверия между ними вряд ли такие инициативы будут иметь успех.

Как справедливо отмечает О.А. Попова, принцип использования космического пространства в мирных целях, закрепленный в преамбулах международных соглашений в области космического права, пока остается лишь целью, ориентиром для развития норм международного права. Действующие нормы международного космического права не содержат полного запрета на использование космического пространства в военных целях [11, c. 135].

Вопрос о том, каким должно быть правовое закрепление демилитаризации космического пространства, т.е. какие именно нормы позволят достичь указанной цели, – на текущий момент остается открытым. Как и в случае с полным запрещением ядерного оружия, проблема заключается в том, что наличие технической возможности использовать те или иные виды оружия исключает возможность их полного запрета. Международно-правовой запрет, даже если он будет выполнен всеми без исключения государствами (что само по себе маловероятно), не способен остановить других акторов, прежде всего – недобросовестных: террористов, экстремистов, радикалов и им подобных. То есть законопослушные субъекты как раз и станут первыми мишенями в новом противостоянии. Рационального решения указанной проблемы пока нет.

Обе названные выше тенденции – коммерциализация космоса и его милитаризация – взаимосвязаны и взаимообусловлены. Начало экономического использования ресурсов небесных тел может привести, в том числе, к вооруженному противостоянию. Потенциал такого использования велик, что неизбежно повышает ставки. Так, в настоящее время НАСА разрабатывает космический аппарат, который в 2022 году планируется отправить на астероид Психея-16 между Марсом и Юпитером. Астероид представляет собой металлическое ядро, состоящее из железа, никеля, золота, платины и других ценных металлов. Стоимость астероида оценивается в 10 квинтильонов долларов, что в 10 тысяч раз превышает стоимость глобальной экономики за 2019 год [10]. На данный момент речь идет о разведке, однако мало кто сомневается, что в ближайшем будущем будет найден и рентабельный способ транспортировки добытых там ископаемых.

Таким образом, развитие науки и техники в области исследования и освоения космоса указывает на назревшую необходимость совершенствования норм международного космического права. Если уже сегодня не начать работу в этом направлении, в ближайшее время человечество может столкнуться с новым уровнем противостояния и конфликтов, в том числе, не исключено, вооруженного характера.

Литература
1. Антонов, А.И. Международно-правовое регулирование военно-космической деятельности / А.И. Антонов // Вестник МГИМО Университета. – 2012. – С. 190–197.
2. Багров, А.В. Как поделить Луну? / А.В. Багров // Воздушно-космическая сфера. – 2019. – № 3 (100). – С. 26–35.
3. Волынская, О.А. Концепция долгосрочной устойчивости космической деятельности с позиций международного и национального космического права / О.А. Волынская // Исследования космоса. – 2017. – № 2 (3). – С. 137–142
4. Волынская, О.А. Международные политико-правовые аспекты использования космических ресурсов / О.А. Волынская // Журнал российского права. – 2018. – № 9. – С. 145–154.
5. Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства: принята резолюцией 1962 (XVIII) Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1963 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outerspace_principles.shtm – Дата доступа: 01.04.2021.
6. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml. – Дата доступа: 02.04.2021.
7. Доклад Конференции по разоружению. Сессия 2014 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/69/27. – Дата доступа: 04.04.2021.
8. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам 1972 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/damage.shtml. – Дата доступа: 02.04.2021.
9. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/objects_registration.shtml. – Дата доступа: 02.04.2021.
10. Научный дайджест: «Психея» – миссия к астероиду стоимостью 10 квинтильонов // ВВС. 04 апреля 2021 г. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-56598078. – Дата доступа: 04.04.2021.
11. Попова, О.А. Международно-правовое регулирование использования космического пространства в мирных целях: основные концепции / О.А. Попова // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15. – № 7 (116) июль. – С. 129–144.
12. Попова, С.М. Актуальные вопросы международно-правового регулирования космической деятельности и пути их решения / С.М. Попова // Международное право и международные организации. – 2018. – № 4. – С. 2–8.
13. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml. – – Дата доступа: 02.04.2021.
14. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/astronauts_rescue.shtml. – Дата доступа: 02.04.2021.
15. Уваров, В. Космическое наследие Дональда Трампа / В. Уваров // Россия в глобальной политике. – 2021. – № 2 Март/Апрель. – Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/kosmicheskoe-nasledie-trampa/ – Дата доступа: 02.04.2021.
16. Gismeteo [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gismeteo.ru/news/sobytiya/25461-kakaya-temperatura-na-lune/. – Дата доступа: 02.04.2021.

Толочко, О.Н. Международно-правовое регулирование освоения космического пространства / О.Н. Толочко // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. – Том 8. – № 2 (Апрель–Июнь). – 2021. – С. 19–25.