Международные обязательства Республики Беларусь по ядерному разоружению
Толочко, О.Н. Международные обязательства Республики Беларусь по ядерному разоружению / О.Н. Толочко // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук. Материалы V научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Минск, 17 апреля 2015 г. В двух частях / ред. кол. С.Ф. Сокол[и др.]. – Минск: «БИП-Институт правоведения». Ч. 1. – 2015. – С. 118–120.
О.Н. Толочко
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ЯДЕРНОМУ РАЗОРУЖЕНИЮ
Проблема ядерной безопасности особенно актуальна для Республики Беларусь, пострадавшей в 1986 г. от Чернобыльской катастрофы и до сих пор не ликвидировавшей последствия радиоактивного загрязнения части территории. Понимая важность обеспечения ядерного разоружения и исключения ядерного оружия из числа средств достижения целей в международных делах, правительство Беларуси предпринимает значительные усилия по ядерному разоружению и нераспространению. Вместе с тем имеется ряд проблем, препятствующих эффективному и поступательному процессу ядерного разоружения и в мире в целом, и применительно к Республике Беларусь.
В период СССР, до 1990-х гг. прошедшего столетия, на территории Беларуси был размещен внушительный ядерный арсенал: 81 межконтинентальная баллистическая ракета дальностью полета более 10 000 км и 725 тактических боеголовок. Армия, обладающая таким арсеналом, могла уничтожить цель в любой точке земного шара.
В Беларуси базировалась, в частности, крупнейшая группировка ядерных ракет средней и меньшей дальности – почти треть от их общего числа в СССР. На 28 базах и объектах на белорусской территории было размещено 318 ракет средней и 271 – меньшей дальности.
Имелось 267 пусковых установок самого передового в то время ракетного комплекса мобильного базирования РСД-10 «Пионер». Дальность стрельбы этой системы, получившей на Западе название «Гроза Европы», достигала 5 400 км, снаряжение – три термоядерных боеголовки по 150 килотонн.
В лесах недалеко от Слонима, Новогрудка и Пинска базировались 45 ракет P-12. Их относительно небольшая дальность (2 000 км) и чрезвычайно низкая точность (круговое вероятное отклонение от цели составляло 2 300 м) компенсировались мощностью термоядерного боезаряда в 1 мегатонну.
На территории тогдашней БССР размещались также 6 единиц более новых и дальнобойных (до 4 500 км) ракет Р-14 с термоядерными боеголовками эквивалентом в 2,3 млн тонн.
Кроме того, на пространстве Беларуси были «рассыпаны» оперативно-тактические и тактические комплексы. Так, мобильных ракет ОТР-22 «Темп С» (дальность – 900 км, ядерный боезаряд – 500 Кт), было размещено 179 единиц. Имелось 92 единицы ракет ОТР-23 «Ока» (дальность – 400 км, боезаряд 500 Кт) и др.
Суммарная мощность размещенных на белорусской территории в советские времена ядерных и термоядерных боеприпасов была эквивалентна почти 400 млн (!!!) тонн тротила, что позволяло стереть с лица земли всю Западную Европу.
Большая часть этих вооружений (589 ракет) была ликвидирована еще Советским Союзом в период с 1988 по 1991 годы, в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Соответственно, независимая Беларусь в судьбе этих вооружений участия не принимала.
На момент обретения независимости (1991 г.) в Беларуси дислоцировались ракетные комплексы «Тополь», которые были наиболее дальнобойным ракетным оружием, располагавшимся когда-либо на территории Беларуси, и могли достать до территории США.
Стратегический мобильный грунтовой ракетный комплекс РС-12М «Тополь» считается одним из самых удачных ракетных комплексов советской разработки (дальность – 10 500 км, термоядерная мощность боевой части – 0,55 Мт).
Ракета комплекса может быть выпущена из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости пуск можно произвести и во время стоянки для технического обслуживания прямо из ангара через раздвижную крышу. На вооружение Ракетных войск стратегического назначения стратегический комплекс «Тополь» начал поступать в 1985 году. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Беларуси в основном в местах, где ранее базировались комплексы «Пионер» – под городами Лида, Мозырь и Поставы.
Разумеется, обратной стороной такого могущества было то, что на Беларусь были нацелены ракеты противника.
В апреле 1992 г. Правительство Беларуси приняло решение добровольно отказаться от ядерного оружия. В июле 1993 г. Республика Беларусь официально присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства и стала первой постсоветской страной, добровольно отказавшейся от ядерного оружия. Необходимо подчеркнуть, что Беларусь отказалась от обладания самым современным военным ядерным потенциалом без всяких предварительных условий и оговорок. В течение трех лет ядерные вооружения были постепенно выведены в Россию. Последний эшелон с ракетами РС-12М «Тополь» был выведен 27 ноября 1996 года.
Приветствуя присоединение Беларуси в качестве неядерной державы к Договору о нераспространении ядерного оружия, Великобритания, США и Российская Федерация предоставили ей определенные гарантии безопасности. В 1994 г. в Будапеште был подписан меморандум, который предусматривал поддержку суверенитета и территориальной целостности Беларуси, отказ от экономического давления, применения ядерного оружия или обычных вооруженных сил против Беларуси подписавшими государствами, а также противодействие подобным актам со стороны третьих стран.[1]
Тем не менее, в последующие годы экономическое давление на Беларусь все же по разным основаниям применялось. В прессе и в научной литературе в связи с этим обсуждается вопрос о международно-правовом характере Будапештского меморандума 1994 г. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что указанный документ не является международным договором и не имеет обязательной юридической силы. Эта позиция аргументируется, в частности, тем, что Меморандум не был ратифицирован подписавшими его государствами. Посол США в Беларуси как-то заявил, что США не рассматривают этот документ как юридически обязательный. Помимо прочего, имеются разногласия и в трактовке слова «гарантии». В английском варианте слово «assurances» не имеет значения «гарантии», а переводится как «заверения». По своему содержанию Меморандум практически лишь воспроизводит положения Устава ООН, Заключительного акта СБСЕ и Договора о нераспространении ядерного оружия. В силу этого ряд специалистов считает, что данный документ лишь излагает позиции сторон, а не содержит явно выраженные международные обязательства.
Другая точка зрения состоит в том, что Будапештский меморандум является полноценным международным договором. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. исходит из того, что международным договором является соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от наименования документа. Сам текст документа не содержит требования его ратификации, следовательно, отсутствие ратификаций не является достаточным аргументом против того, что он является полноценным международным договором. Кроме того, в 2012 г. рассматриваемый Будапештский меморандум был зарегистрирован в качестве международного договора Организацией Объединенных Наций. Что касается термина «Security Assurances», содержащегося в названии документа, то его официальный перевод на белорусский язык как «гарантыi бяспекi» был согласован при подготовке текста.
Тем не менее, следует признать, что в Меморандуме действительно не содержится каких-либо специальных обязательств подписавших его государств в отношении Беларуси, не известных общему международному праву. Следовательно, проблема гарантий государствам, добровольно отказавшимся от ядерного оружия, продолжает оставаться актуальной.
Очевидно, что неоднократное и обширное применение мер давления на Беларусь со стороны подписавших меморандум государств может расцениваться как нарушение этими государствами международных обязательств, взятых ими в связи с присоединением Беларуси к ДНЯО.
В прессе широко обсуждалось высказанное как-то в 2010 г. Президентом в беседе с журналистами мнение, что вывод ядерного оружия с территории Беларуси был ошибкой, что при сохранении ядерного арсенала геополитический статус Беларуси был бы другим и что, в конце концов, мы могли бы это оружие продать, а не отдавать безвозмездно. Думается, что это высказывание было полемическим и не отражает в целом официальной государственной позиции Беларуси.
Совершенно очевидно, что Беларусь никогда не контролировала имеющееся на ее территории ядерное оружие – весь контроль сосредотачивался в Российской Федерации. Беларусь также не смогла бы его самостоятельно содержать, поскольку это весьма дорогое «удовольствие». Да и обеспечение реальной независимости предполагало в тот период отказ от массированного присутствия российских вооруженных сил на территории Беларуси. Кроме того, передача ядерного оружия не была абсолютно безвозмездной – Беларусь добилась значительной скидки в покупке российских энергоресурсов (приблизительно 1 млрд. долларов). Наконец, последствия Чернобыльской катастрофы сделали вывод ядерного оружия популярной мерой, поддержанной всеми политическими силами внутри страны. Следовательно, альтернативы безъядерному статусу Беларуси в тот период, как и в настоящее время, не было.
И руководство, и политические круги Беларуси в целом понимают, что в современном мире ядерное оружие становится скорее «оружием бедных», которое не может служить эффективным средством обеспечения национальных интересов, особенно для таких небольших и экономически не самых сильных государств, как наша страна. Как максимум, обладание ядерным оружием может быть средством манипуляций, однако это, как уже отмечалось, затратно, малоэффективно и опасно.
Тем не менее, нестабильная геополитическая ситуация, в том числе украинский кризис, а также непрекращающееся экономическое и политическое давление на Беларусь обусловливают тенденции, которые вряд ли способствуют делу всеобщего разоружения.
Для Беларуси важно, чтобы работали трехсторонние гарантии безопасности, о которых шла речь в Будапештском меморандуме.
Очевидно, что необходимы значительные усилия как со стороны самой Беларуси, так и со стороны государств европейского региона, а также США, направленные на корректировку негативных тенденций. Однако это затруднительно в условиях конфронтационной риторики и отсутствия контактов между руководством Беларуси и заинтересованных государств.
Memorandum of Security Assurances in connection with Accession of the Republic of Belarus to the Treaty on Non-Proliferation of Nuclear Weapons. Budapest, 5 December 1994.
Толочко, О.Н. Международные обязательства Республики Беларусь по ядерному разоружению / О.Н. Толочко // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук. Материалы V научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Минск, 17 апреля 2015 г. В двух частях / ред. кол. С.Ф. Сокол[и др.]. – Минск: «БИП-Институт правоведения». Ч. 1. – 2015. – С. 118–120.