Актуальные проблемы правового регулирования электронной торговли
Толочко, О.Н. Актуальные проблемы правового регулирования электронной торговли / О.Н. Толочко // Право в современном белорусском обществе: Сборник научных трудов (НЦЗПИ Республики Беларусь). Вып. 16. – Минск: Колорград, 2021. – С.349–355.УДК 341.96:346.3
О. Н. ТолочкоАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ Аннотация. В статье анализируются правовые проблемы, связанные с развитием электронной торговли («e-commerce»). Неизбежный процесс развития дистанционных форм экономических отношений ускорился в связи с кризисом, вызванным пандемией. Однако правовое регулирование данной сферы отношений пока явно отстаёт от потребностей экономики. В Республике Беларусь, как и во многих других странах, многие вопросы регулирования электронной торговли остаются в серой зоне. Автор предлагает начать разработку специального законодательства, взяв за основу разработки ЮНСИТРАЛ по электронной коммерции. Вместе с тем, как подчеркивается в статье, развитие инновационных технологий требует общего реформирования действующего гражданского законодательства в сторону его дальнейшей либерализации.
Ключевые слова: Электронная торговля, электронная коммерция, e-commerce, информационно-коммуникационные технологии, правовое регулирование, ЮНСИТРАЛ
Введение.Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к появлению новых форм гражданского оборота, в том числе электронной торговли («e-commerce»). Электронная торговля – это собирательное наименование коммерческих операций, совершаемых с использованием интернета. С каждым годом электронные формы торговли занимают всё большую часть рынка. Увеличиваются объемы реализуемых в интернете товаров, расширяются области применения. К электронной торговле относится не только торговля товарами, но и бронирование и реализация различных заказов (гостиничный сервис, билеты и др.), а также транзакции через банковские сервисы и системы электронных денег.
Пандемия COVID-19 ускорила неизбежный процесс расширения использования интернет-технологий в экономике. Дистанционный формат общественной жизни хорошо сочетается с электронной торговлей во всех ее формах. Технологии e-commerce увеличивают охват различных сегментов аудитории, упрощают предложение, сокращают затраты на рекламу и продвижение, упрощают документооборот.
Вместе с тем, законодательное регулирование этой новой сферы экономических отношений в значительной мере отстаёт от развития информационно-коммуникационных технологий. Не будет преувеличением сказать, что электронная торговля в Беларуси остается пока в серой зоне регулирования: многие актуальные вопросы остаются нерешёнными.
Основная часть.Правовые проблемы развития и функционирования электронной торговли исследовались в работах таких авторов как В. В. Архипов [1], О. Б. Белая [2], К.П. Ганжа [3], В. В. Демирчян [4], А. В. Зажигалкин [5], Н. В. Козинец [6], А.В. Юрасов [7], Дж. Шнайдер [8] и др. В их научных трудах анализируется национальное законодательство и международные акты, относящиеся к регулированию электронной торговли. Все они находят законодательное регулирование этой стремительно развивающейся области экономики явно недостаточным. Данный вывод вполне применим и к праву Республики Беларусь.
Понятие «электронная торговля», «электронная коммерция» в законодательстве Беларуси не закреплено. Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (в ред. Закона 4 января 2021 г. № 81-З) определил лишь самые общие требования к осуществлению «торговли с использованием сети интернет» (ст. 16) [9]. По смыслу Закона, торговля может осуществляться не только в обычном формате контактов продавца и покупателя, но и посредством использования информационно-коммуникационных технологий; при этом законодательное регулирование торговли полностью распространяется и на торговлю с использованием сети Интернет. Сами по себе тезисы о возможности таких форм торговых отношений и о распространении на них всех законодательных требований и ограничений, включая защиту прав потребителя, не вызывают возражений. Однако очевидно, что распространение общего законодательства о торговле на рассматриваемую сферу не решает проблем их урегулирования, поскольку специфика электронных форм торговли требует особых норм, специально предназначенных для бесконтактных, опосредованных сетью Интернет, правовых отношений.
Прежде всего, электронная торговля не исчерпывается формами, приведенными в Законе о государственном регулировании торговли и общественного питания. Закон не распространяется на довольно обширную группу торговых отношений, включая внешнюю торговлю, куплю-продажу валюты, ценных бумаг, тепловой и электрической энергии, госзакупки, куплю-продажу объектов интеллектуальной собственности и др. Законодательство же в перечисленных областях не содержит специальных норм о «торговле с использованием сети Интернет», – даже в таком лапидарном виде, как это имеет место в рассматриваемом Законе о государственном регулировании торговли и общественного питания.
Общий подход законодателя к правовому регулированию киберпространства выражается в распространении на него традиционных норм и институтов гражданского, торгового, административного права, права интеллектуальной собственности и т.д. Однако, как представляется, этого недостаточно. Такой подход не учитывает многих важных вопросов электронной коммерции и делает затруднительным её эффективное правовое регулирование на данном этапе.
Так, в сфере электронной торговли, как минимум, отличается содержание таких правовых категорий как «документ», «письменная форма», «подпись» и другие. В научной доктрине и законодательстве, как было показано выше, предпринимаются попытки определения указанных категорий путём искусственного расширительного толкования понятий, уже закреплённых в гражданском законодательстве. В определенной степени это оправданно, поскольку общее здесь явно превалирует над отличиями. Вместе с тем, при таком подходе соответствующее понятие (например, «подпись») не всегда соответствует определяемому явлению.
Как представляется, назрела необходимость принятия законодательства, специально регулирующего электронную торговлю в её общем, собирательном значении. В международной практике есть позитивные примеры такого регулирования. Так, проблема уже два десятка лет находится в фокусе внимания Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В рамках Комиссии разработаны Типовые законы «Об электронной торговле» 1996 г. [10], «Об электронных подписях» 2001 г. [11] и «Об электронных передаваемых записях» 2017 г. [12]; Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г. [13], а также публикация «Содействие укреплению доверия к электронной торговле: правовые вопросы международного использования электронных методов удостоверения подлинности и подписания» 2007 г. [14].
Целями Типовых законов и других разработок ЮНСИТРАЛ в сфере электронной торговли выступают, с одной стороны, исключение несоответствий в регулировании и правоприменении, а с другой стороны, – предотвращение возможного чрезмерного регулирования в сфере, чувствительной к рестриктивным правовым решениям. Законодательные ограничения, выражающиеся в жёстких формулировках, строго определённых формальных требованиях, императивных правилах и т.п., вряд ли могут сдержать технический прогресс, однако вполне способны ограничить правовую защиту гражданско-правовых отношений, не вписывающихся в очерченные рамки.
Типовые законы предназначены для принятия в заинтересованных государствах, что призвано обеспечить, во-первых, урегулирование соответствующих гражданско-правовых отношений, а во-вторых – единообразие, унификацию такого регулирования в международной практике.
Для решения задач по урегулированию электронных форм гражданского оборота ЮНСИТРАЛ, в частности, предлагает общие критерии установления функциональной эквивалентности между электронными и «бумажными» методами подписания и удостоверения подлинности; разрешает проблемы распределения рисков и ответственности при несоблюдении сторонами договорных обязательств, общие условия заключения договоров в электронной форме и др. Другими словами, разработки ЮНСИТРАЛ выступают образцом и основой правового регулирования электронной торговли с учетом мирового опыта. Однако отечественное законодательство пока не слишком оперативно реагирует на мировой прогресс в области правового регулирования электронных сделок.
При разработке законодательных актов в сфере электронной торговли необходимо иметь в виду тот факт, что ее формы далеко не исчерпываются торговлей товарами через интернет-сайты. В настоящее время различают следующие категории e-commerce:
1. B2C – Business to consumers (бизнес потребителю). Эта форма в наибольшей степени подпадает под определение «торговли с использованием сети Интернет», как она понимается в Законе о государственном регулировании торговли и общественного питания: покупатель выбирает товар в интернет-магазине и оплачивает его при помощи онлайн-платежей либо при доставке.
2. B2B
– Business to business (бизнес бизнесу). Участниками коммерческих сделок являются субъекты хозяйствования. В Беларуси данная форма электронной торговли регулируется гражданским (хозяйственным) законодательством, а также, если речь идет о предприятиях, находящихся в разных государствах, – законодательством о внешней торговле. Специальных норм, касающихся электронной торговли, в данной сфере пока нет.
3.C2C – Consumer to consumers (потребитель потребителю). Данная форма предполагает коммерческие отношения между физическими лицами. Она также не подпадает под Закон о государственном регулировании торговли и общественного питания, однако, как и в других случаях, может организовываться на специальных интернет-площадках с использованием онлайн-платежей.
4. B2G – Business to government (бизнес государству). Здесь речь идет, прежде всего о государственных закупках. В Республике Беларусь данная форма подпадает под сферу действия Закона о государственных закупках товаров (работ, услуг) от
13 июля 2012 г. № 419-З [15].Есть и другие формы, не получившие пока широкого распространения и находящиеся в стадии становления.Как и во многих странах, в Республике Беларусь электронная торговля растёт быстрее, чем регулирующее законодательство, что не вполне отвечает потребностям экономики и общества. Причины такого явления часто субъективны, т.е. процесс тормозится на уровне принятия решений по неочевидным основаниям.Так, в поддержку развития электронной торговли в стране в 2018 году инициировался законопроект о платежах в пользу третьих лиц, что позволило бы развивать доставку товаров из интернет-магазинов силами специальных служб доставки, т.е. субъекты электронной торговли смогли бы вынести доставку на аутсорсинг и не инвестировать в собственные сервисы доставки. Национальный банк, разрабатывавший законопроект, обосновывал его принятие тем, что служба доставки не вправе в настоящее время принимать денежные средства с использованием платежного терминала или кассового аппарата продавца и от имени продавца. Предполагалось дать им такое право. Однако законопроект так и не был принят. В 2019 г. с целью продвижения вопросов, связанных с e-commerce, была учреждена Ассоциация электронной коммерции, однако этот проект не получил дальнейшего развития.Заключение.Нам представляется, что пришло время реформирования экономического законодательства, в том числе регулирующего электронную торговлю. Новые формы экономических отношений, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий, должны, во-первых, без всякой дискриминации подпадать под общее гражданское законодательство. Во-вторых, должны предусматриваться правила, отражающие специфику электронных торговых отношений: гарантии потребителям, плательщикам, вознаграждение платежным системам, контроль, валютное регулирование, разрешение споров и т.д. Наконец, в-третьих, требуется общая либерализация гражданского законодательства, без которой развитие инновационных форм экономических отношений неоправданно сдерживается. Так, в частности, приведенный выше пример с законопроектом об узаконивании платежей в пользу третьих лиц, возможно, не потребовался бы, если бы гражданское законодательство на деле строилось бы по принципу «всё, что не запрещено, – разрешено». Думается, есть смысл провести широкую дискуссию об общих принципах дальнейшего развития гражданского законодательства и приведении его в состояние, максимально способствующее развитию экономики, в том числе её инновационных электронных форм.Список цитированных источников:1. Архипов, В.В. Интернет-право: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.В. Архипов. – М.: Юрайт, 2016. – 249 с.
2. Белая, О.Б. Форма международной коммерческой сделки, заключенной с помощью электронных средств связи / О.Б. Белая // Журнал международного права и международных отношений. – 2008. – № 1. – С. 28–37.
3. Ганжа, К.П. Правовое регулирование электронной коммерции в России // Современные научные наследования и инновации: электрон. науч.-практ. журн. – 2013. – № 10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27833. – Дата доступа: 12.03.2021.
4. Демирчян, В.В. Проблемы правового регулирования международной электронной торговли // Общество, политика, экономика, право. – 2016. – № 3. – С. 17–24.
5. Зажигалкин, А.В. Международно-правовое регулирование электронной коммерции: дис. ... канд. юрид. наук / А. В. Зажигалкин. – СПб., 2005. – 193 с.
6. Козинец, Н.В. Проблемы международного сотрудничества в сфере регулирования трансграничной электронной торговли в контексте деятельности международных организаций / Н.В. Козинец // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – №4. – С. 194–202.
7. Юрасов, А.В. Основы электронной коммерции: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.В. Юрасов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2014. – 500 с.
8. Schneider, G. Electronic Commerce. 12th Edition. / G. Schneider. – Boston, 2017. – 139 р.
9. Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»: Закон Республики Беларусь 4 января 2021 г. № 81-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12100081&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 12.03.2021.
10. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле 1996 г. с дополнительной статьей 5 bis, принятой в 1998 году // ЮНСИТРАЛ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/v1504119_ebook.pdf. – Дата доступа: 12.03.2021.
11. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях 2001 г. // ЮНСИТРАЛ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/ml-elecsig-r.pdf. – Дата доступа: 12.03.2021.
12. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных передаваемых записях 2017 г. // ЮНСИТРАЛ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/mletr_ebook_r.pdf. – Дата доступа: 12.03.2021.
13. Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах (Нью-Йорк, 2005 год) // ЮНСИТРАЛ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/06-57454_ebook.pdf. –Дата доступа: 12.03.2021.
14. Содействие укреплению доверия к электронной торговле: правовые вопросы международного использования электронных методов удостоверения подлинности и подписания // ЮНСИТРАЛ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/08-55700_ebook.pdf. – Дата доступа: 12.03.2021.
15. О государственных закупках товаров (работ, услуг): Закон Республики Беларусь
13 июля 2012 г. № 419-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11200419. – Дата доступа: 12.03.2021.
Дата поступления в редакцию: 15.03.2021
O.N. TolochkoCURRENT PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC COMMERCEAbstract. The article analyzes the legal problems associated with the development of electronic commerce ("e-commerce"). The inevitable process of the development of remote forms of economic relations has accelerated in connection with the crisis caused by the pandemic. However, the legal regulation of this sphere of relations is still clearly lagging behind the needs of the economy. In the Republic of Belarus, as in many other countries, many issues of electronic commerce regulation remain in a gray area. The author proposes to start the development of special legislation, taking as a basis the development of UNCITRAL on e-commerce. At the same time, as emphasized in the article, the development of innovative technologies requires a general reform of the current civil legislation towards its further liberalization.
Keywords: E-commerce, e-commerce, e-commerce, information-communication technologies, legal regulation, UNCITRAL
Толочко, О.Н. Актуальные проблемы правового регулирования электронной торговли / О.Н. Толочко // Право в современном белорусском обществе: Сборник научных трудов (НЦЗПИ Республики Беларусь). Вып. 16. – Минск: Колорград, 2021. – С.349–355.