9. Право международных организаций
- Международное право и международные организации.
- Понятие и виды международных организаций. Создание международной организации.
- Международные межправительственные организации.
- Организация Объединенных Наций: создание, цели, принципы, структура.
- Специализированные учреждения ООН.
- Экономические ММПО: понятие, виды, структура, деятельность.
- Международные интеграционные объединения и их правовая природа.
- Интеграционные объединения с участием Республики Беларусь.
Проблемные вопросы1. Выделите признаки международной организации. Какими актами регулируется деятельность международной организации?
2. Каким образом регулируется труд сотрудников международных организаций?
3. Почему правосубъектность международных организаций является ограниченной?
4. Что понимается под «скрытыми» (дискретными) полномочиями международной организации?
5. Какова стандартная структура органов международной организации, используемая в системе ООН?
6. Какое государство может стать членом ООН?
7. Каковы исторические предпосылки создания СНГ?
8. Какие цели преследует СНГ?
9. Каковы исторические предпосылки создания Совета Европы?
10. Какие цели преследует Совет Европы?
11. Какое государство может стать членом Совета Европы? Является ли Республика Беларусь членом Совета Европы и почему?
12. Какое государство может стать членом Европейского Союза?
13. Какое государство может стать членом Евразийского экономического союза? Сравните цели ЕС и ЕАЭС.
Задания1. Определите термины:
Аккламация, дискреционные полномочия, интеграция, международная конференция, международная межправительственная организация, международная неправительственная организация, наднациональность, право вето, специализированное учреждение.
2. В политологии выделяются различные показатели степени интеграции государств –членов международных организаций. Одни авторы считают, что главным показателем является наличие органов и чем больше наднациональных полномочий у этих органов, тем выше уровень интеграции. По мнению других, основным показателем является количество и качество международных договоров, заключаемых в рамках конкретной международной организации. Часть авторов полагает, что за основу нужно брать арифметический критерий — количество контактов между органами государств-членов. И, наконец, некоторые за основу берут уровень правосознания граждан. Если физическое лицо осознает себя не просто гражданином какого-то государства, но прежде всего «гражданином» данного интеграционного объединения – это свидетельствует о высоком уровне интеграции государств-членов.
Какой критерий вы считаете более верным? Попытайтесь оценить с разных позиций такие международные организации, как ООН, ЕС, СНГ, Союзное государство Беларуси и России, ЕАЭС.
3. Существует несколько систем финансирования деятельности международных организаций.
– Величина взноса определяется в зависимости от размера валового национального дохода.
– Величина взноса определяется в зависимости от заинтересованности конкретного государства в деятельности данной международной организации.
– Величина взноса определяется исходя из численности населения государства-члена.
– Международная организация финансируется посредством взимания прямого налога с населения государств-членов.
Какую систему финансирования, с вашей точки зрения, следует применять при финансировании деятельности таких международных организаций как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, ЕС, СНГ, ЕАЭС?
4. В период 1948 – 1955 гг. Советский Союз при голосовании в Совете Безопасности за принятие новых государств в члены ООН выдвигал условие, в соответствии с которым прием новых государств ставился в зависимость от приема в члены ООН всех 16 республик в составе СССР. Генеральная Ассамблея ООН обратились в Международный Суд ООН с запросом относительно правомочия Генеральной Ассамблеи ООН самостоятельно принимать решение о принятии новых членов в отсутствие рекомендации Совета Безопасности ООН (резолюция от 22 ноября 1949 г.). Вопрос был сформулирован следующим образом: «Может ли государство быть принято в члены ООН в силу части 2 статьи 4 Устава ООН, на основе решения Генеральной Ассамблеи, если Совет Безопасности не сделал рекомендацию, относящуюся к его принятию, либо по той причине, что государство-кандидат не получило требуемого числа голосов, либо по той причине, что постоянный член Совета Безопасности голосовал против принятия этого государства?»
Попытайтесь ответить на данный вопрос.
5. По свидетельству Я. Броунли, в последние годы рост общего числа членов ООН и скромные размеры некоторых государств, подававших заявление о приеме, заставили органы ООН заняться рассмотрением вопроса о возможности установления какой-либо формы ассоциированного членства в ООН. Такой режим мог бы предусматривать отсутствие права на избрание в члены Совета Безопасности, возможность участия в работе Генеральной Ассамблеи без права голоса, льготные условия в отношении участия в расходах ООН и доступ к ресурсам специализированных учреждений, таких как Всемирная организация здравоохранения. Предстоит решить много проблем, и не в последнюю очередь проблему определения критериев для обычного членства в ООН.
Как вы относитесь к данному предложению?
6. Состав Совета Безопасности ООН и процедура голосования, используемая в этом органе, вызывает критику со стороны многих юристов и национальных правительств. Юридические аргументы заключаются в том, что наличие института постоянного членства не соответствует принципу суверенного равенства государств. Геополитическая аргументация заключается в том, что часть постоянных членов Совета Безопасности ООН утратила свой статус «великой державы», и кроме того, в мире появились новые влиятельные государства (Япония, Индия, Германия), которые вправе претендовать на статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Можно ли согласиться с данными доводами. Должен ли быть изменен состав Совета Безопасности? Если да, то каким образом?
7. В 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Административный трибунал для урегулирования споров, связанных с персоналом ООН. Этот трибунал по заявлениям незаконно уволенных служащих присуждал им значительные возмещения из средств ООН. Генеральный секретарь ООН обратился к Генеральной Ассамблее ООН с просьбой о предоставлении дополнительных средств на выплату возмещений. Ряд государств, в числе которых были и США, поставили под сомнение обязательный характер решений Административного трибунала для Генеральной Ассамблеи ООН и обратились в Международный Суд ООН.
Перед Судом встал вопрос: может ли Генеральная Ассамблея создать Административный трибунал, обладающий такими полномочиями, несмотря на то, что данный орган не предусмотрен Уставом ООН? Попытайтесь на него ответить.
8. Можно ли считать СНГ: региональной международной организацией; международной организацией общей компетенции; международной организацией с высокой степенью интеграции государств-членов; эффективной международной организацией; наднациональной международной организацией? Подкрепите ответ ссылками на Устав СНГ.