• +375 29 589 42 24

9.4. Административная ответственность в сфере ВЭД. Виды правонарушений

Административная ответственность возлагается органами государственного управления за совершение административного правонарушения (проступка).

Административное правонарушение отличается от уголовного преступления тем, что оно менее тяжкое и не влечёт за собой судимости, хотя также наносит вред обществу.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

В отношении юридических лиц применяются только штраф, лишение права заниматься определенной деятельность, конфискация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Административные взыскания, названные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9, налагаются только судом.

Предупреждение применяется за совершение незначительных административных правонарушений по отношении к лицам, зарекомендовавшим себя на работе и в быту с положительной стороны.

Наиболее типичной мерой административного наказания является штраф, т.е. денежное взыскание с виновного.

Исправительные работы применяются на срок от одного до двух месяцев с отбыванием их по месту последней работы лица, совершившего административное правонарушение, с удержанием до 20% его заработка в доход государства.

Административный арест предусматривается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Лишение специального права (на срок от шести месяцев до трех лет) может применяться к лицу, грубо нарушившему порядок пользования этим правом.

Лишение права заниматься определенной деятельностью (на срок от 6 месяцев до 1 года) применяется с учетом характера совершенного правонарушения, связанного с деятельностью, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за лицом права заниматься таким видом деятельности.

Конфискация предмета (как правило, орудия совершения правонарушения) состоит в безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.

Депортация – это административное выдворение за пределы Республики Беларусь; применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Постановление по делу об административном взыскании может быть обжаловано в вышестоящий орган управления или в суд, постановление которого, как правило, окончательно и обжалованию не подлежит.

Административные взыскания налагаются лишь за правонарушения, предусмотренные законодательством.

В сфере ВЭД могут быть совершены самые различные правонарушения. Назовем некоторые из них, являющиеся специфическими именно для внешнеэкономической деятельности.

Глава 11 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает составы правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности. Среди них:

– незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства (ст. 11.1);

– нарушение установленного порядка осуществления валютных операций и контроля за их проведением (ст. 11.2);

– нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты (ст. 11.3);

– незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь (ст. 11.5);

– невозвращение из-за границы валюты (ст. 11.6);

– превышение сроков проведения внешнеторговых операций (ст. 11.34);

– продажа (реализация) нерезиденту Республики Беларусь товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке (ст. 11.35);

– превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту в сравнении с договорной суммой полученных денежных средств (ст. 11.36);

– необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств либо поступления товаров (выполнения работ, оказания услуг) по импорту (ст. 11.37);

– нарушение установленного порядка оплаты белорусскими рублями экспорта товаров (работ, услуг) (ст. 11.38);

– несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисленияна свой счет, а равно перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту (ст. 11.39);

– перечисление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет без соответствующего разрешения (ст. 11.40);

– получение резидентом Республики Беларусь (при неденежной форме прекращения обязательств) товаров (работ, услуг) в нарушение установленных требований (ст. 11.41);

– представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные сроки указанных изменений в паспорте сделки (ст. 11.42);

– нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций (ст. 11.43);

– нарушение установленного срока представления статистической декларации (ст. 11.44);

– нарушение установленного срока аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации (ст. 11.45);

– нецелевое использование валютных средств (ст. 11.46);

– использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте без разрешения (ст. 11.47);

– несоблюдение установленных сроков использования валютных средств (ст. 11.48);

– нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет (ст. 11.49);

– непредставление или несвоевременное представление экспортером в обслуживающий банк документов, подтверждающих основания для получения средств по внешнеторговому договору, а также представление в банк недостоверной информации (ст. 11.50);

– представление импортером в обслуживающий банк недостоверной информации (ст. 11.51);

– непредставление, несвоевременное представление и (или) представление недостоверных сведений о выданных и (или) перечисленных денежных средствах, поступивших из-за границы (ст. 11.60), и др.

Из числа административных правонарушений в области предпринимательской деятельности (глава 12 Кодекса об административных правонарушениях) следует указать:

– незаконные ввоз, перевозка, хранение алкогольных напитков и табачных изделий, производство, переработка и хранение этилового спирта и табачного сырья и продажа алкогольных напитков собственного производства (ст. 12.27);

– нарушение порядка вывоза товаров из Республики Беларусь (ст. 12.29).

Административные правонарушения против порядка налогообложения (глава 13 Кодекса):

– неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа (ст. 13.6);

– нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов (ст. 13.10);

– неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или Таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица (ст. 13.11).

Глава 14 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривает административные таможенные правонарушения, или правонарушения против порядка таможенного регулирования:

– выдача без разрешения таможенного органа Республики Беларусь, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 14.1);

– невывоз за пределы таможенной территории Республики Беларусь либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств (ст. 14.2);

– пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами в нарушение таможенного режима (ст. 14.3);

– незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 14.4);

– недекларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 14.5);

– нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств (ст. 14.6);

– приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением таможенных правил (ст. 14.7);

– нарушение порядка пользования или распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами (ст. 14.8);

– неуведомление о пересечении таможенной границы Республики Беларусь (ст. 14.9);

– непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 14.10);

– неостановка транспортного средства в месте, определенном таможенным органом, либо его отправление с места стоянки (ст. 14.11);

– проведение операций с товарами и транспортными средствами без разрешения таможенного органа (ст. 14.12);

– изменение, уничтожение, повреждение либо утрата средств идентификации (ст. 14.13);

– нарушение порядка помещения товаров и транспортных средств на хранение (ст. 14.14);

– непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки и невручение документов на них (ст. 14.15);

– неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими (ст. 14.16);

– непредставление таможенному органу Республики Беларусь отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 14.17);

– нарушение порядка переработки товаров (ст. 14.18).

Наконец, в числе административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (глава 15) и против здоровья населения (глава 16):

– ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее семян, растений, продукции растительного происхождения и иных материалов, не прошедших фитосанитарный контроль (ст. 15.55);

– вывоз из пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 16.9).

Как правило, санкциями за названные правонарушения являются штрафы, в ряде случаев – с конфискацией предметов правонарушения.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ