• +375 29 589 42 24

9.2. Порядок привлечения к ответственности. Компетенция органов и должностных лиц

Порядок привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений, варьируется в зависимости от вида правонарушения, однако общая схема может быть представлена в следующем виде:

– констатация и документальная фиксация конкретного правонарушения (акт проверки, протокол, претензия, исковое заявление, постановление и др.);

– установление виновного лица (лиц);

– выяснение всех обстоятельств дела, влияющих на характер и размер ответственности;

– решение о наложении ответственности;

– обжалование решения;

– вступление решения в законную силу;

– исполнение решения.

Как было сказано, приведенная общая схема может отличаться в некоторых деталях в зависимости от вида правонарушения.

Гражданско-правовая ответственность инициируется кредитором (т.е. лицом, чьи права нарушены) путем подачи искового заявления в суд, как правило, по месту нахождения должника (ответчика). До обращения в суд кредитор может предъявить претензию, которая может быть удовлетворена должником добровольно. По обязательствам, вытекающим из договоров международной перевозки, предъявление претензий является обязательным – без соблюдения претензионного порядка суд не примет исковое заявление.

По иску заинтересованного лица (кредитора) суд возбуждает гражданское дело. Выслушав объяснения сторон и рассмотрев представленные доказательства, суд выносит решение. После того, как судебное решение вступит в законную силу, оно может быть принудительно исполнено.

Следует отметить, что гражданские дела по спорам, вытекающим из осуществления внешнеэкономической деятельности, имеют определенную специфику и сопряжены с рядом сложностей, о чем будет сказано ниже в соответствующем разделе.

Привлечение лиц к административно-правовой ответственности регулируется Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях 2006 г. Кодекс называет 27 органов, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях. Учитывая широкий круг отношений, входящих в сферу ВЭД, можно говорить о том, что каждый из них имеет определенную компетенцию по разрешению дел о внешнеэкономических правонарушениях административного характера.

В соответствии со ст. 3.1 Процессуально-исполнительного кодекса, дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) районным (городским) судом;

2) хозяйственным судом;

3) сельским, поселковым исполнительным комитетом;

4) административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе;

5) районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних;

6) органами внутренних дел;

7) органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

8) Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

9) органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

10) органами государственного санитарного надзора;

11) пограничными войсками Республики Беларусь;

12) таможенными органами;

13) налоговыми органами;

14) Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

15) органами Министерства финансов Республики Беларусь и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов;

16) органами Национального банка Республики Беларусь;

17) органами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

18) органами железнодорожного транспорта;

19) органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

20) органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

21) Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

22) органами государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

23) органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

24) органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

25) органами государственной безопасности;

26) государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками;

27) органами Министерства юстиции Республики Беларусь.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами соответствующих органов, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, производство по делу о конкретном административном правонарушении ведется органом, к компетенции которого отнесен данный состав правонарушения. Должностное лицо данного органа по заявлению гражданина или по сообщению должностного лица государственного или иного органа, а также в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, составляет протокол административного правонарушения либо (если за данное правонарушение предусмотрено предупреждение или штраф размером не более 2 базовых величин), выносит постановление о наложении административного взыскания.

Протокол об административном правонарушении не составляется также в случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда. В таком случает Кодекс предусматривает вынесение постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа на физическое лицо в размере низшего предела штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, но не ниже половины базовой величины.

Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вызывается в суд или орган, ведущий производство по данному делу, где после соответствующего разбирательства принимается решение. Решение может быть обжаловано в вышестоящий административный орган либо в суд.

После вступления решения в законную силу оно подлежит исполнению. Если признанное виновным лицо не исполняет данное решение добровольно, решение может быть исполнено в принудительном порядке в соответствии с нормами Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях.

В случае уголовного преступления первым шагом на пути к юридической ответственности является постановление о возбуждении уголовного дела, которое выносится по заявлению гражданина, по сообщению должностного лица государственного органа или иной организации, по сообщению о преступлении в СМИ, а также при непосредственном обнаружении органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.

После возбуждения уголовного дела проводится предварительное следствие, которое выявляет виновных лиц и выясняет все обстоятельства дела. По окончании предварительного следствия дело передается в суд, который, выслушав доводы обвинения и защиты, оценив доказательства и выяснив истинную картину происшедшего, выносит приговор. В случае вынесения обвинительного приговора суд, как правило, определяет меру наказания виновных лиц.

Приговор суда первой инстанции (районного или городского) может быть в 10-дневный срок обжалован подсудимым или опротестован прокурором в вышестоящий (областной) суд (кассационную инстанцию), определение которого является окончательным и обжалованию не подлежит. Вступивший в силу приговор суда исполняется в порядке, установленном законодательством (Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь). Следует отметить, однако, что вступивший в силу приговор может быть опротестован в порядке надзора председателем вышестоящего суда либо прокурором. Кроме того, при наличии достаточных оснований, производство по уголовному делу может быть возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ