9.2. Коллизионные правила регулирования деликтных отношений на транспорте
Коллизионные нормы, определяющие право, применимое к рассматриваемым отношениям, могут быть установлены международным договором или национальным законодательством.
Международные договоры могут содержать коллизионные правила как в отношении деликтных обязательств
в целом, как это имеет место, например, в договорах о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, так и в отношении специфических деликтных обязательств, связанных с функционированием отдельных видов транспорта.
Согласно ст. 42 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., а также ст. 45 Конвенции 2002 г. (действует в настоящее время для Беларуси и Армении), обязательства о возмещении вреда, кроме вытекающих из договоров и других правомерных действий, определяются по законодательству Договаривающейся стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требований о возмещении вреда. Однако если причинитель вреда и потерпевший являются гражданами одной Договаривающейся Стороны, то применяется законодательство этой Договаривающейся Стороны. По данной категории дел компетентен суд страны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, однако потерпевший может предъявить иск также в суд государства, на территории которого имеет местожительство ответчик.
Соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. содержит правило, согласно которому права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по законодательству государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда (п. «ж» ст. 11). Однако это законодательство не применяется, если действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, по законодательству места рассмотрения спора не является противоправным (ч. 2 указанного пункта).
Следует отметить, что обычного для коллизионного регулирования деликтных отношений правила о том, что при едином гражданстве делинквента и потерпевшего применяется право государства, гражданами которого они являются, Соглашение не содержит. Что касается компетенции судов, то согласно ст. 4 названного Соглашения суд государства – участника СНГ вправе рассматривать дело, если на территории данного государства ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска; осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность ответчика; имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда; имеет постоянное место жительства или место нахождения истец по иску о защите деловой репутации.
Таким образом, правовой режим деликтных обязательств по Конвенциям СНГ о правовой помощи и правовых отношениях 1993 г. и 2002 г. в сравнении с Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. различается.
Разграничение сфер применения Конвенций и Соглашения соответствует разграничению компетенций общих и экономических судов: по экономическим делам экономические (арбитражные) суды государств – участников СНГ применяют Соглашение 1992 г., а по гражданским деламсуды общей юрисдикции применяют Конвенции 1993 г. и 2002 г.
Кроме общих международных договоров, содержащих коллизионные нормы по деликтным обязательствам, имеется ряд специальных соглашений по отдельным видам деликтов: Гаагская конвенция о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям 1971 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и др.
В случаях, если нет ни общих, ни специальных международных соглашений, которые могли бы быть применены к данному конкретному спору, суды обращаются к коллизионным правилам внутреннего законодательства.
В Гражданском кодексе Республики Беларусь обязательствам из причинения вреда в международном частном праве посвящены ст. 1129 и 1130.
Статья 1129 содержит общие правила определения права, применимого к деликтным отношениям. Права и обязанности по обязательствам, возникающим из причинения вреда, определяются по праву страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда (ч. 1). Очевидно, что при причинении вреда транспортным средством третьим лицам таким местом будет считаться географическая точка на территории определенного государства, где реально имело место транспортное происшествие, и к данным отношениям применимо право этого государства. Однако возможна ситуация, в которой местом причинения вреда является, например, морское судно, в пределах которого был совершен деликт. В этом случае местом причинения вреда может быть признано государство, под флагом которого плавает морское судно.
Некоторые коллизионные правила в отношении обязательств из причинения вреда содержатся в отраслевых (по видам транспорта) кодификационных актах. Так, согласно ст. 323 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь, отношения по возмещению убытков от столкновения судов во внутренних морских водах и в территориальном море регулируются правом государства, где произошло столкновение. Если столкновение произошло в открытом море и спор рассматривается в Республике Беларусь, применяются правила, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. К отношениям по возмещению убытков от столкновения судов, плавающих под одним флагом, применяется право государства этого флага независимо от места столкновения судов.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.