• +375 29 589 42 24

9.1. Основные принципы деликтной ответственности в международном транспортном праве

Отношения, возникающие в международном транспортном процессе, не всегда связаны с договором международной перевозки. Целый пласт правовых проблем связан с причинением вреда транспортными организациями третьим лицам и наоборот, третьими лицами транспортным организациям.

Основным отличием деликтной ответственности от ответственности на договорных основаниях является тот факт, что между сторонами деликтного отношения отсутствует договор, либо данное возникшее отношение никак не связано с заключенным сторонами договором.

Следует сказать, однако, что данное теоретическое положение в настоящее время не является абсолютной истиной, поскольку повсеместно наблюдается сближение договорной и деликтной ответственности.

Это сближение выражается, во-первых, в том, что в некоторых случаях договорная ответственность приближается по своим характеристикам к деликтной, как это имеет место в международной (да и национальной тоже) перевозке пассажиров.

Во-вторых, в ряде случаев не исключено взыскание так называемого «морального вреда» в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком договорных обязательств.

В-третьих, появление в праве института защиты прав потребителей, основанного на принципах деликтной, а не договорной ответственности, дает основания каждому лицу, подпадающему под понятие «потребителя», требовать применения законодательства о защите потребителей, а не норм, относящихся к соответствующему виду договоров.

Наконец, в-четвертых, судебная практика, а также специальная литература с очевидностью показывают, что далеко не всегда наличие между сторонами договора перевозки исключает предъявление (и удовлетворение, что самое важное) иска из деликта. Указанное положение обуславливается конкретными законодательными формулировками, в которых не только отсутствует четкий критерий деликтной ответственности как внедоговорной, т.е. возникающей в отсутствие договорных отношений, но и, в ряде случаев, прямо допускается возможность наступления ответственности из причинения вреда в связи с заключенным договором.

Так, например, ст. 933 ГК Республики Беларусь «Общие основания ответственности за причинение вреда» сформулирована следующим образом. «1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором(выделено мной – О.Т.) может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда».

Из приведенной формулировки очевидно, что такого основания для отклонения деликтного иска как наличие между причинителем вреда и потерпевшим договорных отношений белорусский закон не предусматривает. Если учесть, что деликтная ответственность в ряде случаев является более благоприятной для потерпевшего, нежели договорная, то ясно, что истцы будут стремиться настаивать на квалификации возникшего спора как деликтного.

Проблема разграничения ответственности по договору и вследствие причинения вреда известна праву многих государств. Иногда данное явление называется в литературе «конкуренцией исков» и требует, как минимум, доктринального урегулирования вопроса. Оптимальным решением проблемы был бы возврат к старой формуле деликтной ответственности как изначально внедоговорной, и раздельное регулирование отношений, возникающих из договоров, и отношений, не основанных на наличии договора между их участниками. Однако на данный момент, как уже было сказано, легальные формулировки произвести такое строгое разграничение не позволяют.

Таким образом, в принципе деликтные отношения возникают не между грузоотправителем (грузополучалем, пассажиром, оператором и т.п.) и перевозчиком, а между перевозчиком, с одной стороны, и третьими лицами (пешеходами, землевладельцами, владельцами транспортных средств и т.п.), с другой стороны. В то же время не совсем четкое разграничение данных видов правоотношений не исключает возможности деликтной ответственности и в случае наличия между сторонами договора, в данном контексте – договора международной пассажирской или грузовой перевозки.


Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.