• +375 29 589 42 24

8.5. Понятие, цели, задачи и направления валютного регулирования ВЭД.

В Республике Беларусь, как и в каждом суверенном государстве, складывается своя национальная валютная система – форма организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных как национальным законодательством, так и документами международного права. Элементами валютной системы являются валютный режим и механизмы валютного регулирования.

Главная задача национальной валютной системы заключается в обеспечении оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства.

Валютное регулирование – это совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала, укрепления отечественного платежного баланса и сохранения стабильной динамики валютного курса.

Одним из основных субъектов валютного регулирования является центральный банк (в Республике Беларусь – Национальный Банк Республики Беларусь). Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка, является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.

В целях сохранения внешней конкурентоспособности экономики на основе укрепления платежного баланса и стабилизации производства Национальный банк устанавливает валютный режим (режим установления курса обмена валют) – совокупность форм и методов, используемых при установлении валютного курса.

При выборе валютного режима государства, как правило, руководствуются следующими критериями:

– текущим уровнем конкурентоспособности экономики;

– состоянием платежного баланса и финансовой системы;

– состоянием валютных резервов;

– экономическим и политическим климатом в стране и др.

В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют два основных режима:

1) механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты по отношению к курсу другой валюты или корзине валют;

2) режим, противоположный первому, основанный на свободноплавающих валютно-обменных курсах.

В реальной практике в силу наличия национальных особенностей хозяйственного механизма, как правило, сочетаются элементы обоих названных валютных режимах.

Основы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле 2003 г. (в действующей редакции).

Согласно данному Закону, под валютным регулированием понимается деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей. Валютный контроль – это деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Органами валютного регулирования и валютного контроля являются:

– Совет Министров (обладает общей компетенцией)

– Национальный банк Республики Беларусь.

В качестве органов валютного контроля выступают Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Коммерческие банки являются агентами валютного контроля. Это означает, что именно они непосредственно контролируют соблюдение и исполнение валютного законодательства, для чего им предоставлено право получать информацию и в необходимых случаях приостанавливать операции по открытым счетам резидентов и нерезидентов.

Согласно Закону, банковские валютные операции, осуществляются банками и небанковскими кредитно-финансовыми, имеющими лицензии на осуществление банковской деятельности. Небанковские операции с валютой осуществляются юридическими лицами – резидентами в порядке, установленном законодательством.

Расчеты по валютным операциям между субъектами хозяйствования осуществляются только в безналичном порядке, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Что касается физических лиц, то их расчеты могут производиться как наличными деньгами, так и в безналичном порядке.

По общему правилу, расчеты по сделкам между резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте запрещаются. Иностранная валюта в качестве платежного средства используется только в сделках между нерезидентами, а также между резидентом и нерезидентом.

Из данного правила есть несколько исключений.

В отношениях между юридическими лицами – резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях:

– привлечения средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь;

– осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом.

В отношениях между физическими лицами – резидентами разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте в случаях:

– дарения;

– предоставления и возврата займов и процентов за пользование ими;

– передачи на хранение и их возврата.

Закон различает текущиевалютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущими валютными операциями являются расчеты по экспорту и импорту в срок до 180 дней; предоставление и получение кредитов и займов на срок до 180 дней; перевод процентов и иных доходов по вкладам, инвестициям и др., а также операции неторгового характера (выплата заработной платы, пенсий, алиментов, переводы денежных средств и др.).

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются приобретение акций или доли в уставном фонде нерезидентов, ценных бумаг; расчеты по обязательствам о передаче недвижимого имущества; расчеты по экспорту и импорту, срок которых превышает 180 дней или предоставление кредитов на срок более 180 дней, а также иные валютные операции, не являющиеся текущими.

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, совершаются резидентами по разрешению Национального банка, а для нерезидентов получения разрешений Национального банка не требуется.

Что касается физических лиц – резидентов, то для них разрешение Национального банка требуется только в предусмотренных Законом случаях.

Валютно-обменные операции, т.е. обмен иностранной валюты на белорусские рубли, на другую иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа и конверсия иностранной валюты), осуществляются только через банки и небанковские кредитно-финансовые организации, на валютных биржах и на внебиржевом валютном рынке.

Субъекты хозяйствования, получающие в результате экспорта иностранную валюту, обязаны осуществлять ее продажу на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере 30% суммы выручки в иностранной валюте в порядке, определенном Национальным банком. Случаи полного или частичного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от обязательной продажи иностранной валюты устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Статья 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле регулирует условия ввоза, вывоза и пересылки физическими лицами иностранной валюты. Ввоз в Республику Беларусь физическими лицами иностранной валюты, документарных ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте осуществляется при соблюдении требований таможенного законодательства без ограничений.

Физические лица имеют право вывозить ранее ввезенные в Республику Беларусь иностранную валюту, документарные ценные бумаги в иностранной валюте и платежные документы в иностранной валюте при соблюдении требований таможенного законодательства и в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз в Республику Беларусь.

Вывоз из Республики Беларусь физическими лицами иностранной валюты, документарных ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте, осуществляется в порядке и пределах, установленном Национальным банком совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Национальный банк и ГТК устанавливают также порядок и пределы ввоза и вывоза физическими лицами белорусских рублей и документарных ценных бумаг в белорусских рублях.

5 июля 2010 г. в рамках Таможенного союза был заключен Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. В соответствии со ст. 3 этого Договора, ввоз физическим лицом наличных денежных средств и дорожных чеков на таможенную территорию союза осуществляется без ограничений в следующем порядке. При единовременном ввозе на общую сумму, не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США письменной таможенной декларации не требуется. Если же ввозится валюта на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, то указанные денежные средства и дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме.

Вывоз физическим лицом наличных денег или дорожных чеков с таможенной территории осуществляется без ограничений. Однако при единовременном вывозе на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, требуется пассажирская таможенная декларация.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ