8.2. Смешанные перевозки в непрямом сообщении
Как уже указывалось, смешанная перевозка возможна с участием экспедиторов, которые определяют рациональные направления смешанных перевозок и обеспечивают передачу привлеченных грузов между отдельными видами транспорта, используя для этого своих агентов за рубежом.
Экспедитор принимает груз для выполнения смешанной перевозки и выдает грузоотправителю экспедиторскую расписку, которая является доказательством сдачи груза экспедитору. Экспедиторская расписка, как и договор транспортной экспедиции, создает правоотношения только между грузовладельцем и экспедитором и не имеет правового значения для перевозчиков, которые выдают на свой этап перевозки отдельный транспортный документ.
Международных конвенций по транспортной экспедиции к настоящему времени не разработано, поэтому данный договор регулируется нормами применимого национального права. Согласно белорусскому коллизионному законодательству, таким правом будет право страны, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся экспедитором, если стороны не договорились об ином (ст. 1124; п. 7 ч. 1 ст. 1125 ГК Республики Беларусь).
В международной практике применяется также типовая проформа экспедиторской расписки, разработанная Международной федерацией транспортно-экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). На обороте расписки воспроизводятся основные правила выполнения экспедиторских услуг, содержащие отсылку к праву страны экспедитора.
Согласно положениям главы 41 ГК Республики Беларусь «Транспортная экспедиция», договором могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и маршрутом, избранным экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор или договоры перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза и др.
Договор должен быть заключен в письменной форме. Если из договора не следует, что экспедитор должен выполнить свои обязанности лично, то он может привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, однако остается ответственным перед клиентом лично экспедитор. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательств по договору вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, то ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.