• +375 29 589 42 24

8.1. Понятие международных смешанных перевозок грузов и особенности их регулирования

Географические условия международной перевозки, а также интересы рационализации международной коммерческой операции требуют зачастую использования нескольких видов транспорта для доставки груза из пункта отправления в пункт назначения. Такие перевозки получили наименование смешанных. Очевидно, что организация последовательных перевозок различными видами транспорта – это самостоятельная сфера деятельности, поэтому и грузовладельцы, и перевозчики стремятся организовать процесс таким образом, чтобы максимально снизить свои издержки, в том числе и по налаживанию взаимоотношений соперевозчиков (oncarriers), по организации перегрузки, сопровождению грузов и т.п.

Таким образом, организация смешанных перевозок грузов предполагает, с одной стороны, урегулирование взаимоотношений соперевозчиков в ходе транспортировки грузов, а с другой стороны – определение правового режима перевозки с участием ряда перевозчиков, и, в частности, ответственность соперевозчиков перед грузовладельцем.

Если грузовладелец либо экспедитор организовывает перевозку несколькими видами транспорта на основании ряда не связанных между собой договоров перевозки, то такая перевозка является непрямым сообщением. Правовой режим перевозки по отдельным договорам является различным, и, соответственно, ответственность перевозчиков перед грузовладельцем не может быть достаточно надежной.

Стремление к оптимизации правового регулирования такой перевозки обусловило выработку экспедиторскими фирмами, перевозчиками и международными транспортными организациями проформ коносаментов и других документов для перевозки, рассчитанной на участие нескольких видов транспорта. Их применение придает смешанным перевозкам характер прямого сообщения, когда доставка груза осуществляется по одному перевозочному документу, а выдавшее документ лицо несет ответственность за груз на всем пути следования. Кроме того, централизованное управление транспортным процессом на всем маршруте следования груза позволяет снизить расходы на осуществление перевозки и, в конечном счете, цену товара.

Итак, под международными смешанными перевозками понимаются перевозки грузов между пунктами отправления и назначения двумя или несколькими видами транспорта на основе одного договора (документа), заключенного между грузовладельцем и лицом (предприятием), организующим такую перевозку и принимающим на себя ответственность за осуществление всей перевозки.

Значительную часть всех смешанных перевозок занимают так называемые контейнерные перевозки. Контейнеризация как одна из современных транспортных технологий позволяет эффективно транспортировать грузы от склада отправителя до склада получателя с участием автомобильного, железнодорожного и морского транспорта. Транспортные средства приспосабливаются не под различные виды грузов, а под унифицированную большегрузную съемную тару – контейнеры, в которые помещается груз.

На разных видах транспорта имеются специализированные средства для перевозки контейнеров. Так, на морском транспорте применяются суда-контейнеровозы, суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, контейнерные терминалы; на автомобильном – контейнерные прицепы и полуприцепы (трейлеры); на железнодорожном – специальные платформы и полувагоны, контейнерные площадки, имеющие погрузочно-разгрузочное оборудование для обработки контейнеров. Это позволяет производить передачу (перегрузку) контейнера в местах стыка различных видов транспорта с максимальной экономией времени и без доступа промежуточного перевозчика к самому грузу.

Развитие смешанных перевозок обусловило появление новой стороны по договору перевозки – оператора смешанной перевозки, в качестве которого могут выступать предприятия отдельных видов транспорта и экспедиторы, которые имеют возможность вырабатывать рациональные маршруты смешанных сообщений и обеспечивать их выполнение, привлекая других перевозчиков. В литературе отмечается, что статус оператора смешанной перевозки сочетает в себе обязанности экспедитора и перевозчика, причем последние преобладают.

Таким образом, грузоотправитель заключает единый для всего пути следования договор перевозки с оператором, который, действуя на всем протяжении перевозки от своего имени, обеспечивает перемещение груза различными видами транспорта, освобождая тем самым грузоотправителя от необходимости вступать в договорные отношения с соперевозчиками, являющимися только контрагентами оператора.

Правоотношения между грузовладельцем и другими перевозчиками, по общему правилу, не возникают. В этом состоит отличие смешанной перевозки с участием оператора от традиционной схемы прямой перевозки, при которой создается общность соперевозчиков, находящихся в правовой связи с грузовладельцем и несущих перед ним солидарную ответственность (ст. 26 МГК, ст. 21 СМГС, ст. 34 ЦМР).

Понятие оператора смешанной перевозки закреплено Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. Эта Конвенция в силу не вступила, однако во многом отражает доктринальные подходы к правовому регулированию смешанной перевозки.

Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции, «оператор смешанной перевозки означает любое лицо, которое от своего собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора».

В современной практике международных перевозок оператор смешанной перевозки функционирует как особый тип транспортного или экспедиторского предприятия, который предоставляет свои услуги по перемещению груза, оговаривая за собой условие не указывать, каким маршрутом и каким конкретно видом транспорта груз будет доставлен к месту назначения. В применяемых в настоящее время коносаментах на смешанную перевозку есть условие «Способ и маршрут перевозки», где говорится, что оператор оставляет за собой разумное право выбора средств, маршрута, способа обработки, хранения и перевозки груза.

При оформлении договора оператор выдает документ смешанной перевозки, который может быть как товарораспорядительным (коносамент), однако может и не иметь товарораспорядительного (оборотного) качества, а иметь только товаросопроводительный характер.


Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.