7.8. Спасание затонувшего имущества
В результате морских происшествий морские суда и иное имущество могут быть выброшены на мелководье или берег, оказаться под водой или на морском дне. Такое имущество называется затонувшим; подъем и удаление такого имущества сопряжены с техническими трудностями и требуют материальных затрат, что может обусловить нецелесообразность либо невозможность такого подъема или удаления.
Если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде, либо препятствует промыслу ресурсов, деятельности морского порта или мореплаванию на фарватерах, собственник имущества по требованию капитана порта обязан в установленный капитаном срок поднять затонувшее имущество, а при необходимости – удалить или уничтожить его.
Однако собственник затонувшего имущества, независимо от того, представляет ли оно опасность для мореплавания или окружающей среды, может сам инициировать поднятие затонувшего имущества. В этом случае он должен известить капитана ближайшего морского торгового или рыбного порта в течение одного года со дня, когда имущество затонуло. Капитан порта после согласования заявления со всеми заинтересованными государственными органами устанавливает порядок и сроки подъема имущества, которые не могут превышать одного года со дня получения собственником такого уведомления. На практике собственник имущества редко осуществляет операции по подъему имущества сам, а прибегает к услугам организаций, специализирующихся на производстве работ по спасанию имущества. Отношения между сторонами оформляются особым гражданско-правовым договором подрядного типа.
Надо отметить, что правовой институт спасания на море является одним из древнейших. Однако следует отличать спасание людей как комплекс необходимых мер для поиска и спасания лиц, терпящих бедствие в море, независимо от их гражданства и статуса, – и спасание имущества на море. Поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, возложено на специальные службы прибрежных государств и на капитанов судов, находящихся в море. Так, капитан обязан без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров оказать помощь любому лицу, которому угрожает гибель; он должен следовать полным ходом на помощь людям, терпящим бедствие, если получено известие о том, что они нуждаются в помощи. За неисполнение этой обязанности он несет уголовную ответственность. Спасание людей, терпящих бедствие на море, является приоритетной целью всех поисково-спасательных служб и осуществляется на безвозмездной основе. Спасание же судов и иного имущества осуществляется по договору между спасателем и лицом, которому это имущество принадлежит. В случае достижения результата спасатель имеет право на справедливое вознаграждение со стороны собственника имущества.
Согласно нормам гражданского и международного частного права, для того, чтобы у спасателя появилось право вознаграждение за спасение, необходимо соблюдение, как правило, следующих условий:
- наличия реальной опасности для имущества или имущественных интересов;
- успешный результат спасательной операции;
- добровольность услуг спасателя.
Операции по спасанию имущества осуществляются по специальным договорам. В странах СНГ используется проформа договора, разработанная Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате РФ. В Великобритании и ряде других морских держав используется проформа Ллойда (Lloyd’s Open Form), в скандинавских государствах – договор Швицера и т.д. В соответствии с указанными договорами спасатель принимает на себя обязанность оказать услуги по спасанию имущества, даже не будучи уверенным, что добьется положительного результата. При этом право на вознаграждение возникает только при достижении им такого результата.
Размер вознаграждения в договоре с точностью не определяется, поскольку это довольно затруднительно до начала спасательной операции. На практике размер вознаграждения чаще всего определяется в процессе судебного или арбитражного дела о спасании.
После окончания спасательной операции спасатели стремятся обеспечить свои требования в определенном размере, для чего они обращаются к заинтересованным в спасенном имуществе лицам с требованием выставить гарантию банка или письмо клуба взаимного страхования, а иногда – другого надежного страховщика. Если обеспечение не предоставляется, спасатели могут требовать ареста спасенного имущества до решения вопроса о выставлении обеспечения или до решения суда либо арбитража об определении окончательной суммы вознаграждения.
При отсутствии договора на спасание, а также в случае, если спорный вопрос не урегулирован имеющимся договором, применяются соответствующие нормы международных договоров и национального законодательства. В настоящее время действует Международная конвенция о спасании 1989 г., принятая в Лондоне в 1989 г. Конвенция устанавливает нормы как в отношении спасания имущества, так и в отношении спасания людей. Ст. 10 предусматривает обязанность капитана судна оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море. Однако следует иметь в виду, что Конвенция не затрагивает при этом имущественных отношений сторон, возникших из действий по спасанию людей. Возможные имущественные претензии сторон в таких отношениях регулируются нормами применимого национального права.
Что касается оказания помощи имуществу, то такие отношения, согласно Конвенции, носят договорной характер и осуществляются на добровольной основе. И если спасенные в ходе спасательной операции люди не обязаны уплачивать какое-либо вознаграждение за спасание, то спасатель людей, который принял участие в оказании услуг в связи с аварией, имеет право на справедливую долю в присужденной спасателям сумме за спасание судна или иного имущества либо за предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде (ст. 16).
Конвенция подтвердила устоявшийся в морском праве принцип «без спасения нет вознаграждения» (ст.12). Размер вознаграждения определяется в каждом конкретном случае (ст.13), и при его установлении суд или арбитраж должен учитывать:
- спасенную стоимость судна и другого имущества;
- мастерство или усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
- степень успеха, достигнутого спасателями;
- характер и степень опасности;
- мастерство или усилия спасателей в спасении судна, другого имущества и людей;
- затраченное спасателями время и понесенные им расходы и убытки;
- риск ответственности и иные риски, которым подвергались спасатели и их оборудование;
- быстроту оказания услуг;
- наличие и использование судов или другого оборудования, предназначенного для спасательных операций;
- состояние готовности, эффективность оборудования спасателей и его стоимость.
При этом размер вознаграждения не может превышать спасенную стоимость судна и другого имущества.
Случается, что, несмотря на добросовестные усилия спасателей, гибель спасаемого имущества предотвратить не удалось, однако в ходе операции спасатели сумели предотвратить или уменьшить ущерб окружающей среде, например, от разлива топлива в связи с аварией. Такие действия не могут оставаться не поощренными, поэтому согласно ст.14 Конвенции даже в случаях, когда не было достигнуто положительного результата при спасании имущества, спасателю должна быть выплачена специальная компенсация, равная его расходам.
Конвенция предусматривает также случаи, порядок и основания полного или частичного лишения вознаграждения спасателя, например, если имела место вина или небрежность спасателя, а также, если спасатель уличен в обмане или ином нечестном поведении.
Распределение вознаграждения между владельцем, капитаном и экипажем судна осуществляется по закону флага судна спасателя. Если спасание осуществлялось не с судна, то такое распределение производится по закону страны, который регулирует отношения между спасателями и его служащими (ст. 15).
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.