7.6. Особенности правового регулирования международных линейных морских перевозок
Главной чертой международных линейных морских перевозок является регулярность движения морских транспортных средств, позволяющая повышать эффективность деятельности транспорта за счет ритмичной и своевременной доставки грузов.
Морские линии принято подразделять на односторонние (эксплуатируемые судовладельцем одной страны), совместные или смешанные (обслуживаемые судовладельцами обычно двух стран), и конференциальные (функционирующие в рамках линейных конференций).
Задачей совместных линий является облегчение морских транспортных связей между заинтересованными странами; они работают преимущественно на основании межгосударственных соглашений, создающих правовую основу их деятельности. Конференциальные линии ведут деятельность на основании частноправовых соглашений, что требует специального внутригосударственного и международно-правового регулирования в целях устранения дискриминации при перевозках.
Еще в конце ХIХ века для согласования ставок фрахта были созданы первые линейные конференции. В дальнейшем предметом согласований на линейных конференциях стали и другие условия перевозок в целях ограничения таких последствий недобросовестной взаимной конкуренции как получение максимальных доходов и устранение судовладельцев – аутсайдеров. Такие объединения судовладельцев называются в настоящее время линейными конференциями. Они создаются на важнейших международных морских путях, где есть достаточно мощные и стабильные грузопотоки, требующие регулярных сообщений и обеспечивающие высокую прибыльность перевозок.
Правовой статус конференции определяется заключенным между ее участниками соглашением, а также уставом. Большинство соглашений о конференциях носит конфиденциальный характер и не публикуется. Соглашения устанавливают фрахтовые ставки, от которых участники конференции не могут отступать ни при каких обстоятельствах. Обеспечением обязательств участников является вносимый участниками конференций гарантийный взнос, а также система высоких денежных штрафов, которые могут применяться к участникам, нарушающим правила конференции.
В противовес доминирующему положению линейных конференций на рынке морских перевозок складываются национальные объединения грузовладельцев, призванные вести переговоры с конференциями об условиях перевозок, прибегая в необходимых случаях к арбитражу.
Деятельность конференций является предметом национального антимонопольного регулирования. Кроме того, важную роль играет принятый в 1974 г. в Женеве Кодекс поведения линейных конференций, основными целями которого являются развитие регулярных и эффективных линейных услуг, обеспечение баланса интересов линейного судоходства и его пользователей, а также устранение в практике конференций дискриминации в отношении любой страны.
Развитие морских линий привело к разработке новых перевозочных документов – линейных коносаментов. Линейные условия перевозки определяют взаимоотношения грузовладельцев и линейных перевозчиков и противопоставляются условиям перевозки в нерегулярном (трамповом) морском судоходстве. Линейные условия перевозок грузов закрепляются в проформах линейных коносаментов, вырабатываемых международными организациями, линейными конференциями и отдельными перевозчиками.
Главной особенностью линейных условий перевозок является принятие перевозчиком обязанностей по погрузке и выгрузке грузов. Поэтому стоимость погрузочно-разгрузочных работ при линейной перевозке включается в стоимость фрахта. Кроме того, перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его в свое ведение и до выдачи грузополучателю, поскольку береговые склады фактически используются самим перевозчиком или его агентами и осуществляют прием и выдачу линейных грузов. К обычным условиям линейных перевозок относятся также право перевозчика на замену судна, предоставление судовладельцем подстилочных и сепарационных материалов, а также правило, что право на фрахт возникает после завершения погрузки и фрахт не подлежит возврату независимо от того, был ли груз доставлен в порт назначения или нет.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.