• +375 29 589 42 24

7.6. Особенности правового регулирования международных линейных морских перевозок

Главной чертой международных линейных морских перевозок является регулярность движения морских транспортных средств, позволяющая повышать эффективность деятельности транспорта за счет ритмичной и своевременной доставки грузов.

Морские линии принято подразделять на односторонние (эксплуатируемые судовладельцем одной страны), совместные или смешанные (обслуживаемые судовладельцами обычно двух стран), и конференциальные (функционирующие в рамках линейных конференций).

Задачей совместных линий является облегчение морских транспортных связей между заинтересованными странами; они работают преимущественно на основании межгосударственных соглашений, создающих правовую основу их деятельности. Конференциальные линии ведут деятельность на основании частноправовых соглашений, что требует специального внутригосударственного и международно-правового регулирования в целях устранения дискриминации при перевозках.

Еще в конце ХIХ века для согласования ставок фрахта были созданы первые линейные конференции. В дальнейшем предметом согласований на линейных конференциях стали и другие условия перевозок в целях ограничения таких последствий недобросовестной взаимной конкуренции как получение максимальных доходов и устранение судовладельцев – аутсайдеров. Такие объединения судовладельцев называются в настоящее время линейными конференциями. Они создаются на важнейших международных морских путях, где есть достаточно мощные и стабильные грузопотоки, требующие регулярных сообщений и обеспечивающие высокую прибыльность перевозок.

Правовой статус конференции определяется заключенным между ее участниками соглашением, а также уставом. Большинство соглашений о конференциях носит конфиденциальный характер и не публикуется. Соглашения устанавливают фрахтовые ставки, от которых участники конференции не могут отступать ни при каких обстоятельствах. Обеспечением обязательств участников является вносимый участниками конференций гарантийный взнос, а также система высоких денежных штрафов, которые могут применяться к участникам, нарушающим правила конференции.

В противовес доминирующему положению линейных конференций на рынке морских перевозок складываются национальные объединения грузовладельцев, призванные вести переговоры с конференциями об условиях перевозок, прибегая в необходимых случаях к арбитражу.

Деятельность конференций является предметом национального антимонопольного регулирования. Кроме того, важную роль играет принятый в 1974 г. в Женеве Кодекс поведения линейных конференций, основными целями которого являются развитие регулярных и эффективных линейных услуг, обеспечение баланса интересов линейного судоходства и его пользователей, а также устранение в практике конференций дискриминации в отношении любой страны.

Развитие морских линий привело к разработке новых перевозочных документов – линейных коносаментов. Линейные условия перевозки определяют взаимоотношения грузовладельцев и линейных перевозчиков и противопоставляются условиям перевозки в нерегулярном (трамповом) морском судоходстве. Линейные условия перевозок грузов закрепляются в проформах линейных коносаментов, вырабатываемых международными организациями, линейными конференциями и отдельными перевозчиками.

Главной особенностью линейных условий перевозок является принятие перевозчиком обязанностей по погрузке и выгрузке грузов. Поэтому стоимость погрузочно-разгрузочных работ при линейной перевозке включается в стоимость фрахта. Кроме того, перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его в свое ведение и до выдачи грузополучателю, поскольку береговые склады фактически используются самим перевозчиком или его агентами и осуществляют прием и выдачу линейных грузов. К обычным условиям линейных перевозок относятся также право перевозчика на замену судна, предоставление судовладельцем подстилочных и сепарационных материалов, а также правило, что право на фрахт возникает после завершения погрузки и фрахт не подлежит возврату независимо от того, был ли груз доставлен в порт назначения или нет.


Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.