7.4. Агентирование морских судов
Организация международных морских сообщений требует обслуживания морских судов в портах иностранного государства, что очень важно для сокращения стояночного времени и повышения эффективности эксплуатации морского флота. Такое обслуживание выполняется специализированными организациями – агентами судовладельцев – и именуется агентированием судов. В ходе агентирования выполняются портовые, таможенные и иные формальности, судно обеспечивается причалом, организовываются погрузочно-разгрузочные работы, снабжение судна топливом, водой и др., оформляется необходимая документация, обеспечивается представительство судна в местных государственных органах и т.д. При линейных перевозках агентирование предполагает также акквизицию и концентрацию грузов.
Агентское обслуживание морских судов в портах осуществляется специализированными фирмами, действующими на основании соглашений с судовладельцами или их разовых поручений.
Специальных международных соглашений по агентированию морских судов к настоящему моменту не заключено. Обычно порядок и объем агентирования устанавливаются в договоре, заключаемом между судовладельцем и агентом. Национальное законодательство многих стран содержит специальные правила о договоре агентирования. КТМ Республики Беларусь тоже устанавливает принципиальные условия договора агентирования. Так, согласно ст. 196, по договору оказания услуг морского агента одна сторона (морской агент) обязуется за вознаграждение совершать юридические действия в области торгового мореплавания в качестве постоянного представителя другой стороны (судовладельца) в определенном порту или на определенной территории. Обязанности сторон прописаны в Кодексе достаточно схематично, что предполагает более детальное урегулирование отношений на договорном уровне. В частности, согласно ст.198, морской агент обязан: осуществлять свою деятельность добросовестно в соответствии с обычной морской практикой; действовать в пределах своих полномочий; не передавать осуществление своих функций другому лицу, если только он не был уполномочен на это; вести учет расходования средств; представлять судовладельцу отчеты в порядке и сроки, предусмотренные договором. В практике используются также типовые проформы агентских договоров, например проформы ИНСА 1973 г., детально регулирующие обязанности агента и порядок расчетов за оказанные услуги.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.