7.3. Правовое положение морского судна
В соответствии с КТМ Республики Беларусь, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для торгового мореплавания. В морском праве судно рассматривается не только как продукт судостроительной техники или же имущество, но и как
учреждение, наделенное определенными правами и обязанностями. На судно в открытом море распространяются законы того государства, под флагом которого оно плавает. При заходе морского торгового судна в иностранные порты, внутренние воды или территориальное море оно подпадает под действие суверенной власти прибрежного государства.
Важное значение имеет понятие
судовладельца, определяемое ст. 2 КТМ. Для того чтобы считаться таковым, лицо должно эксплуатировать судно от своего имени и на законном основании. При этом не имеет значения, является ли оно собственником судна. Так, судовладельцем будет фрахтователь судна по тайм-чартеру или бербоут-чартеру, а также доверительный управляющий, эксплуатирующий судно за вознаграждение в интересах собственника. Однако в некоторых случаях КТМ и международные конвенции предусматривают так называемую
строгую ответственность, т.е. ответственность непосредственно собственника судна, а не судовладельца. Так, например, в случае ущерба от разлива нефти в море и в связи с перевозкой опасных и вредных веществ к ответственности привлекается непосредственно собственник судна, независимо от того, кто является судовладельцем.
Принадлежность судна к определенному государству называется его национальностью. Она удостоверяется предоставлением права плавания под флагом этого государства, регистрацией судна в государственном реестре и выдачей судну соответствующих документов. Национальность судна определяет, законом какого государства подчиняется судно. Внешним выражением национальности судна является флаг, под которым оно плавает. Согласно Конвенции ООН о морском праве 1982 г. должно плавать под флагом только одного государства и подчиняться его юрисдикции в открытом море. Оно не может менять флаг во время плавания или при заходе в порт, за исключением случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации. Надо сказать, что некоторые страны не участвуют в названной Конвенции, и, согласно их законодательству, суда могут быть зарегистрированы в двух и более реестрах разных государств, а следовательно, менять свой флаг, пользуясь им по удобству. С точки зрения стран – участниц Конвенции ООН 1982 г., такие суда не вправе требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и могут быть приравнены к судам, не имеющим национальности.
Судовой экипаж состоит из капитана, других лиц командного состава (помощников капитана, механиков, электромехаников, радиоспециалистов, врачей, представителей иных специальностей) и судовой команды. Любое судно, выходящее в море, должно иметь на борту экипаж, полностью обеспечивающий нормальную работу судна и безопасное плавание. Существуют международные нормы, определяющие порядок дипломирования морских специалистов, в частности, Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с изменениями 1995 г. (сокращенное наименование – ПДМНВ 78/95).
Общее управление судном осуществляет капитан, который несет исключительную ответственность за безопасность судна, его пассажиров, экипажа и груза, а также за охрану морской окружающей среды. При плавании в узкостях, районах с интенсивным судоходством, а также в ледовых условиях, если такое плавание продолжается свыше 12 часов, капитан вправе на время отдыха оставлять вместо себя старшего помощника. Капитан обязан находиться на мостике во время входа и выхода судна из порта. В этот период, как и в период плавания в сложных условиях, капитан обязан лично управлять судном. Если судну грозит гибель, капитан должен принять все меры к спасанию пассажиров, судна и груза, и только после этого он вправе разрешить экипажу оставить судно. Сам капитан покидает судно последним, приняв все зависящие от него меры к спасанию судовых документов.
У капитана есть права и обязанности, связанные с коммерческой эксплуатацией судна. Он обязан организовать коммерческую работу на судне таким образом, чтобы эксплуатация судна была рентабельной и приносила прибыль.
Согласно ст. 74 КТМ Республики Беларусь, капитан признается представителем судовладельца или грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца. Так, капитан вправе заключать от имени судовладельца договор о морской перевозке, проводить операции по приему и сдаче грузов, нанимать буксиры и лоцманов, приобретать продовольствие, топливо и другое снабжение, совершать сделки, связанные с погрузкой-выгрузкой и т.д.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.