7.2. Организационно-правовые формы морских сообщений
Организационно-правовые формы международных морских перевозок обусловлены в первую очередь технологией эксплуатации морского флота. Кроме того, на них в определенной степени влияют, с одной стороны, внутригосударственное регулирование, отражающее экономическую политику соответствующих государств, а с другой стороны – быстро растущая система международных соглашений двустороннего и многостороннего характера.
На морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации:
- нерегулярное (трамповое) судоходство, при котором судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях,
- и регулярное (линейное) судоходство, при котором движение судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию или с определенной периодичностью рейсов.
Этому делению соответствуют две основные договорные формы перевозок грузов: перевозки по чартеру и перевозки по коносаменту Правовое регулирование чартерных и коносаментных перевозок, при значительном сходстве, характеризуется также значительными различиями.
Перевозки по чартеру регламентируются преимущественно нормам внутреннего морского права, а также посредством чартерных проформ, нормы которых в большинстве случаев являются диспозитивными. Напротив, перевозки по коносаменту являются предметом международных соглашений, которые обеспечивают в этой области определенную унификацию и имеют преимущественно императивный характер.
Значительные колебания в объемах перевозок, возникающие вследствие географических, сезонных и других факторов, требуют восполнения периодически возникающей в отдельных географических регионах нехватки морского тоннажа. Для этого используются договоры о предоставлении судна (с экипажем или без экипажа) на определенное время. Здесь возникают отношения арендного типа, которые оформляются договорами тайм-чартера либо договорами лизинга в различных вариациях.
Выполнению морских сообщений сопутствуют обслуживающие правоотношения, обуслoвливаемые технологией морских перевозок (агентирование судов в портах) или риском мореплавания (общая авария, столкновение судов, спасание).
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.