7.1. Понятие, сущность и источники международного морского права
Международное морское право представляет собой совокупность норм международного публичного и международного частного права, регулирующих отношения в сфере мореплавания. Морской транспорт является единственным и незаменимым средством перевозки наливных и навалочных грузов между странами, расположенными на различных континентах. Перевозка грузов морем значительно дешевле, чем перевозка другими видами транспорта. На морской флот приходится около 80% общего физического объема перевозок грузов и около 70% в их стоимостном выражении. Неудивительно, что правовое обеспечение деятельности морского транспорта к настоящему времени приобрело характер морского права – обширного и хорошо разработанного нормативного комплекса, включающего в себя право торгового судоходства; право военного мореплавания; международное административное морское право; право морского протокола и церемониала, а также другие подотрасли.
Международное морское право часто разделяется в специальной литературе на международное публичное и международное частное морское право. Выделяют и национальное морское право, также имеющее в своем составе публично-правовые и частноправовые нормы. К публичному праву относятся нормы, регулирующие правовой режим морских пространств, территориальных вод и прилежащих зон, правовое положение судов во внутренних водах и портах; вопросы предотвращения загрязнения морской среды, сотрудничеству в области обеспечения безопасности на море, организации оказания помощи терпящим бедствие в море и т.д. Частноправовыми институтами морского права являются договор морской перевозки грузов и пассажиров, фрахтования судна, морской буксировки, морского агентирования, морского страхования, спасания судов и другого имущества, институт общей аварии, ограничения ответственности по морским требованиям, морской залог и ипотека судна и многие другие.
Республика Беларусь, не являясь морской державой и не имея собственных выходов в море, тем не менее, ведет активную международную торговлю, в том числе и с использованием морского транспорта для перевозки. Поэтому наша страна является участницей целого ряда международных конвенций по различным аспектам торгового мореплавания: Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г., Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил относительно коносаментов 1924 г. с Протоколом о ее изменении 1968 г., Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г., Международной конвенции о спасании 1979 г. и др.
С 1999 г. в Республике Беларусь действует Кодекс торгового мореплавания. В нем учтены правила конвенций, участницей которых является наша страна. Определенное количество нормативных предписаний содержится в актах, издаваемых Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и иными органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией. Наконец, значительный пласт отношений, возникающих в процессе торгового мореплавания, регулируется международными морскими обычаями и обычаями морских торговых портов.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.