7.10. Рассмотрение споров, связанных с морской перевозкой
В соответствии с нормами морских конвенций, а также национальных законодательств большинства государств, обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, отправителя, фрахтователя, получателя и пассажира, удостоверяются в письменной форме – коммерческими актами, актами-извещениями или актами общей формы и другими актами. В порту иностранного государства эти обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту. Это правило закрепляется, в частности, ст. 306 КТМ Республики Беларусь.
Выше уже указывалось, что обращению с иском по делам, связанным с перевозками, обязательно предшествует предъявление письменных претензий. Морская перевозка не является исключением из общего правила, поэтому по всем категориям возможных споров международные конвенции, а также нормы национального права предусматривают сроки предъявления претензий.
Так, по Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. («Гамбургским правилам»), уведомление об утрате, повреждении или задержке грузов должны быть сделаны грузополучателем перевозчику не позднее рабочего дня, следующего за днем передачи груза грузополучателю, либо, если утрата или повреждение не являются очевидными, – в течение 15 календарных дней после передачи груза грузополучателю. Что касается ущерба, вызванного задержкой в сдаче груза, то срок предъявления претензий здесь составляет 60 календарных дней после передачи груза получателю (ст. 19).
КТМ Республики Беларусь устанавливает общий срок предъявления претензий, вытекающих из морской перевозки грузов, пассажиров и багажа – первые 6 месяцев срока исковой давности (ст. 316). Перевозчик же обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней и уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении (ст. 317).
Сроки исковой давности по делам, связанным с морской перевозкой, по КТМ Республики Беларусь составляют:
- для требований, вытекающих из морской перевозки грузов, – 1 год (ст. 312);
- к требованиям, вытекающим из морской перевозки пассажиров и багажа, тайм-чартера, бербоут-чартера, буксировки, морского страхования, сделок, совершаемых капитаном судна в силу предоставленных ему законом прав, столкновения судов, осуществления спасательных операций, – 2 года применяется двухлетний срок исковой давности (ст. 313);
- к остальным требованиям – общие сроки исковой давности, предусмотренные гражданским законодательством (ст. 314).
Глава 29 КТМ Республики Беларусь специально посвящена коллизионным правилам, т.е. определению права, применимого к частноправовым отношениям, связанным с морской перевозкой.
Так, право собственности и другие вещные права на судно и строящееся судно определяются по праву государства, где это имущество зарегистрировано (ст.319). Право на имущество, затонувшее во внутренних морских водах либо в территориальном море, определяется по праву государства, где это имущество находится. К затонувшим в открытом море судам, находящимся на них грузам и иному имуществу применяется право государства флага судна.
К отношениям из договоров, заключенных в области торгового мореплавания (морской перевозки груза, тайм-чартера, бербоут-чартера, буксировки, морского страхования), применяется право, предусмотренное соглашением сторон, а по договору морской перевозки пассажиров и договору морского круиза – также право, указанное в билете.
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения сторон определяются по праву государства, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся:
- перевозчиком – в договорах морской перевозки и морского круиза;
- судовладельцем – в тайм-чартере;
- арендодателем – в бербоут-чартере;
- владельцем буксирующего судна – в договоре буксировки;
- страховщиком – в договоре морского страхования (ст. 321).
Отношения из общей аварии регулируются правом государства, во внутренних морских водах либо в территориальном море которого произошло происшествие, вызвавшее общую аварию, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Если же происшествие, вызвавшее общую аварию, произошло в открытом море и спор рассматривается в Республике Беларусь, применяются правила, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Наконец, в случаях, когда все лица, интересы которых затронуты общей аварией, принадлежат к одному и тому же государству, применяется право этого государства.
Статья 324 КТМ регулирует выбор применимого права к отношениям по спасанию судна и иного имущества. При отсутствии соглашения о подлежащем применению праве к таким отношениям применяется право государства, во внутренних морских водах или в территориальном море которого имело место спасание, а если спасание имело место в открытом море и спор рассматривается в Республике Беларусь, – применяется законодательство Республики Беларусь. Если спасавшее и спасаемое суда плавают под одним флагом, применяется право государства этого флага независимо от места спасания.
Споры, вытекающие из морской перевозки, рассматриваются государственными судами, компетентными в соответствии с международными соглашениями и нормами национальных гражданско-процессуальных законодательств, а также арбитражными (третейскими судами) в соответствии с соглашением сторон.
На территории Республики Беларусь постоянно действующим арбитражным учреждением является Морская арбитражная комиссия при Белорусской торгово-промышленной палате (МАК при БелТПП). Она разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания. Споры разрешаются Комиссией независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты белорусского и иностранного либо только белорусского или только иностранного права. Предметом арбитражного разбирательства могут являться споры по фрахтованию судов, по морской перевозке грузов, морской буксировке судов и иных плавучих объектов, по морскому страхованию и перестрахованию, агентскому и иному обслуживанию морских судов, по спасанию морских судов и иного имущества и т.д. Кроме того, МАК рассматривает споры по купле-продаже, залогу, по ремонту морских судов, по использованию судов для научных исследований и иных работ, по столкновению морских судов, а также причинению вреда при осуществлении морского промыла и др.
При отсутствии арбитражного соглашения сторон иск предъявляется в компетентный государственный суд, как правило, по месту нахождения ответчика.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.