6.7. Аренда и фрахтование воздушных судов
Воздушные перевозки осуществляются не только на собственных судах перевозчика, но и на привлеченных по договору аренды, фрахтования или временного обмена. Такие перевозки развиваются вследствие роста спроса на воздушные перевозки в определенные периоды времени (например, в периоды туристических сезонов) и в силу наличия у авиакомпаний свободного парка самолетов.
При фрахтовании воздушных судов заключается договор, получивший по аналогии с морским правом наименование чартера. Развитие чартерных воздушных перевозок обусловило создание соответствующего правового режима, который включает в себя, с одной стороны, организационные вопросы чартерных перевозок (выдачу разрешений, определение маршрутов, периодичность полетов и т.п.), и с другой стороны, регламентацию коммерческих условий чартерных перевозок. Организация перевозок находится в компетенции органов государственного управления гражданской авиацией соответствующего государства и определяется актами таких органов. Коммерческие условия чартерных перевозок регламентируются в правилах и тарифах соответствующих авиакомпаний. Кроме того, международные организации в области гражданской авиации разрабатывают типовые проформы договора воздушного чартера.
Для того, чтобы создать единый правовой режим международной воздушной перевозки вне зависимости от того, на своих или привлеченных судах осуществляется перевозка, в 1961 г. была заключена Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору. Конвенция дополняет Варшавскую конвенцию, распространяя ее режим (включая ограничение ответственности) на так называемого «фактического перевозчика», что исключает возможность предъявления к нему требования о полной ответственности за причинение вреда.
«Фактическим перевозчиком», согласно Гвадалахарской конвенции, признается лицо, не являющееся перевозчиком по договору, но уполномоченное им осуществлять перевозку, подпадающую под действие Варшавской конвенции в ее первоначальной редакции или в редакции Гаагского протокола (ст.1). Фактическим перевозчиком, таким образом, будет авиакомпания, предоставляющая самолет по договору чартера, аренды или на ином правовом основании. Однако фактическим перевозчиком не будет считаться лицо, которое в отношении своей части перевозки является «последовательным перевозчиком» в смысле Варшавской конвенции, поскольку такой перевозчик подпадает под действие Варшавской конвенции в силу п. 3 ст. 1 и п. 1 ст. 30.
Согласно ст. II Гвадалахарской конвенции 1961 г., если фактический перевозчик осуществляет перевозку на условиях Варшавской конвенции, как перевозчик, заключивший договор, так и фактический перевозчик подпадают под действие Варшавской конвенции, т.е. могут ссылаться на установленные ею пределы ответственности, а также другие благоприятные для авиакомпании положения. Последующие статьи Гвадалахарской конвенции предусматривают, что действия фактического перевозчика признаются действиями перевозчика по договору и наоборот. Все распоряжения и претензии могут быть обращены как к перевозчику по договору, так и фактическому перевозчику (ст. IV). Исключением является только право отправителя распорядиться грузом в пути, с которым он вправе обращаться только к перевозчику по договору.
Иск может быть предъявлен по выбору потерпевшего либо к фактическому перевозчику, либо к перевозчику, заключившему договор, либо к обоим вместе. Если иск заявлен против одного из перевозчиков, он вправе привлечь другого к участию в судебном разбирательстве по правилам закона суда. В отношении перевозчика по договору действует юрисдикция, установленная ст. 28 Варшавской конвенции, а к фактическому перевозчику иск может быть предъявлен в суде по его местожительству либо в суде по местонахождению его главного органа.
Гвадалахарская конвенция не затрагивает взаимоотношений перевозчика, заключившего договор, и фактического перевозчика. Их взаимоотношения определяются заключенным между ними договором чартера, аренды и т.д., а также, соответственно, применяемым к этому договору национальным законодательством.
Договор чартера предполагает предоставление одного или нескольких самолетов для выполнения разового или нескольких полетов. Обычно самолет предоставляется с надлежаще подготовленным экипажем, однако возможно предоставление самолета и без экипажа (bare huil charter).
Содержание договора чартера – права и обязанности участвующих в нем сторон – определяются проформами чартеров. Типовые проформы чартера, применяемые авиакомпаниями, содержат следующие положения:
- характеристика предоставляемого самолета;
- размер платежей и порядок расчетов;
- маршрут и расписание полетов;
- оформление транспортной документации;
- досрочное прекращение договора в случае невозможности его исполнения;
- ответственность собственника самолета;
- применяемое к договору право.
Передаваемый в чартер самолет остается под командой его командира, распоряжения которого по относящимся к его компетенции вопросам являются обязательными. Транспортные документы на перевозку составляются обычно по форме компании, предоставляющей самолеты.
В отношении ответственности по договору перевозки в чартере делается ссылка на правила перевозок компании или на соответствующие положения Варшавской конвенции. Кроме того, в договор включается перечень обстоятельств, исключающих ответственность перевозчика – обычно это обстоятельства вне контроля авиакомпании. Что касается вопроса о применимом праве, то типовые проформы отдают предпочтение привязке к личному закону авиакомпании, предоставляющей самолет.
До настоящего времени нет единого мнения по вопросу о правовой природе договора чартера. Некоторые исследователи относят его к договорам арендного типа, а другие полагают, что это разновидность договора перевозки. Очевидно, что данный договор все же ближе к аренде, нежели к перевозке, которая оформляется
на основе чартера и участниками которой являются другие стороны. Предметом воздушного чартера является предоставление самолета, а не выполнение транспортных операций. При этом автор отмечает, что между этими договорами имеется несомненная связь, поскольку чартер направлен, в конечном счете, на осуществление транспортных операций, что предопределяет включение в него условий, характерных для договора перевозки.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.