• +375 29 589 42 24

6.5. Ответственность международного воздушного перевозчика

Авиаперевозчик отвечает за причинение вреда здоровью пассажира, багажу и грузу, а также за просрочку в их доставке.

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что он и его агенты приняли все необходимые меры для того, чтобы избежать причинения вреда, или для них было невозможно принять такие меры (ст. 20 Варшавской конвенции 1929 г.). Таким образом, ответственность воздушного перевозчика основана на вине, причем бремя доказывания отсутствия вины лежит на перевозчике. Указанное положение четко выражено в тексте конвенции, является общепризнанным и, очевидно, отличает воздушную перевозку от иных видов перевозки, где допускаются иные презумпции и бремя доказывания вины перевозчика в определенных случаях лежит на истце. Данное положение связано с особенностями воздушного транспортного процесса, где в силу высоких скоростей доставки и специфики организации воздушных сообщений в абсолютном большинстве случаев утрата, повреждение и т.п.ситуации связаны именно с виной самого авиаперевозчика.

Конвенция специально оговаривает наиболее типичный случай отсутствия вины перевозчика, исключающий его ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора: наличие вины самого потерпевшего. В соответствии со ст. 21 воздушный перевозчик частично или полностью освобождается от ответственности, если докажет, что вред был вызван виной потерпевшего, и рассматривающий спор суд сочтет возможным применить имеющуюся по этому вопросу норму своего внутреннего права.

Ответственность перевозчика согласно Варшавской конвенции ограничена суммой 125 тыс. франков в отношении пассажира, 250 франков за килограмм груза и багажа и 5 тыс. франков в отношении ручной клади пассажира (ст. 22). Предел ответственности в отношении пассажира был увеличен в два раза Гаагским протоколом и составляет теперь 250 тыс. франков в пересчете на расчетную единицу МВФ.

Указанные пределы ответственности применяются и в отношении просрочки доставки. Однако для возложения на перевозчика ответственности за просрочку в доставке необходимо определить срок доставки, а указаний по этому вопросу Варшавская конвенция не содержит. Условия перевозок авиакомпаний рассматривают расписания полетов обычно как ориентировочные или даже содержат оговорку об освобождении перевозчика от ответственности за просрочку. Поэтому существует определенная трудность в возложении ответственности на перевозчика за просрочку. В литературе высказывалось мнение о том, что при отсутствии твердых сроков доставки на перевозчике лежит обязанность выполнить транспортировку в течение нормально необходимых сроков. На практике суды находили основания для взыскания с авиакомпаний убытков, связанных с задержкой в доставке грузов в тех случаях, когда сроки доставки были определены соглашением сторон и зафиксированы в транспортном документе или в иной форме.

Согласно ст. 25 Варшавской конвенции пределы ответственности перевозчика не применяются, если будет доказано, что ущерб является результатом действия или бездействия перевозчика или его агентов, имевших целью причинить ущерб или носивших опрометчивый характер, с сознанием того, что такие действия или бездействия могут причинить ущерб. В этих случаях ответственность перевозчика за причиненный ущерб является полной. Бремя доказывания грубой вины перевозчика возложено в таких случаях на заявителя требования.
Необходимо сказать, что положения Варшавской конвенции позднее подвергались корректировке.

В 1966 г. по инициативе США было заключено соглашение между перевозчиками Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) и Управлением гражданской авиации США, известное как Монреальское соглашение. Монреальское соглашение предусматривает, что участвующие в нем авиакомпании в соответствии со ст.22 Варшавской конвенции внесут в свои правила перевозки положение, согласно которому предел ответственности воздушного перевозчика перед пассажирами при перевозках, проходящих через США, будет составлять 75 тыс. долларов, включая судебные издержки, или 58 тыс. долларов, если судебные издержки возмещаются особо. При этом воздушный перевозчик не будет ссылаться на возражения, предусмотренные п.1 ст.20 Варшавской конвенции, но может ссылаться на грубую вину потерпевшего. СССР в соглашении не участвовал, однако при перевозках в США Аэрофлот, а в настоящее время другие авиакомпании, осуществляющие такие перевозки, также руководствуются пределами ответственности, установленными Монреальским соглашением. Во многих странах Европы эти пределы ответственности применяются для всех международных перевозок.

Дальнейшее повышение ответственности авиакомпаний перед пассажирами было закреплено Гватемальским протоколом 1971 г., который ввел ответственность за причинение вреда здоровью пассажира независимо от вины перевозчика (за исключением случаев, когда вред был вызван состоянием здоровья пассажира или его виной). Гватемальский протокол увеличил предел ответственности перевозчика перед пассажиром до 1,5 млн. франков (около 100 тыс. долларов), т.е. в 6 раз по сравнению с Гаагским протоколом. Кроме того, предусматривалось увеличение этого лимита примерно на 10% каждые 5 лет. Введен единый предел ответственности перевозчика за несохранность и просрочку доставки багажа, составляющий 15 тыс. франков на каждого пассажира. Предусмотрен особый предел ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира – 62,5 тыс. франков на пассажира. По настоящее время число стран – участниц данного протокола невелико. Республика Беларусь в нем пока не участвует.

Положения Варшавской конвенции об условиях воздушных перевозок детализируются и конкретизируются в условиях международных перевозок, принимаемых как на уровне международных организаций, так и отдельными авиакомпаниями. Условия международных перевозок ИАТА, которые начали разрабатываться еще в 30-х годах ХХ столетия. Такие правила принимаются а) в форме нормативного акта, содержащего подробные правила международных воздушных перевозок, либо б) в форме условий договора, которые воспроизводят основные положения из условий и помещаются на пассажирском билете или накладной на груз. Условия перевозок и условия договора разрабатываются отдельно для пассажирских и грузовых перевозок.

Основное внимание в условиях пассажирских перевозок ИАТА уделяется следующим вопросам:

- проездной билет;

- порядок провоза багажа;

- административные формальности;

- права перевозчика;

- расчеты с пассажирами;

- ответственность авиакомпаний.

Проездной билет является именным и непередаваемым. Он действителен в течение 1 года, но срок действия может быть продлен, если полет невозможен по болезни пассажира или обстоятельствам, зависящим от перевозчика. Разрешены остановки в пути следования в пределах срока действия билета. Дан перечень документов, которые не допускаются к перевозке багажом (опасные, крупногабаритные, запрещенные в странах полета) или требуют согласия перевозчика (животные). Перевозчик вправе отказать в приеме багажа, если он должным образом не упакован.

Перевозчик вправе отказаться от перевозки или ее продолжения по соображениям безопасности, если перевозка приведет к нарушению законодательства или предписаний стран полета; в случаях, когда этого требует состояние здоровья пассажира, а также при невыполнении им указаний перевозчика. Время полета, указанное в расписании и билете, не гарантируется и может быть изменено перевозчиком. При неиспользовании билета или части его перевозчик возвращает пассажиру соответствующие суммы.

Условия перевозок грузов ИАТА содержат:

- порядок приема грузов к перевозке;

- правила оплаты провозных платежей;

- условия транспортировки и выдачи груза в пункте назначения;

- ответственность воздушного перевозчика.

К перевозке принимаются все не запрещенные виды грузов, надлежащим образом упакованные и снабженные необходимой документацией. Если внешний вид или упаковка груза не являются надлежащими, об этом делается отметка в накладной.

Если расходы по перевозке груза не могут быть определены при принятии груза, перевозчик вправе потребовать внесения денежного депозита; он может удержать груз в обеспечение уплаты провозных платежей, а грузоотправитель гарантирует возмещение всех затрат и платежей, произведенных перевозчиком.

В случае отказа грузополучателя от принятия груза перевозчик после направления соответствующего уведомления грузоотправителю может вернуть груз в пункт отправления или реализовать его после хранения в течение 30 дней, а в отношении скоропортящихся грузов – немедленно.

Раздел об ответственности содержит перечень случаев, исключающих возмещение причиненного грузу ущерба. Так, перевозчик не несет ответственности за сохранность грузов, которые подвержены порче или гибели в результате изменения климатических условий, температуры, высоты или других условий местонахождения либо длительности пребывания в пути. Перевозчик не несет ответственности за какой-либо косвенный или особый ущерб, явившийся следствием перевозки, независимо от того, знал ли перевозчик, что такой ущерб может иметь место.


Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.