6.3. Национальное воздушное законодательство Республики Беларусь
Правовой режим воздушного пространства над территорией государства определяется его национальным законодательством, которое, естественно, должно приниматься с учетом норм международного права.
Нормативным актом, содержащим основные правила в сфере использования воздушного пространства и авиации, включая полеты воздушных судов, является Воздушный кодекс Республики Беларусь 2006 г. Кодекс исходит из того, что Республике Беларусь принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства Республики Беларусь (ст. 2).
Авиационные организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, вправе осуществлять коммерческую деятельность в области авиации в соответствии с законодательством, а иностранные субъекты – в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
Авиация в Республике Беларусь подразделяется на государственную и гражданскую. Государственной авиацией является авиация, используемая в целях осуществления военной, пограничной, милицейской и таможенной службы, а также в целях выполнения мобилизационно-оборонных задач. Гражданская авиация используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.
В свою очередь, гражданская авиация, подразделяется на коммерческую и некоммерческую. Коммерческая гражданская авиация используется для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, выполнения авиационных работ за плату, а гражданская авиация, используемая на некоммерческой основе, как указывает кодекс, – относится к авиации общего назначения. Термин «авиация общего назначения» (АОН) воспринят из Чикагской конвенции 1944 г., в ч. II приложения 6 к которой термин «авиация общего назначения» означает гражданскую авиацию, «которая выполняет все виды операций, за исключением регулярных воздушных сообщений и нерегулярных авиатранспортных перевозок, осуществляемых за плату или по найму».
В отношении иностранного субъекта признаются действительными сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного судна, выданный уполномоченным органом иностранного государства или международной организацией и соответствующий международным стандартам, признаваемым Республикой Беларусь.
Иностранные субъекты, осуществляющие коммерческую деятельность в области авиации, имеют право:
- принимать на территории Беларуси на борт пассажиров, багаж, грузы и почтовые отправления для перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их с территории иностранного государства на территорию Республики Беларусь, если это предусмотрено международными договорами Республики Беларусь или разовым разрешением на выполнение международного полета;
- принимать на территории Беларуси на борт пассажиров, багаж, грузы и почтовые отправления для воздушных перевозок в пределах ее территории по разрешению специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.
Глава 10 Кодекса специально посвящена международным полетам. В соответствии со ст. 73, международные полеты в воздушном пространстве Республики Беларусь выполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права на основании международных договоров Республики Беларусь или разрешений, выдаваемых в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная и другая информация, необходимая для осуществления международных полетов, публикуются в официальных документах аэронавигационной информации.
Взлет и посадка воздушных судов при выполнении международных полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь производятся в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах, а также на аэродромах, не открытых для международных полетов воздушных судов, по разрешениям специально уполномоченного органа.
Эксплуатанты воздушных судов до начала выполнения международных полетов обязаны сообщать опознавательные знаки гражданских воздушных судов иностранных государств специально уполномоченному органу в области гражданской авиации. Кроме того, для выполнения полетов иностранных гражданских воздушных судов в воздушном пространстве Республики Беларусь эксплуатанты этих воздушных судов обязаны представить сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам.
Взлет и посадка воздушных судов Республики Беларусь и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь производятся в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах.
Воздушные суда, их экипажи и пассажиры, следующие через Государственную границу Республики Беларусь, а также перевозимые этими воздушными судами грузы и иное имущество подлежат пограничному и таможенному контролю, а в необходимых случаях также санитарно-карантинному, ветеринарному, фитосанитарному и иному контролю.
Ст. 99 устанавливает общие условия воздушной перевозки пассажиров. При осуществлении международной воздушной перевозки перевозчик имеет право проверять у пассажиров документы, необходимые для въезда в государство назначения, транзита. Пассажир воздушного судна имеет право:
- бесплатного провоза своего багажа в определенных пределах;
- бесплатного провоза ребенка в возрасте до 2 лет без предоставления ему отдельного места при внутренних перевозках, а при международных воздушных перевозках – по льготному тарифу;
- провоза детей в возрасте от 2 до 12 лет в соответствии с льготным тарифом.
Перевозчик имеет право отказаться от исполнения договора воздушной перевозки пассажира, а также груза в случае:
- нарушения пассажиром, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных требований;
- отказа пассажира, грузоотправителя от выполнения требований авиационных правил;
- если состояние здоровья пассажира воздушного судна угрожает безопасности самого пассажира или других граждан, а также создает беспорядок и неустранимые неудобства для других граждан;
- отказа пассажира от досмотра, предъявления для досмотра багажа;
- нарушения пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу для безопасности полета, а также невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна;наличия в багаже или в вещах, находящихся при пассажире, а также в грузе запрещенных к воздушной перевозке веществ, материалов и изделий и др.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.