6.3. Компенсационные меры
Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась
специфическая субсидия экспортирующего государства, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-участников.
При этом под субсидией понимается любая форма поддержки доходов или цен, дающая получателю субсидии дополнительные преимущества, прямым или косвенным результатом которых является увеличение экспорта товара, а также финансовое содействие государства, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества на внешнем рынке.
В Соглашении четко прописано, что основанием применения компенсационной меры может быть только
специфическая субсидия, т.е. такая, которая предоставляется только отдельным организациям – конкретным производителям, конкретным отраслям экономики, конкретным группам производителям и т.п. Размер специфической субсидии определяется на основе размера выгоды, извлекаемой получателем такой субсидии.
Для применения компенсационных мер, как и в предыдущих случаях, необходимо установить ущерба отрасли экономики вследствие субсидируемого импорта, что делается на основе анализа объема субсидируемого импорта и воздействия такого импорта на цены аналогичного товара на рынке государств-участников, т.е. устанавливается, произошло ли
значительное увеличение субсидируемого импорта.
В случае если устанавливается ущерб или угроза причинения ущерба отрасли экономики государств-участников вследствие субсидируемого импорта, Комиссия принимает решение о введении компенсационной пошлины.
Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства, рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара. Ставка может быть меньше, чем размер специфической субсидии, если такая ставка компенсационной пошлины является достаточной для устранения ущерба отрасли экономики.
Срок действия компенсационной меры – до 5 лет. После истечения срока по заявлению заинтересованной стороны или по собственной инициативе Комиссии может быть проведено повторное расследование, по результатам которого действие компенсационной меры может быть продлено.
Как и в случаях со специальными защитными и антидемпинговыми мерами, до завершения расследования может быть применена предварительная компенсационная пошлина. Соглашение предусматривает также добровольные обязательства экспортера, направленные на отмену или сокращение субсидирования, пересмотр цены товара и др., что в результате дает возможность устранить ущерб отрасли экономики государств-участников.
Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.