Международная система охраны промышленной собственности получила свое закрепление в целом ряде международных соглашений, в большинстве из которых участвует и Республика Беларусь. Эти соглашения являются частью действующего на территории нашей страны права, и в соответствии со ст. 42 Закона о патентах (аналогичное правило содержится и в других законодательных актах о промышленной собственности), – если вступившими в силу международными договорами, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международных договоров.
Действующие международные соглашения об охране промышленной собственности могут быть подразделены на три категории:
- договоры, устанавливающие общие принципы и нормы по международной охране объектов промышленной собственности;
- договоры, облегчающие получение охраны объектов промышленной собственности;
- договоры, учреждающие международные классификационные системы.
Рассмотрим подробнее международные соглашения по охране промышленной собственности, и в первую очередь те из них, участницей которых является Республика Беларусь.
Фундаментом современной системы охраны промышленной собственности является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.
Принятие Конвенции было вызвано настоятельной необходимостью обеспечить защиту промышленной собственности в нескольких странах одновременно. Недостатки в охране иностранных изобретений стали причиной проблем в организации выставки изобретений, состоявшейся в 1873 г. в Вене. Неадекватность правовой охраны иностранных изобретений обусловила созыв в 1878 г. Международного конгресса по промышленной собственности, который принял решение о создании Международного союза по охране промышленной собственности.
Процесс создания первого международного соглашения завершился 20 марта 1883 г. в Париже на дипломатической конференции подписанием «Парижской конвенции по охране промышленной собственности», в которой первоначально участвовало 11 государств. В настоящее время число участников Конвенции достигло 177 государств. СССР присоединился к Парижской конвенции в 1965 г.
Первоначальный текст Конвенции неоднократно пересматривался: в Брюсселе в1900 г., в Вашингтоне в 1911 г., в Гааге в 1925 г., в Лондоне в 1934 г., в Лиссабоне в 1958 г. и в Стокгольме в 1967 и 1979 г.
Парижская конвенция 1883 г. установила революционный для того времени принцип национального режима охраны объектов промышленной собственности: каждая страна-участница обязана предоставлять иностранцам такую же охрану в отношении результатов их творческого труда, какую она предоставляет собственным гражданам. До этого времени охрана местных патентов за рубежом не практиковалась; более того, патент, полученный за границей, мог прекратить охрану изобретения на родине.
Все положения Конвенции могут быть разделены на четыре группы:
1. Предоставление национального режима.
Граждане каждой страны-участницы пользуются во всех других странах-участницах теми же правами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам. Более того, граждане стран, не являющихся договаривающимися государствами, по своим правам приравниваются к гражданам договаривающихся государств, если они проживают на территории этих государств или имеют действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия (ст. 2, 3).
2. Право приоритета.
Согласно ст. 4 Конвенции, любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение: 12 месяцев для патентов на изобретения и полезные модели и 6 месяцев для патентов на промышленные образцы и товарные знаки. Право приоритета означает, что патент в конечном счете будет выдан тому лицу, которое первым подало заявку в патентное ведомство любой из стран Союза.
Последующая подача заявки в одной из прочих стран Союза до истечения этих сроков не может быть признана недействительной только на том основании, что была подана заявка другим лицом, изобретение было опубликовано или использовано, экземпляры образца были выпущены в продажу, товарный знак был применен и т.д. Эти действия не могут послужить основанием для возникновения какого-либо права третьих лиц или какого-либо права личного владения. Что касается прав, приобретенных третьими лицами до дня первой заявки, которая служит основанием для права приоритета (например, право преждепользования), сохраняются в соответствии с внутренним законодательством каждой страны Союза.
Таким образом, заявитель не обязан подавать заявку на патент в ряде стран одномоментно – он имеет в своем распоряжении соответственно год или полгода для того, чтобы получить охрану в любом государстве Союза, в котором он сочтет необходимым.
3. Обязательства государств по правовому обеспечению охраны промышленной собственности.
Договаривающиеся государства обязаны обеспечивать на своих территориях эффективную охрану от недобросовестной конкуренции (ст. 10bis). Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, в частности: действия, способные вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; указания или утверждения, использование которых может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Каждое из договаривающихся государств обязуется создать специальную службу по охране промышленной собственности, которая должна издавать официальный периодический бюллетень, содержащий необходимую информацию о зарегистрированных объектах промышленной собственности в целях ознакомления широкой публики с патентами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и свидетельствами на товарные знаки, выданными в данной стране. Функции такой службы в Республике Беларусь осуществляет в настоящее время Национальный центр интеллектуальной собственности.
Ст. 11 предусматривает предоставление временной охраны патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.
В соответствии с Конвенцией, на территории договаривающихся государств не являются нарушением прав патентообладателя:
1. Применение на борту судов других стран Союза средств, составляющих предмет его патента, в корпусе судна, в машинах, оснастке, механизмах и другом оборудовании, когда эти суда временно или случайно находятся в водах данной страны, при условии, что эти средства используются исключительно для нужд судна.
2. Применение средств, составляющих предмет патента, в конструкции или при эксплуатации воздушных или наземных средств передвижения других стран Союза или вспомогательного оборудования для этих средств передвижения, когда указанные средства передвижения временно или случайно находятся в данной стране.
Конвенция содержит целый ряд материальных правовых норм в отношении различных объектов промышленной собственности.
Так, в отношении патентов на изобретение и полезную модель устанавливается принцип независимости. Выданные в разных государствах патенты на одно и то же изобретение или полезную модель являются независимыми друг от друга. Это означает, что выдача патента в одном государстве-участнике совершенно не обязывает другие государства выдавать патенты на данный объект. Точно так же аннулирование патента или сокращение сроков его действия не могут быть произведены только на том основании, что подобные действия осуществлены в каком-либо другом договаривающемся государстве.
Изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте (ст. 4ter).
С целью предотвращения злоупотребления монопольным правом на изобретение, в частности, нежелания патентообладателя наладить промышленное применение изобретения несмотря на то, что оно требуется для общества, – ст. 5 Конвенции предусматривает возможность принудительной лицензии. Государственный орган по требованию заинтересованных лиц может выдать принудительную лицензию, однако не ранее чем через 4 года с даты поступления заявки или через 3 года с даты выдачи патента. Однако в выдаче принудительной лицензии может быть отказано, если патентообладатель представит уважительные причины своего бездействия. Вообще выдача принудительной лицензии – явление весьма редкое в практике патентных ведомств. В существовании института принудительной лицензии заинтересованы прежде всего развивающиеся страны, в которых подавляющее большинство патентов выдано на имя иностранных правообладателей. Последние имеют реальную возможность препятствовать техническому развитию национальной промышленности, используя свои права. Принудительная лицензия может быть выдана также на полезную модель.
Ст. 6 Парижской конвенции содержит правила в отношении товарных знаков, знаков обслуживания и коллективных знаков.
Условия подачи заявки и условия регистрации товарных знаков определяются в каждой из стран Союза ее национальным законодательством. Заявка на регистрацию знака, поданная гражданином договаривающегося государства в патентное ведомство договаривающегося государства не может быть отклонена на том основании, что она не была подана в стране происхождения. Аналогично правилам в отношении патентов на изобретения, регистрация знаков независима в каждом государстве, т.е. регистрация, аннулирование или прекращение охраны в одном из договаривающихся государств не влияет на действительность регистрации в других договаривающихся государствах.
Страны Союза обязались по инициативе администрации, если это допускается национальным законодательством, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Данное положение распространяется также на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним. Для предъявления такого требования должен быть установлен срок не менее 5 лет. Однако соблюдения сроков не требуется, если такой знак зарегистрирован или используется недобросовестно (ст. 6bis).
Договаривающиеся государства обязаны отклонять или признавать недействительной регистрацию в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран-участниц. Аналогичное правило действует в отношении эмблем межгосударственных организаций, например, ООН или ВОИС.
Страны Союза обязались охранять знаки обслуживания. При этом они не обязаны предусматривать регистрацию этих знаков. В Республике Беларусь знаки обслуживания регистрируются в том же порядке, что и товарные знаки, в едином Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь (ст. 12 Закона о товарных знаках и знаках обслуживания 1993 г.).
Кроме того, страны Союза обязуются принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия. При этом каждая страна сама определяет особые условия охраны коллективного знака и может отказать в охране, если этот знак противоречит публичным интересам.
В отношении промышленных образцов устанавливается, что они подлежат охране во всех договаривающихся государствах, и такая охрана не может быть прекращена вследствие неиспользования промышленного образца в государстве или ввоза на его территорию объектов, сходных с охраняемым образцом.
Фирменное наименование охраняется во всех государствах без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака (ст. 8).
Ст. 10 Конвенции предусматривает, что каждое договаривающееся государство принимает меры пресечения в случае прямого или косвенного использования ложных указаний о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца.
4. Административная структура Союза, финансовые и организационные вопросы регулируются ст. 13–17 Конвенции. Ряд статей регулирует вопросы ратификации и присоединения к Конвенции (ст. 20–23); денонсации Конвенции (ст. 26), а также возможность заключения специальных соглашений стран-участниц об охране промышленной собственности (ст. 19). Последние, однако, не могут противоречить положениям Конвенции.
В отличие от Парижской конвенции, которая ни коим образом не устанавливает единой международной охраны патентов, именно такую цель преследует Евразийская патентная конвенция 1994 г., заключенная среди государств СНГ. Главной ее целью является создание межгосударственной системы правовой охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории государств-участников.
Такой патент выдается Евразийским патентным ведомством, расположенным в г. Москве, по результатам экспертизы по существу, проводимой по ходатайству заявителя, при условии соответствия изобретения критериям патентоспособности. Срок действия евразийского патента – 20 лет с даты подачи заявки.
Евразийский патент может быть получен любым лицом из государств – участников Конвенции, а также заявителями из числа иностранцев, подавших заявку в установленном порядке. Лица, имеющие постоянное местожительство или местонахождение в государствах-участниках, могут подавать заявки самостоятельно, остальные заявители – через патентного поверенного.
Заявка подается на русском языке, на нем же ведется и делопроизводство по заявке.
Выданные патенты обладают автономным правовым режимом в каждом из государств. Это означает, что споры о действительности патента или о его нарушении решаются национальными судами в каждом договаривающемся государстве по его национальному законодательству, а решения судов имеют силу лишь на территории конкретного договаривающегося государства.
Евразийская заявка может быть подана непосредственно в Евразийское патентное ведомство или (для заявителей из договаривающихся государств, если это предусмотрено законодательством этих государств) через национальные патентные ведомства. При непосредственной подаче заявки в Евразийское патентное ведомство уплачивается единая пошлина за подачу заявки, поиск, публикацию и другие процедурные действия. При подаче заявки через национальное ведомство этому ведомству уплачивается пошлина за проверку заявки на соответствие формальным требованиям и за пересылку. Единая процедурная пошлина уплачивается непосредственно Евразийскому патентному ведомству при пересылке заявки.
Евразийское ведомство проверяет заявку на соответствие формальным требованиям и проводит по ней поиск. Заявка вместе с отчетом о поиске публикуется по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или с даты конвенционного приоритета. После опубликования заявки изобретению предоставляется временная правовая охрана в соответствии с национальным законодательством договаривающихся государств. В течение 6 месяцев с даты публикации отчета о поиске заявитель может подать ходатайство о проведении экспертизы, уплатив соответствующую пошлину.
Решение о выдаче патента или об отказе в выдаче принимается от имени Евразийского патентного ведомства коллегией из трех экспертов, являющихся штатными сотрудниками ведомства и гражданами различных договаривающихся государств. При несогласии с решением об отказе заявитель может в трехмесячный срок, уплатив пошлину, подать возражение. Это возражение должно быть рассмотрено коллегией в новом составе, в котором не менее двух экспертов являются лицами, не принимавшими ранее решений по существу данного возражения.
За выдачу евразийского патента должна быть уплачена пошлина в течение 3 месяцев с даты получения заявителем уведомления о готовности ведомства выдать патент.
Ежегодные пошлины уплачиваются также за поддержание патента в силе. При этом патентообладатель должен указывать каждое государство, в котором он желает продолжения действия патента. Размеры пошлин в отношении каждого из государств устанавливаются этим государством.
Ст. 16 Конвенции устанавливает возможность преобразования евразийской заявки в национальную. До истечения шести месяцев с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства об отказе в выдаче евразийского патента заявитель может подать в Евразийское ведомство ходатайство с указанием договаривающихся государств, в которых он хочет получить патент по национальной процедуре. В каждом указанном таким образом государстве евразийская заявка считается правильно оформленной национальной заявкой, поданной в национальное ведомство с той же датой подачи и датой приоритета, что и евразийская заявка, и подлежит дальнейшей процедуре в национальном ведомстве при условии, что заявитель уплатит национальному ведомству требуемые национальные пошлины.
Еще одним, более узким по характеру соглашением, устанавливающим международную охрану своему объекту, является Найробский договор об охране олимпийского символа 1981 г.
По состоянию на 2017 г. участниками этого Договора являлись 52 государства, включая Беларусь, Россию, Украину, Молдову, Польшу, Грецию, Болгарию, Египет, Чили, Казахстан, Кыргызстан, Индию и др. Первыми Договор в 1982 г. подписали Египет, Экваториальная Гвинея, Эфиопия и Кения.
Все государства – участники Договора обязаны «отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве знака и запрещать путем соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ», кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение Международного олимпийского комитета. Кроме того, если олимпийский символ используется правомерно (по лицензии Международного олимпийского комитета), часть доходов от его использования должна отчисляться в пользу национальных олимпийских комитетов соответствующих государств.
6.1.2. Иные международные договоры в сфере охраны промышленной собственности
Современная международная система охраны промышленной собственности включает еще несколько соглашений, в которых наша страна по тем или иным причинам пока не участвует, но которые заслуживают внимания и с точки зрения изучения международного опыта правового регулирования рассматриваемых отношений, и с точки зрения потенциального участия в них Республики Беларусь.
К числу таких соглашений относится Европейская патентная конвенция 1973 г., целью которой является установление единого европейского патента на изобретения.
В соответствии с Конвенцией заявитель подает одну заявку в Европейское патентное ведомство, расположенное в Мюнхене (некоторые структурные подразделения располагаются в Гааге и Берлине). В заявке указываются государства – участники Конвенции, в которых испрашивается охрана данного изобретения. В случае выдачи патента в каждой из названных стран патент имеет автономный (независимый) режим. Это означает, что аннулирование патента в одной из указанных заявителем стран не влияет на действие патента в других странах.
Процедура в Европейском патентном ведомстве может осуществляться на одном из трех языков: английском, французском или немецком, в зависимости от того, на каком языке подана заявка.
Заявка обязательно подается на бланке Европейского патентного ведомства, который выдается бесплатно. Заявители из числа граждан государств-участников и юридических лиц – резидентов данных государств могут вести производство без посредников, все остальные заявители обязаны действовать через патентных поверенных, зарегистрированных в Европейском патентном ведомстве.
Европейский патент выдается на изобретения, являющиеся новыми, промышленно применимыми и обладающими изобретательским уровнем. В то же время патент не может быть выдан на объекты, являющиеся:
- компьютерными программами;
- методами хирургического или терапевтического лечения организма человека или животного, а также методами диагностики, осуществляемыми непосредственно на организме человека или животного;
- сортами растений или породами животных, а также преимущественно биологическими способами выведения растений или животных.
Однако если изобретение, связанное с реализацией компьютерной программы, делает «технический вклад» в уровень техники, например, в части хранения, обработки или поиска информации техническими средствами, то факт использования программы в изобретении не препятствует признанию его патентоспособным. Что касается сортов растений и пород животных, то в большинстве европейских стран эти объекты защищаются национальными патентами.
Заявка подается либо непосредственно в Европейское патентное ведомство (Мюнхен, Гаага, Берлин), либо через национальные патентные ведомства, из которых она пересылается в Европейское ведомство. При подаче уплачиваются пошлины:
- за подачу заявки;
- за каждый пункт патентной формулы свыше десяти (вместе с заявкой);
- за поиск (в течение одного месяца с даты подачи заявки);
- за указание государств, в которых испрашивается охрана (отдельно за каждое указание за исключением совместного указания Швейцарии и Лихтенштейна) – в течение 12 месяцев с даты подачи либо с даты наиболее раннего приоритета.
Процедура выдачи европейского патента является экспертной. Первая фаза процедуры начинается с формальной экспертизы и подготовки обязательного отчета о поиске, а заканчивается публикацией заявки и отчета о поиске. Она ведется директоратом «Поиск» Европейского патентного ведомства, который находится в Гааге, а также его филиалом в Берлине. Вторая фаза включает экспертизу по существу и ведется только по желанию заявителя. Эти действия осуществляются в штаб-квартире Европейского патентного ведомства в Мюнхене. Итогом (в случае положительного решения вопроса и желания заявителя) является публикация сведений о выдаче патента в европейском патентном бюллетене. Одновременно публикуется описание к европейскому патенту, содержащее чертежи и пункты патентной формулы. Патентообладатель получает грамоту европейского патента с приложенным к ней описанием патента.
После публикации сведений о выдаче патента наступает третья фаза делопроизводства, связанная с заявкой. С этого момента в делопроизводство могут вступить третьи лица – конкуренты, которые могут подать протест против выдачи патента. Такой протест может быть направлен в течение 9 месяцев с даты публикации сведений о его выдаче. За подачу протеста уплачивается пошлина. В делопроизводстве по протесту участвует и правообладатель, и протестующая сторона. Решение по протесту принимает специальный отдел ведомства – Opposition Division. По протесту возможны три решения:
- аннулирование патента;
- сохранение патента в силе без каких-либо изменений;
- поддержание патента в силе в измененном объеме (при условии согласия на это заявителя и уплаты им необходимых пошлин).
Каждое юридически значимое решение по процедуре (решение секции приема заявок, решения экспертных отделов, специального отдела по рассмотрению протестов, юридического отдела) может быть обжаловано: вначале в тот отдел, решение которого обжалуется, а затем в Апелляционную палату Европейского патентного ведомства.
Особенностью процедуры является необходимость уплаты пошлины за поддержание заявки в силе за каждый последующий год рассмотрения, начиная с третьего по счету года после ее подачи; последний раз эта пошлина уплачивается в году публикации сведений о выдаче патента.
В целом использование процедуры Европейской патентной конвенции дает заявителю целый ряд преимуществ:
- экономия затрат на патентование, если охрана испрашивается не менее чем в трех государствах;
- единый (общий) патент для ряда государств, что упрощает его защиту;
- получение «сильного» патента: европейский патент выдается только после проведения экспертизы по существу, что важно для стран, национальное законодательство которых предусматривает явочную систему экспертизы.
Еще одним соглашением, в котором наша страна пока не принимает участия, является Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах 1891 г. Первыми Соглашение подписали в 1891 г. Франция, Испания, Швейцария, Тунис и Великобритания. Всего в Соглашении участвует 36 государств. Российская Федерация, равно как и Республика Беларусь к Соглашению не присоединились.
Соглашение устанавливает, что все товары, содержащие ложное или вводящее в заблуждение указание происхождения, которое прямо указывает в качестве страны или места происхождения на одно из договаривающихся государств или место, находящееся в таком государстве, – подлежат аресту или запрещению при ввозе. Соглашение запрещает также использование в связи с продажей, демонстрацией или предложением к продаже товаров всяких обозначений рекламного характера, которые способны ввести в заблуждение в отношении источника происхождения товаров.
Исторически основной направленностью данного Соглашения была защита национальных винодельческих производств. Неучастие Беларуси, также как и России в данном Соглашении объясняется, в частности, тем, что его подписание сделало бы невозможным или, во всяком случае, сомнительным использование, например, наименования «Шампанское» в отношении продукции, производимой на территории наших государств.
Аналогичную направленность имеет Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г. (в ред. 1979 г.), в котором участвует 28 государств. Республика Беларусь, так же как и Россия, к Соглашению пока не присоединились.
Целью Соглашения является обеспечение охраны наименования мест происхождения, т.е. географических названий, которые в сознании потребителей связываются однозначно с одним из товаров, производимых в данной географической местности. Географические названия такого типа, имеющие дополнительную смысловую нагрузку в сфере потребления, называются наименованиями мест происхождения товаров.
В соответствии со ст. 5 Соглашения такие наименования регистрируются Международным бюро ВОИС на основе заявки компетентного органа страны – участницы Соглашения. Международное бюро уведомляет о регистрации наименования места происхождения другие договаривающиеся государства, после чего каждое государство обязано обеспечивать правовую охрану любому зарегистрированному наименованию места происхождения до тех пор, пока данное наименование охраняется в стране происхождения. Однако любое договаривающееся государство в течение года после уведомления о регистрации может заявить об отказе в охране какого-либо зарегистрированного наименования.
Договор о законах по товарным знакам (TLT) 1994 г. вступил в силу в 1996 г. В настоящее время его участниками являются 54 государства, включая Россию, Казахстан, Кыргызстан, Украину, США, Швейцарию, Японию и др.
Цель Договора – упрощение и гармонизация административных процедур в отношении национальных заявок и охраны знаков. Положения Договора дополнены Инструкцией и типовыми международными бланками. Договор не касается материальных норм национального законодательства стран-участниц о регистрации знаков, и относится в основном к регистрационной процедуре.
Договор применяется к знакам, относящимся к товарам и услугам, но не применяется к коллективным знакам, сертификационным и гарантийным знакам, поскольку порядок их регистрации в разных странах существенно различается. Из сферы регулирования исключены также голографические знаки и знаки, не воспринимаемые визуально (например, звуковые и обонятельные), поскольку охрана таких знаков предусматривается лишь законодательством незначительного числа государств. Таким образом, Договором регулируются лишь знаки, имеющие визуальную или (в отношении тех стран, законодательство которых это предусматривает) объемную форму.
Процедура регистрации знаков, установленная TLT, может быть разделена на 3 фазы:
- заявка на регистрацию;
- изменения после регистрации;
- продление регистрации.
В ст. 3 содержится перечень сведений, которые могут быть затребованы регистрирующим ведомством в отношении заявки на регистрацию знака: фамилия и адрес заявителя и его поверенного (при наличии такового); заявление о приоритете (если испрашивается приоритет по ранее поданной заявке); одно или несколько изображений знака в зависимости от его цвета или размеров; названия товаров или услуг, для которых испрашивается регистрация знака, сгруппированных по классам Ниццской классификации, или заявление о намерении использовать знак, или о фактическом использовании знака. Сведения, не предусмотренные Договором, ведомство истребовать не может.
Одна заявка может относиться к нескольким товарам или услугам. Ведомство обязано принять заявку, даже если указанные в ней товары или услуги относятся к нескольким классам Ниццской классификации; и в этом случае должна быть проведена одна регистрация (ст. 6).
Форма заявки установлена содержащимся в Инструкции к Договору типовым международным бланком № 1. При этом запрещено требовать засвидетельствования, нотариального засвидетельствования, заверения, легализации или иного удостоверения подписи заявителя, за исключением тех случаев, когда подпись касается отказа от регистрации и то только в тех случаях, когда такое исключение предусматривается национальным законодательством.
Вторая фаза процедуры регистрации относится к изменениям после или в процессе регистрации: изменениям имен или адресов заявителей, или изменению владельцев знака. Договор так же предусматривает исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть потребованы национальным регистрационным ведомством. Предъявление других требований запрещено, за исключением случаев, когда у ведомства могут возникнуть обоснованные сомнения в отношении достоверности полученной информации (например, если оно подозревает, что изменение фамилии и адреса на самом деле является изменением владельца).
Так, в частности, ведомство не может требовать никаких доказательств, касающихся изменения фамилии или адреса, или того, что новый владелец осуществляет деятельность, соответствующую товарам или услугам, на которые распространяется изменение владельца, или того, что прежний владелец передал свое предприятие новому владельцу.
Ведомство договаривающейся стороны обязано признать заявление, сделанное в уведомлении, подписанном прежним владельцем регистрации или его поверенным, либо новым владельцем или его поверенным, с указанием номера соответствующей регистрации и изменения, которое должно быть внесено в реестр. Если изменение владельца обусловлено заключением контракта, слиянием предприятий, решением суда или иными причинами, любая договаривающаяся сторона может потребовать, чтобы это было указано в заявлении, а также, чтобы к заявлению были приложены документы, перечень которых опять-таки приводится в тексте нормы (ст. 11).
Для сравнения с белорусским законом о товарных знаках можно отметить, что изменение владельца в нем предусматривается только в двух случаях:
- уступка права на товарный знак и
- лицензионный договор на использование товарного знака.
Договор об уступке права на товарный знак другому юридическому или физическому лицу и лицензионный договор регистрируются в патентном органе и являются действительными для третьих лиц с даты их регистрации (ст. 24 Закона). Очевидно, что Договор о товарных знаках идет гораздо дальше в стремлении облегчить процедуру изменения владельца. В остальных вопросах белорусский закон в действующей редакции в целом соответствует Договору, несмотря на неучастие в нем нашей страны.
В отношении срока регистрации Договор предусматривает, что этот срок составляет 10 лет (ст. 13) с возможностью продления на последующие десятилетние периоды. Точно так же, как и в отношении заявок и изменений, устанавливается максимум требований, которые могут быть предъявлены регистрирующим ведомством. В целом они соответствуют требованиям в отношении подачи заявки. В частности, ведомство не может проводить экспертизу знака по существу для целей продления его регистрации либо требовать предоставления изображения знака или предоставления доказательств его использования.