• +375 29 589 42 24

5.5. Применение к международным железнодорожным перевозкам национального законодательства

В случаях, когда по тому или иному вопросу, связанному с международной железнодорожной перевозкой, нет специальных международных соглашений, либо в таких соглашениях данный вопрос не урегулирован, применяется национальное законодательство одной из заинтересованных стран в соответствии с коллизионными правилами. В Республике Беларусь основными нормативными актами в сфере железнодорожного транспорта являются Закон об основах транспортной деятельности 1998 г., Закон о железнодорожном транспорте 1999 г. и Устав железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1196 (в действующей редакции).

Закон о железнодорожном транспорте определяет экономические, правовые и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта; его отношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями работ и услуг железнодорожного транспорта и другими видами транспорта.

В соответствии со ст.17 Закона о железнодорожном транспорте, предоставление транспортных работ и услуг железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется на основании договоров перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, договоров об оказании услуг инфраструктуры, а также договоров об оказании иных услуг железнодорожного транспорта общего пользования, заключаемых между транспортными организациями и потребителями. Права и обязанности производителей и потребителей работ и услуг железнодорожного транспорта общего пользования, условия и порядок заключения договоров и их формы устанавливаются Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе Уставом железнодорожного транспорта общего пользования.

Организации железнодорожного транспорта общего пользования не вправе отказать в перевозке пассажиру, отправителю грузов или багажа, правильно оформившим проездные и перевозочные документы, кроме случаев, предусмотренных законодательством. При этом организации железнодорожного транспорта общего пользования имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в счет причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке в порядке, определяемом Гражданским кодексом Республики Беларусь, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь или не вытекает из существа обязательства.

Организации железнодорожного транспорта отвечают за утрату, недостачу, повреждение груза или багажа, если не докажут, что несохранность груза или багажа имела место вследствие обстоятельств, которые организации железнодорожного транспорта не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело.

Размер имущественной ответственности организаций железнодорожного транспорта общего пользования, не обеспечивших сохранность груза и багажа, определяется:

- в случае утраты или недостачи груза или багажа – стоимостью утраченного или недостающего груза или багажа;

- в случае повреждения (порчи) груза или багажа – суммой, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности его восстановления - стоимостью груза или багажа;

- в случае утраты груза или багажа с объявленной ценностью – в размере объявленной ценности или доли объявленной ценности, соответствующей утраченной, испорченной или поврежденной части груза или багажа.За просрочку в доставке перевозчик уплачивает неустойку в размере 6% за каждые сутки просрочки, но не более 30% провозной платы.

Пунктом 136 Устава железнодорожного транспорта установлен обязательный претензионный досудебный порядок разрешения споров, вытекающих из перевозки грузов. Претензии об уплате неустойки могут быть предъявлены в течение 45 дней, остальные претензии – в шестимесячный срок. Претензии рассматриваются перевозчиком в течение 30 дней. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, составляет 1 год.

По условиям перевозки грузов грузоотправитель должен представить железнодорожной станции отправления на каждую отправку груза заполненную накладную, состоящую из листов оригинала накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости (дополнительный экземпляр дорожной ведомости), квитанции о приеме груза (дубликат накладной), являющуюся договором на перевозку груза.

Грузоотправитель обязан также приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других процедур на всем пути следования груза, а также, в случае необходимости, сертификат и спецификацию. Предприятия Белорусской железной дороги не обязаны проверять правильность и достаточность сопроводительных документов, приложенных грузоотправителем к накладной. Если перевозка или выдача груза задерживается из-за непредставления или неправильного оформления необходимых документов для выполнения таможенных и других процедур, то за время задержки вагонов с грузоотправителя взимается плата за пользование вагонами или плата за нахождение вагонов на путях, а также сбор за хранение груза.

Грузоотправитель несет имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия, возникшие из-за указанных им в накладной недостоверных, неточных или неполных сведений. Железная дорога имеет право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной, в том числе производить выборочную проверку массы груза. За предъявление груза, запрещенного к перевозке или требующего при перевозке особых мер предосторожности, без указания этих мер грузоотправитель несет ответственность.

Глава 5 Устава регулирует перевозки пассажиров и багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

При перевозке пассажиров может применяться электронный проездной документ (билет), в котором информация о перевозке пассажира представляется в электронно-цифровой форме. Реализация электронных проездных документов осуществляется посредством сети Интернет либо иными способами, установленными перевозчиком, обеспечивающими взаимодействие со специальной компьютерной системой и позволяющими произвести оплату стоимости проезда. При этом реализация электронных проездных документов осуществляется без выдачи пассажирам бумажных проездных документов. При оформлении электронного билета ему присваивается идентификационный номер, по которому осуществляется его учет. В электронном проездном документе указываются фамилия и собственное имя пассажира или иная информация, предусмотренная правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Устав предусматривает систему штрафных санкций за невыполнение железной дорогой и грузоотправителями взятых на себя обязательств по перевозке грузов: непредставление вагонов, непредъявление грузов, неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров и т.д. Вместе с тем, грузоотправитель освобождается от уплаты штрафов в случаях действия непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, а также по причине аварии на предприятии, являющемся грузоотправителем, в результате которой прекращено производство на срок не менее одних суток, – на срок до устранения аварии; при восполнении грузоотправителем в течение календарной декады недогруза, допущенного им в отдельные дни этой декады; при восполнении грузоотправителем в течение первой или второй половины месяца недогруза нефти и нефтепродуктов, допущенного им в отдельные дни соответствующей половины месяца, и др. Аналогичным образом предусматриваются случаи освобождения от ответственности предприятий железной дороги.

Наконец, Устав уточняет условия гражданско-правовой ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Предприятия Белорусской железной дороги несут имущественную ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза, происшедшие после принятия груза к перевозке до выдачи его грузополучателю, если не докажут, что несохранность груза произошла вследствие обстоятельств, которые предприятия Белорусской железной дороги не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело, в частности вследствие:

- причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя;

- особых естественных свойств перевозимого груза;

- недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном их осмотре при приеме груза к перевозке, применения тары, не соответствующей свойствам груза либо установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

- сдачи груза к перевозке без указания в перевозочных документах его свойств, требующих особых условий либо мер предосторожности при перевозке или хранении;

- сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

Согласно п. 113. перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза, происшедшие после принятия груза к перевозке до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что несохранность груза произошла вследствие:

- причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя;

- особых свойств перевозимого груза;

- естественных причин, связанных с его перевозкой на открытом железнодорожном подвижном составе;

- недостатков тары (упаковки);

- сдачи груза к перевозке без указания в транспортной железнодорожной накладной его свойств, требующих особых условий либо мер предосторожности при перевозке или хранении;

- сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму;

- перевозки груза в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;

- указания грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной неправильных или неполных сведений;

- невыполнения или ненадлежащего выполнения грузоотправителем, грузополучателем таможенных и других правил.


Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.