5.4. Международные железнодорожные перевозки пассажиров
Согласно СМПС, право на проезд в международном пассажирском сообщении дает билет, а для следования в спальном вагоне, – кроме того, плацкарта, форма и срок годности которых определены Служебной инструкцией к СМПС. Ребенок до 5 лет провозится бесплатно, если он не занимает отдельного места, а ребенок от 5 до 10 лет – со скидкой. Пассажир вправе перейти в вагон более высокого класса с доплатой стоимости билета, прервать в течение срока годности билета поездку на попутной станции любое количество раз и на любой срок, отказаться от перевозки, а также просить о продлении срока годности билета и его возобновлении при опоздании на поезд.
Пассажир вправе бесплатно провозить ручную кладь весом до 35 кг и, кроме того, до 15 кг на ребенка до 10 лет. Имущество пассажира, превышающее норму ручной клади, может провозиться багажом до одной из станций по пути следования пассажира. Общий вес багажа по одному билету не должен превышать 100 кг, а отдельного места – 75 кг. Перевозка багажа оформляется составлением багажной квитанции, возможно объявление ценности багажа.
Ответственность железных дорог за несохранность и просрочку доставки багажа наступает на тех же основаниях, что и при перевозке грузов на условиях СМГС (п. 3). За просрочку доставки уплачивается штраф в пределах 30-50% от провозной платы. Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире.
При опоздании и отмене пассажирского поезда железная дорога обязана по возможности отправить пассажира и его багаж, не взыскивая доплаты, таким поездом, который отправляется к той же станции назначения по железным дорогам первоначального пути следования или по другим железным дорогам, так, чтобы пассажир прибыл на эту станцию с наименьшим опозданием (§ 5 ст. 14).
Претензии и иски должны заявляться в течение шестимесячного, а претензии о просрочке доставки багажа и товаробагажа – 30-дневного срока. Претензии и иски должны заявляться к дорогам отправления или назначения, а требования по перевозке самого пассажира – к той организации, у которой был приобретен билет.
Коллизионные правила, предусмотренные СМПС, сводятся к следующему. Порядок предоставления мест в вагоне регламентируется законом дороги отправления (§ 1 ст. 7). Ответственность пассажира за безбилетный проезд и повреждение железнодорожного инвентаря – законом дороги следования (§ 2 и 3 ст. 10). Ликвидация невостребованного багажа и товаробагажа регулируется законом дороги назначения (§ 8 ст. 21 и § 6 ст. 48). В соответствии с общим коллизионным правилом (ст. 46) при отсутствии в СМПС необходимых постановлений применяются внутренние законы, постановления и правила соответствующей страны. Следовательно, ответственность железной дороги за причинение вреда здоровью пассажира, а также ручной клади должна определяться по правилам внутреннего законодательства соответствующих государств, поскольку специальных указаний в СМПС по этому поводу не содержится.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.