• +375 29 589 42 24

5.3. Международные железнодорожные перевозки грузов

Согласно ст.3 СМГС перевозка грузов в международном сообщении производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях. Заключение договора перевозки оформляется международной накладной, форма которой приложена к СМГС. Дубликат накладной остается у грузоотправителя и имеет легитимирующее значение при изменении договора перевозки и предъявлении требований к железной дороге. Отправитель должен указать в накладной выходные пограничные станции отправления и транзита и приложить к ней документы, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей в пути следования.

Доставка грузов в соответствии с §3 ст.6 СМГС производится большой или малой скоростью, которую определяет отправитель. Помимо скорости сроки доставки дифференцируются по виду перевозки: мелкая отправка, повагонная отправка пассажирскими поездами. В ст.14 предусмотрены случаи, при которых железная дорога имеет право на удлинение и на приостановление срока доставки грузов.

По правилам СМГС предел имущественной ответственности железной дороги составляет: при несохранности груза – в размере его действительной или объявленной стоимости; при просрочке в доставке – в определенном проценте (от 6 до 30% в зависимости от длительности просрочки) от провозной платы.

Согласно ст.22 СМГС железная дорога не несет ответственности за полную или частичную утрату груза, если они произошли:

  1. вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить или устранение которых от нее не зависело;
  2. в результате особых естественных свойств груза, вызвавших его самовозгорание, поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и т.п.;
  3. по вине отправителя или получателя или вследствие их требований, в силу которых нельзя возложить вину на железную дорогу;
  4. по причинам, связанным с погрузкой или выгрузкой груза, если погрузка или выгрузка производилась средствами отправителя;
  5. вследствие перевозки на открытом подвижном составе груза, допускаемого по правилам отправления к такой перевозке;
  6. в результате того, что проводник отправителя или получателя, сопровождающий груз, не принял необходимых мер для сохранения груза;
  7. вследствие таких недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приемке груза к перевозке;
  8. по вине отправителя, который сдал к перевозке запрещенные предметы под неправильным, неточным или неполным наименованием;
  9. в результате того, что отправитель сдал к перевозке грузы, принимаемые к перевозке на особых условиях, под неправильным, неточным или неполным наименованием;
  10. вследствие естественной убыли массы груза в пределах норм, а также вследствие понижения влажности при перевозке или других естественных свойств груза, вызвавших уменьшение массы груза, превышающей эти нормы.
При этом, если из обстоятельств дела следует, что утрата или повреждение груза могли произойти вследствие причин, упомянутых в п.2, 4-10 СМГС причин, презюмируется, что ущерб произошел именно от этих причин.

СМГС предусматривает 9-месячный срок для предъявления претензий, а по требованиям из просрочки в доставке – 2-месячный срок.

Судебный иск должен быть предъявлен в надлежащем суде страны, железной дороге которой была ранее направлена претензия. Срок исковой давности – 1 год.

Определенные особенности в правовом регулировании имеет железнодорожное сообщение СМГС–МГК, т.е. перевозка грузов между европейскими странами, участвующими в МГК, и государствами, на территории которых действует СМГС. Такие перевозки оформляются перевозочными документами СМГС до выходной пограничной станции – последней транзитной дороги СМГС. В графе накладной о станции назначения отправитель указывает эту пограничную станцию с пометкой о дальнейшей переотправке груза средствами железной дороги. В графе накладной о получателе указывается начальник станции, а в графе особых заявлений – получатель груза на конечной станции назначения и его адрес.

Если груз перевозится из стран МГК в страны СМГС, в накладной указывается входная пограничная станция стран СМГС, которая отправляет груз до конечной станции назначения по новым документам. В обоих случаях отправителем в новом перевозочном документе указывается грузоотправитель по первоначальной накладной, которая прилагается к новому перевозочному документу. Пограничная железная дорога, осуществляющая переотправку, выступает при этом в качестве уполномоченного отправителя и под его ответственность. В графе накладной о получателе отправитель должен назвать начальника этой станции. Следовательно, пограничная железнодорожная станция является в рассматриваемом договоре перевозки грузополучателем, поскольку она обозначается таковым в накладной. Кроме того, по отношению к отправителю она действует в качестве его уполномоченного, т.е. осуществляет функции экспедитора, имея своей задачей переотправку груза.

Учитывая, что перевозки в сообщении СМГС–МГК осуществляются на основании двух самостоятельных договоров перевозки, – при следовании грузов по территории государств СМГС ответственность железных дорог наступает по правилам этого соглашения, а в дальнейшем – по правилам МГК. Соответственно претензии и иски к железным дорогам должны предъявляться самостоятельно по каждому из двух указанных договоров и только участниками этих договоров.

Если получателем грузов в сообщении СМГС–МГК являются организации стран СМГС и несохранность груза имела место при следовании его по дорогам МГК, ответственность железных дорог стран СМГС исключается. В таких случаях требования должны заявляться дорогам стран МГК.

Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.