5.2. Основные международные соглашения по железнодорожным перевозкам
Исторически первыми международными документами, регулирующими железнодорожные перевозки, являются Бернская конвенция о железнодорожных перевозках грузов, заключенная в 1890 г., и Бернская конвенция о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа 1923 г., участниками которых являлись европейские государства, а также некоторые государства Азии и Центральной Африки. Обе конвенции неоднократно пересматривались, и в настоящее время они действуют в редакции 1980 г. под общим наименованием:
Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) с приложениями: А – Единые правила перевозки пассажиров (МПК), и Б – Единые правила перевозки грузов (МГК). В данном соглашении СССР не участвовал, Республика Беларусь к настоящему моменту также не является его участницей, однако положения этого Соглашения, связанные с ним инструкции и другие нормативные акты применяются при перевозках внешнеторговых грузов в страны Европы.
Согласно КОТИФ, железные дороги обязаны производить перевозку грузов, если отправитель соблюдает предусмотренные Соглашением правила. Так, грузы, нуждающиеся в упаковке, предъявляются в упакованном виде; они должны иметь соответствующую маркировку, а транспортная документация – необходимые реквизиты. Для перевозки опасных грузов установлены особые правила.
Общие сроки доставки грузов составляют: для грузов большой скорости – 400 км, для грузов малой скорости – 300 км в сутки, причем для отдельных сообщений железные дороги вправе устанавливать специальные сроки.
Выдача груза оформляется актом. Если соответствующий акт не был составлен, то получатель теряет право требования к перевозчику. Однако в отношении скрытых недостатков допускается требование о составлении акта в течение 7 дней после получения груза.
Устанавливаются порядок и условия предъявления претензий и исков к железной дороге. Например, при просрочке в доставке груза претензии должны предъявляться в течение 60 дней с момента получения груза. Срок исковой давности – 1 год, течение этого срока приостанавливается на время рассмотрения претензии перевозчиком.
Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить.
Соглашением КОТИФ предусматриваются пределы ответственности железнодорожного перевозчика в случаях несохранности груза (50 франков за килограмм веса); за просрочку (штраф в пределах провозной платы, но не более 50 франков за отправку, при наличии убытков – в пределах двойной провозной платы); за несохранность багажа – при недоказанности убытков 20 франков за кг веса, при доказанности – 40 франков за кг веса). Предел ответственности перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира установлен в размере 200 000 франков на одного потерпевшего.
Между социалистическими странами в 1951 г. были заключены Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС), в которых в настоящее время участвует 25 государств, включая Беларусь, Россию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Венгрию, Казахстан, Китай, Вьетнам, Афганистан и др.
С 1998 г. действует Соглашение между железнодорожными администрациями государств – участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1997 г. Стороны согласились осуществлять перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между железными дорогами Сторон на основании СМГС с учетом особенностей применения его отдельных норм, изложенных в приложениях к подписанному соглашению. В указанных приложениях приводится перечень положений СМГС и служебной инструкции к СМГС, не применяемых при перевозках грузов между станциями Сторон, а также перечень нормативных документов и положений, которыми следует руководствоваться при неприменении положений СМГС и служебной инструкции.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.