• +375 29 589 42 24

5.1. Организация и особенности международных железнодорожных сообщений

Железнодорожный транспорт играет значительную роль в деятельности транспортного комплекса Республики Беларусь и в выполнении международных перевозок. В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» 1999 г., железнодорожный транспорт – это вид наземного рельсового транспорта, представляющий собой совокупность его коммуникаций и транспортных средств, обеспечивающих управление и эксплуатационную деятельность железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт подразделяется на железнодорожный транспорт общего пользования, используемый для осуществления перевозок пассажиров, грузов и багажа и связанных с этим работ (услуг) на основании публичного договора, то есть по обращению любого гражданина или юридического лица, – и железнодорожный транспорт необщего пользования, принадлежащий, как правило, организациям.

Железнодорожный транспорт имеет ряд организационно-технических особенностей, которые оказывают влияние на правовой режим международных железнодорожных сообщений. К числу таких особенностей относятся следующие.

1. На пограничных станциях грузы, пассажиры, а также вагоны и иные перевозочные приспособления передаются иностранным дорогам. Для этого необходимо согласование работы пограничных дорог, специализация пограничных станций по видам грузов, а при разной ширине колеи – перегрузка грузов, пересадка пассажиров либо перестановка колесных пар вагонов.

2. Предоставление иностранным железным дорогам временного пользования вагонами и другими перевозочными приспособлениями требует разработки правового режима такого пользования, который обеспечивал бы рациональное использование вагонов и их своевременный возврат дороге-собственнице.

3. Международные железнодорожные перевозки выполняются, как правило, в прямом сообщении, что требует урегулирования транспортно-технических и правовых связей, возникающих между участвующими в перевозке дорогами: передача грузов, взаимные расчеты, пересылка претензий и др.

4. Железнодорожному транспорту известны особые виды перевозок грузов в зависимости от веса и объема: мелкие отправки, повагонные отправки, перевозки грузов маршрутами. Для повагонных и мелких отправок установлены разные ставки провозной платы; разные сроки доставки (для мелких – более продолжительные); погрузка повагонных отправок осуществляется грузоотправителем, а мелких – перевозчиком. Некоторые виды грузов могут перевозиться только повагонными отправками (опасные грузы, животные и т.д.).

5. На железнодорожном транспорте может иметь место доставка части принятого к перевозке груза в порядке досылки по отдельно составленному перевозчиком транспортному документу. Это может быть связано с перегрузкой грузов в вагоны различной грузоподъемности, неисправностью одного из вагонов маршрута и т.д. Досылка не создает нового договора, отношения перевозчика и грузовладельца при досылке определяются условиями ранее заключенного ими договора перевозки.Международные железнодорожные перевозки регулируются многосторонними и двусторонними межгосударственными соглашениями. Наиболее крупными многосторонними соглашениями о международных железнодорожных сообщениях являются: Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) 1980 г., действующее преимущественно в странах Европы, а также Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) и о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (с последующими изменениями), заключенные в свое время между социалистическими странами.

Важное значение имеют пограничные железнодорожные соглашения, определяющие порядок работы пограничных железнодорожных станций, транспортно-технические взаимоотношения граничащих железных дорог (движение поездов и их обслуживание, связь, пользование путевыми и станционными устройствами, ремонтные работы и т.д.), а также ответственность сторон в случае причинения убытков. Для выполнения этих оглашений обычно создаются смешанные пограничные комиссии. Пограничные соглашения являются, как правило, межправительственными, а в развитие их заключаются межведомственные железнодорожные соглашения и соглашения заинтересованных железных дорог.

Для избежания перевозочных и перегрузочных операций и определения взаимоотношений железных дорог, связанных с передачей и возвратом вагонов, могут заключаться специальные соглашения о взаимном пользовании вагонами и другими перевозочными средствами. Такие соглашения могут предусматривать либо предоставление иностранным железным дорогам права временного пользования вагонами, либо создание общего парка вагонов, куда стороны передают определенное количество вагонов для совместного использования.

Международные соглашения о взаимных расчетах определяют порядок расчетов за выполненные перевозки между железными дорогами.


Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.