4. Субъекты международного права
1. Понятие и виды субъектов международного права.
2. Государство как основной субъект международного права.
3. Правосубъектность международных организаций.
4. Вопросы международной правосубъектности индивидов (физических лиц), транснациональных корпораций, международных неправительственных организаций.
5. Понятие признания в международном праве.
6. Виды и формы международно-правового признания.
7. Понятие и сущность правопреемства в международном праве.
8. Правопреемство государств в отношении международных договоров.
9. Правопреемство государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
Проблемные вопросы:
1. Является ли способность к созданию норм международного права обязательным элементом международной правосубъектности?
2. Является ли круг субъектов международного права закрытым?
3. Как соотносятся термины: суверенитет, политическая независимость, внутренняя компетенция государства?
4. В чем состоят особенности международной правосубъектности международных организаций?
5. Являются ли физические лица субъектами международного права? Какие доводы «за» и «против» признания их международной правосубъектности существуют?
6. Какими нормами международного права регулируются вопросы признания?
7. В чем заключаются особенности правопреемства после распада СССР?
Задания:
1. В 1949 г. Международный Суд ООН определил субъекта международного права как «образование, способное иметь международные права и обязанности, а также могущее защищать свои права путем заявления международных претензий».
Дайте оценку данному определению. Отличается ли данное определение от определения, принятого в отечественной науке международного права? Подразумевает ли международная правосубъектность возможность создания норм международного права?
2. В Уставе ООН и других международно-правовых актах закреплено право наций па самоопределение.
Сегодня в мире существует порядка 4 тыс. национальностей (этносов). Большинство государств являются многонациональными. В то же время количество государств не превышает двухсот.
Означает ли этот факт, что право наций на самоопределение не реализовано в достаточной степени? Каждая ли нация имеет это право? Какие формы его реализации существуют?
3. Дипломатические работники, согласно международному обычаю пользуются различными иммунитетами и привилегиями, в том числе и правом на личную неприкосновенность.
Является ли это право доказательством международной правосубъектности физических лиц?
4. Ватикан – официальный центр римской католической церкви. В Ватикане проживает около 1 тыс. человек, площадь Ватикана (0,44 кв. км) включает в себя Собор Св. Петра, дворец Ватикана и сады Ватикана. Папа осуществляет свою юрисдикцию через Комиссию понтификов, возглавляемую кардиналом и через губернатора, – начальника церковной жандармерии. Гражданами Ватикана являются понтифики высокого уровня. Доходы Ватикана формируются из церковных сборов и пожертвований.
Можно ли считать Ватикан государством?
5. Согласно Закону Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь 2010 г., местные советы осуществляют международное сотрудничество (ст. 17), а исполкомы – участвуют в международном сотрудничестве (ст. 41). В Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1981 г. предусматривается заключение соглашений л приграничном сотрудничестве между местными и региональными властями в отношении регионального развития, охраны окружающей среды, улучшения общественных служб и т.п.
Означают ли эти положения, что органы местного самоуправления могут рассматриваться как субъекты международного права?
6. В результате гражданской войны в Китае в 1949 г. Китайская Республика сохранила контроль только над Тайванем, а вся остальная территория стала Китайской Народной Республикой. До начала 1970-х гг. правительство Китайской Республики считало себя правительством всего Китая и представляло Китай в ООН. В 1971 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи представительство в ООН перешло к Китайской Народной Республике. Каков статус Китайской Республики (Тайваня) в настоящее время?
7. В Дополнительной конвенции к Генеральному договору мира и дружбы, подписанному Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором (Вашингтон, 20 декабря 1907 г.) провозглашалось, что отныне не будут признаваться правительства, возникшие «в результате государственного переворота или революции, направленных против признанного правительства, пока свободно избранное народное представительство не реорганизует страну в конституционных формах». Какую из доктрин признания правительств юридически закрепляла данная Конвенция?
8. В одном из заявлений Госдепартамента США была сформулирована следующая позиция: «Установление официальных отношений с законным правительством любого государства, коль скоро это правительство осуществляет эффективный контроль на территории и способно брать и выполнять международные обязательства». Какую из основных доктрин признания правительств отражает эта позиция?
9. В 1965 г. была провозглашена независимость Южной Родезии от Великобритании. Однако она не была признана международным сообществом на том основании, что существовавшие цензы (имущественный и образовательный) давали избирательные права в основном белому меньшинству. ООН приложила значительные усилия к непризнанию Южной Родезии. На какой из доктрин признания базировалась эта позиция?
10. Право наций на самоопределение может вступать в противоречие с принципом территориальной целостности государства. При каких необходимых условиях борющаяся нация (народ) признаётся субъектом международного права?
– массовые нарушения прав человека государством, против которого идёт борьба
– неоднократный отказ в предоставлении автономии, другие нарушения прав населения
– готовность борющейся нации соблюдать принципы и нормы международного права, а также права человека
– результаты референдума, проведенного на территории, борющейся за отделение
– акт территориального органа власти и управления, провозгласивший отделение
– предусмотренная конституцией государства возможность отделения (выхода)
11. В 2019 г. в результате ряда событий, в т.ч. затяжного экономического кризиса, в Венесуэле установилось «двоевластие» – не признавшая результатов выборов президента оппозиция провозгласила главой государства Х. Гуайдо. США, ряд государств Латинской Америки и Европы признали Х. Гуайдо временным главой государства. Россия, Китай и некоторые другие государства продолжили считать главой государства президента Н. Мадуро. Как, с точки зрения международного права, должен быть решен вопрос о признании правительства Венесуэлы?
12. Автономное сообщество Каталонии – один из наиболее благополучных в экономическом отношении регионов в Испании. 1 октября 2017 г. в Каталонии был проведен референдум об отделении, в котором приняло участие 43% населения Каталонии, 90% проголосовали за независимость. Конституционный Суд Испании признал референдум незаконным, правительство независимость Каталонии также не признало. Как, с точки зрения действующего международного права, решается вопрос о признании независимости Каталонии?
13. В 1960 г. правительство Конго заявило, что все договоры, заключенные в период бельгийского господства, утратили силу. Соответствует ли такое заявление нормам и принципам международного права?
14. После военного переворота в Бразилии в 1964 г. министр иностранных дел временного правительства заявил, что Бразилия будет соблюдать все заключенные ранее международные соглашения. Какую концепцию правопреемства отражает это заявление?