4.7. Национальное законодательство Республики Беларусь об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках
При автомобильных перевозках через территорию нашей страны, а также в случаях коллизионной привязки к белорусскому праву, применяется национальное законодательство Республики Беларусь об автомобильном транспорте. Кроме соответствующих норм Гражданского, Гражданского процессуального, Хозяйственного процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и иного законодательства, затрагивающего различные аспекты транспортного процесса, в Беларуси приняты специальные законодательные акты.
Закон Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», принятый 2 декабря 1994 г., определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений, связанных с осуществлением дорожной деятельности, обеспечением сохранности автомобильных дорог, улучшением их технического уровня и эксплуатационного состояния, пользованием автомобильными дорогами, в целях удовлетворения потребностей экономики и населения в транспортных услугах.
Закон «О дорожном движении» от 5 января 2008 г. определяет правовые и организационные основы дорожного движения на территории Республики Беларусь в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов, защиты интересов общества и государства, а также охраны окружающей среды.
Целый ряд важных вопросов, связанных с автомобильными перевозками, урегулирован Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» от 14 августа 2007 г.
Закон регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при оказании услуг, связанных с такими перевозками, за исключением внутриреспубликанских автомобильных перевозок для собственных нужд, автомобильных перевозок транспортом специального назначения, воинских автомобильных перевозок, а также автомобильных перевозок, выполняемых физическими лицами для личных нужд.
Коммерческие автомобильные перевозки грузов, пассажиров и багажа выполняются на основе договоров, заключаемых между грузоотправителями, пассажирами, с одной стороны, и автомобильным перевозчиком, с другой стороны.
В отношении пассажирской автомобильной перевозки закон выделяет три вида договоров: договор автомобильной перевозки пассажира (ст.20), договор фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров транспортного средства (ст.21), договор об организации автомобильных перевозок пассажиров (ст.22).
По договору автомобильной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу. Пассажир, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа.
По договору фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров перевозчик (фрахтовщик) обязуется предоставить за плату заказчику (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов. Порядок заключения договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров устанавливается Правилами автомобильных перевозок пассажиров.
При необходимости выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении или систематических автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении заказчик либо оператор автомобильных перевозок пассажиров могут заключать с автомобильными перевозчиками договоры об организации автомобильных перевозок пассажиров. Договор об организации автомобильных перевозок пассажиров не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки пассажира либо договора фрахтования.
Договором об организации автомобильных перевозок пассажиров могут определяться маршруты, графики и расписание перевозок, тип используемых автомобильных транспортных средств и требования к ним, перечень сопутствующих перевозке услуг, размер и порядок оплаты проезда, а также выполненных объемов автомобильных перевозок и порядок расчетов за них, ответственность сторон и иные условия.
Аналогично решен вопрос и в отношении грузоперевозок: различается договор автомобильной перевозки груза, договор фрахтования для автомобильной перевозки грузов и договор об организации автомобильных перевозок грузов.
Закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках предусматривает ответственность перевозчика:
- за неподачу или несвоевременную подачу автомобильного транспортного средства – в соответствии с соглашением сторон или законодательством;
- за несохранность груза или багажа – в размере его стоимости или суммы, на которую понизилась их стоимость; кроме того, возвращается уплаченная за утраченный груз или багаж провозная плата;
- за задержку отправления или опоздание прибытия пассажирского автотранспортного средства – в размере, определяемом Правилами автомобильных перевозок; кроме того, если по указанной причине пассажир откажется от перевозки, то ему должна быть возвращена ее стоимость;
- за причинение вреда жизни или здоровью пассажира – в соответствии с законодательством, однако сторонами может быть предусмотрена повышенная ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.Статьи 55 и 56 предусматривают ответственность другой стороны по договору – заказчика перевозки (пассажира, грузоотправителя, оператора) перед перевозчиком за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору. Заказчик несет ответственность как за причинение вреда имуществу перевозчика, так и за убытки, вызванные неисполнением обязательств.
Предъявлению иска в суд обязательно предшествует предъявление претензии перевозчику, на которую последний должен ответить в течение 30-дневного срока. Срок исковой давности по пассажирским перевозкам – 3 года, по грузоперевозкам – 1 год.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.