Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам был заключен одновременно с Договором ВОИС по авторскому праву (20 декабря 1996 г.) и вступил в силу в 2002 г. Республика Беларусь находится в числе государств, подписавших и ратифицировавших оба Договора, поэтому с момента вступления их в силу они автоматически действуют на территории нашей страны.
Договор не связан с какими-либо другими договорами и не ущемляет прав и обязательств государств по ним, включая и универсальную Римскую конвенцию об охране интересов исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций эфирного вещания 1961 г.
Аналогично Договору ВОИС по авторскому праву 1996 г., рассматриваемый Договор имеет своей целью урегулировать некоторые новые отношения в связи с правами:
1) исполнителей (актеров, певцов, музыкантов и т.д.), и
2) изготовителей фонограмм.
Что касается исполнителей, то Договор предоставляет им следующие виды имущественных прав на их произведения, записанные на фонограммах:
– право на воспроизведение, т.е. исключительное право разрешать прямое или косвенное воспроизведение фонограмм любым образом и в любой форме (ст. 7);
– право на распространение, т.е. исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы, посредством продажи или иной передачи права собственности; при этом «исчерпание права», применяемое после первой продажи или иной передачи права собственности на оригинал или экземпляр записанного исполнения с разрешения исполнителя определяется национальным законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана (ст. 8);
– право на прокат, т.е. исключительное право разрешать коммерческий (гражданско-правовой) прокат для публики оригинала и экземпляров фонограммы, как это определено в национальном законодательстве (ст. 9);
–право сделать записанные исполнения доступными, т.е. исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору, что охватывает, в частности, интерактивное сообщение по запросу через интернет или Web-TV (ст. 10).
В отношении незаписанных («живых») исполнений исполнителям предоставлено два вида имущественных прав:
1) право разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих незаписанных исполнений, за исключением случаев, когда исполнение уже передавалось в эфир; и
2) право разрешать запись своих незаписанных исполнений.
Исполнителям предоставляются личные неимущественные права. Согласно ст. 5 Договора независимо от имущественных прав исполнителя и даже после передачи этих прав исполнитель в отношении своих незаписанных устных исполнений или исполнений, записанных на фонограммы, имеет право требовать признания в качестве исполнителя своих исполнений, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права продиктовано характером использования исполнения (право на имя), и возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения своих исполнений, способного нанести ущерб его репутации (право на защиту репутации).
Имущественные права производителей фонограмм созвучны аналогичным правам исполнителей:
– право на воспроизведение предполагает, что производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым образом и в любой форме (ст. 11);
– право на распространение означает, что производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности (ст. 12);
– право на прокат как исключительное право производителей фонограмм разрешать коммерческий прокат оригинала и экземпляров своих фонограмм для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению; при этом Договор позволяет государствам, в которых на 15 апреля 1994 г. (дата подписания Соглашения TRIPS) действовала и продолжает действовать система справедливого вознаграждения производителей фонограмм за прокат экземпляров их фонограмм, может сохранить эту систему при условии, что коммерческий прокат фонограмм не наносит существенного ущерба исключительным правам производителей фонограмм на воспроизведение (ст. 13);
– право сделать фонограммы доступными, т.е. исключительное право производителей разрешать доведение до всеобщего сведения своих фонограмм по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору, включая сообщение через интернет и Web-TV (ст. 14).
Срок охраны должен составлять не менее 50 лет.
Аналогично Договору ВОИС по авторскому праву 1996 г., Договор по исполнениям и фонограммам обязывает договаривающиеся стороны предусматривать в своем законодательстве эффективные меры против устранения или изменения информации об управлении правами, а также против распространения и импорта с целью распространения без разрешения правообладателей таких экземпляров записанных исполнений или фонограмм, в которых изменена или устранена информация об управлении правами, если виновному лицу об этом известно.
Таким образом, Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. идет несколько дальше в предоставлении правовой охраны интересов исполнителей и производителей фонограмм в сравнении с более ранними документами, изложенными выше. Не ограничиваясь предоставлением национального режима иностранным правообладателям, рассматриваемый Договор содержит материальные нормы, непосредственно закрепляющие конкретные права исполнителей и производителей фонограмм.