В отличие от Римской конвенции 1961 г., урегулировавшей разнообразные отношения в области смежных прав, Женевская конвенция 1971 г. посвящена лишь одной разновидности смежных прав – правам производителей фонограмм. Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 17 апреля 2003 г.
Конвенция предусматривает для каждого из договаривающихся государств обязанность охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других договаривающихся государств, от производства копий фонограмм без согласия производителя, а также от ввоза таких копий с целью их публичного распространения. В отличие от Римской конвенции, Женевская конвенция взяла за основу критерий национальности (гражданства) производителя фонограммы. Однако Конвенция позволяет государствам, пользующимся на момент подписания Конвенции исключительно критерием места первой записи, отказаться от применения критерия национальности, направив генеральному директору ВОИС соответствующее заявление (ст. 7 (4)).
Под «фонограммой» в Конвенции понимается любая исключительно звуковая запись звуков; под «производителем фонограмм» – физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме; под «копией» – носитель, который содержит звуки, записанные непосредственно или косвенно с фонограммы, и который включает все или значительную часть звуков, записанных на этой фонограмме; под «распространением среди публики» – любой акт, посредством которого копии непосредственно или косвенно предлагаются «публике вообще или любой ее части» (ст. 1).
Государства-участники обязуются охранять интересы производителей фонограмм:
1) от производства копий фонограмм без согласия производителя, и
2) от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики.
Следовательно, охрана предоставляется не только против изготовления копий фонограмм, как это имеет место в Римской конвенции 1961 г., но и против распространения незаконных копий и их импорта с целью распространения.
Согласно ст. 7 (1), Конвенция ни в коем случае не может быть истолкована как ограничивающая или наносящая ущерб охране интересов авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм или органов радиовещания, которая предоставляется национальным законодательством или международными конвенциями. Поэтому она не затрагивает установленного Римской конвенцией требования вознаграждения за вторичное использование фонограммы.
Обязательство договаривающихся государств по обеспечению охраны интересов производителей фонограмм предполагает принятие национальных законодательных актов в области авторского права и смежных прав либо в области недобросовестной конкуренции, либо уголовно-правовых норм соответствующей направленности, по выбору национального законодателя (ст. 3).
Срок предоставляемой охраны должен составлять, так же как и в Римской конвенции, по меньшей мере 20 лет, считая либо с конца года, в котором первая запись фонограммы была сделана, либо с конца года, когда она была впервые опубликована. Однако современное законодательство большинства государств предусматривает 50-летний срок охраны, согласующийся с положениями Бернской конвенции.