• +375 29 589 42 24

4.5. Международная (Римская) конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций эфирного вещания 1961 г.

Возникновение юридического понятия смежных прав явилось результатом технического прогресса, позволившего записывать и копировать музыкальные и иные произведения. Разработка правовых документов, предоставляющих охрану исполнителям, звукозаписывающим организациям и организациям радиовещания велась с конца 20-х годов ХХ столетия, однако первое международное соглашение по данному вопросу было принято только в 1961 г. на Дипломатической конференции в Риме. Проект был разработан совместным Комитетом экспертов ВОИС, ЮНЕСКО и МОТ и получил наименование Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, или Римской конвенции 1961 г.

Республика Беларусь присоединилась к Римской конвенции в 2002 г.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими и не влияют на охрану авторского права на литературные и художественные произведения. Это подчеркивается в ст. 1 Конвенции, где сказано: «Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, никоим образом не затрагивает и не наносит никакого ущерба охране авторских прав на литературные и художественные произведения. Соответственно ни одно из положений настоящей Конвенции не может быть истолковано как наносящее ущерб этой охране». Соответственно, в тех случаях, когда в силу авторского права для использования произведения требуется согласие автора, Римская конвенция никоим образом не влияет на необходимость получения такого рода разрешения.

Для того чтобы присоединиться к Римской конвенции, государство должно быть членом ООН, а также членом Бернского союза или участником Всемирной конвенции по авторскому праву (ст. 24 (а)). С момента выхода из Бернского союза или Всемирной конвенции государство перестает быть участником Римской конвенции (ст. 28 (4)). Такое положение обусловлено вторичным характером смежных прав и необходимостью предоставлять смежные права ни в коем случае не в ущерб правам авторов.

Охрана, предоставляемая Римской конвенцией, сводится к национальному режиму, предоставляемому иностранным исполнителям, производителям фонограмм и организациям вещания в государствах-участниках. Кроме того, Конвенция устанавливает необходимый минимум охраны, обязательный для всех договаривающихся государств.

Национальный режим означает режим, предоставляемый в Договаривающемся государстве:

а) исполнителям, являющимся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир или первой записи;

b) производителям фонограмм, являющимся его гражданами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

с) вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Такой режим предоставляется исполнителям, если исполнение имеет место в другом Договаривающемся государстве, независимо от того, к какой стране принадлежит сам исполнитель; или если оно включено в фонограмму, охраняемую Конвенцией, независимо от того, какой стране принадлежит исполнитель и где имело место исполнение; или если оно транслируется в живом исполнении (а не с фонограммы) в передаче, охраняемой Конвенцией, независимо от страны, к которой принадлежит исполнитель (ст. 4).

Национальный режим предоставляется производителям фонограмм, если производитель является гражданином другого Договаривающегося государства (критерий гражданства производителя) или если первая запись звука была осуществлена в другом договаривающемся государстве (критерий места записи), или фонограмма была впервые или одновременно опубликована в другом договаривающемся государстве (критерий места публикации) (ст. 5). При присоединении к Конвенции Республика Беларусь сделала оговорку о неприменении критерия места записи, что допускается п. 3 ст. 5 Конвенции.

Организациям эфирного вещания национальный режим предоставляется, если (а) штаб-квартира вещательной организации расположена в другом Договаривающемся государстве; или (b) передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в другом Договаривающемся государстве. В отношении предоставления национального режима организациям вещания Республика Беларусь сделала оговорку, что будет охранять передачи вещательных организаций только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом государстве и если такие передачи ведутся с передатчика, расположенного в том же государстве.

В соответствии со ст. 7 Конвенции «охрана, предоставляемая исполнителям в соответствии с настоящей Конвенцией, включает возможность предотвращать:

(а) осуществление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения, за исключением случаев, когда используемое для передачи в эфир или для всеобщего сведения исполнение уже было передано в эфир или осуществляется с использованием записи;

(b) осуществление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи;

(с) воспроизведение без их согласия записи их исполнения:

(i) если первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия;

(ii) если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые исполнители дали свое согласие;

(iii) если первоначальная запись осуществлена в соответствии с положениями статьи 15, а воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, которые указаны в этих положениях».

Если же передача в эфир осуществляется с согласия исполнителей, то охрана в отношении ретрансляции, записи с целью передачи в эфир или воспроизведения такой записи с целью передачи в эфир регулируется внутренним законодательством той страны, где такая охрана испрашивается.

Таким образом, по смыслу Конвенции, как только исполнитель дает согласие на включение его исполнения в запись, большинство положений о правах исполнителей перестают применяться.

Производителям фонограмм предоставлено право разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм, т.е. их первичное использование. Следует подчеркнуть, что Римская конвенция не предусматривает никаких правомочий производителя на разрешение исполнения фонограмм и не содержит явного запрета на распространение или ввоз в страну неразрешенных дубликатов фонограмм.

Если фонограмма, выпущенная для коммерческих целей, служит для вторичного использования – для радио- или телепередачи либо сообщения для всеобщего сведения в любой форме), – пользователь должен уплатить разовое справедливое вознаграждение исполнителям или производителям фонограмм, или тем и другим вместе (ст. 12). Таким образом, при условии уплаты такого вознаграждения право использования фонограммы, выпущенной для коммерческих целей, ничем более не ограничивается.

Организации эфирного вещания имеют право разрешать или запрещать:

а) одновременную ретрансляцию их передач;

б) запись их передач;

в) воспроизведение неразрешенных записей их передач или воспроизведений разрешенных записей в иных целях, чем те, которые указаны в ст. 15 Конвенции;

г) передачи для всеобщего сведения телевизионных программ, если она осуществляется в местах, доступных для публики за входную плату.

Упомянутая выше статья 15 Конвенции предусматривает случаи, когда в соответствии с внутренним законодательством договаривающегося государства использование объектов охраны может осуществляться без разрешения правообладателей. Такими случаями являются:

а) использование в личных целях;

b) использование кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях;

с) кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач;

d) использование исключительно в учебных или научно-исследовательских целях.

Однако, как уже указывалось выше, записи, осуществленные в соответствии с положениями этой статьи, могут быть использованы исключительно в обозначенных целях. Коммерческое использование, например, записи, осуществленной в личных целях, является нарушением прав, предоставленных Конвенцией исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания.

Кроме того, Римская конвенция допускает исключения из правовой охраны смежных прав в тех случаях, когда национальный закон предусматривает исключения из авторско-правовой охраны литературных и художественных произведений, за исключением принудительных лицензий, выдача которых была бы несовместима с Бернской конвенцией.

Следует иметь в виду, что Римская конвенция не предусматривает охраны против распространения передач по кабелю.

Продолжительность охраны должна составлять по меньшей мере 20 лет, считая с конца года, когда:

– была сделана запись (в случае фонограмм и включенных в них исполнений);

– состоялось исполнение (в случае «живых» исполнений, не включенных в фонограммы);

– состоялась передача в эфир (в случае радио- и телепередач).

Однако 20-летний конвенционный срок является установленным минимумом. Фактически большинство национальных законов в области смежных прав предусматривает 50-летний срок охраны, по крайней мере в случае фонограмм и исполнений.


Толочко, О.Н. Международная охрана интеллектуальной собственности: учебное пособие. – Минск : РИВШ, 2018. – 204 с.