• +375 29 589 42 24

4.5. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов

Возможность применения таких мер предусматривается статьей 7 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.

Меры регулирования, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если они:

1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений:

3) относятся к экспорту и (или) импорту золота или серебра;

4) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

5) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

6) связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации;

7) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

8) необходимы для выполнения международных обязательств;

9) необходимы для обеспечения обороны и безопасности;

10) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов.

При этом такие меры не должны применяться в качестве средства произвольной или необоснованной дискриминации третьих стран, а также скрытого ограничения внешней торговли товарами.

Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих от 9 июня 2009 г. детализирует порядок применения таких мер. В частности, в Соглашении указывается, что Комиссия Таможенного союза по предложению государства-участника может вводить следующие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера:

– запрет ввоза и (или) вывоза;

– количественное ограничение ввоза и (или) вывоза;

– предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз;

– разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза;

– иные меры регулирования.

Комиссия рассматривает предложения о введении этих мер исходя из национальных интересов государств-участников в отношении отдельного вида товара, на основании документов, которые содержат наименование товара и его код, предлагаемые меры, срок их действия, обоснование необходимости введения. Решение о введении мер принимается Комиссией исходя из национальных интересов государств-участников не позднее 30 дней с момента внесения предложения.

Если же Комиссия не примет предложение о введении таких мер, то государство-участник, представившее предложение об их введении, может ввести эти меры в одностороннем порядке, предусмотренном статьями 8 – 10 указанного выше Соглашения (срок их действия не может быть более 6 месяцев со дня введения).


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ