• +375 29 589 42 24

4.4. Порядок разрешения споров, возникающих в связи с договором международной автомобильной перевозки грузов

Согласно Конвенции ЦМР 1956 г., заметные потери и повреждения груза должны быть установлены в момент принятия груза получателем в присутствии перевозчика. Если речь идет о незаметных внешне потерях или повреждениях, что они должны быть установлены и сообщены перевозчику в течение 7 дней со дня принятия груза, не считая воскресенья и прочих нерабочих дней. Если данное условие не соблюдено, то действует презумпция, что груз был получен в состоянии, описанном в накладной. Конвенция ЦМР не исключает, однако, возможности опровержения этой презумпции заинтересованной стороной.

В отношении убытков, причиненных просрочкой, имеется жесткое правило, что такие убытки подлежат возмещению лишь в том случае, когда была предъявлена рекламация («была сделана письменная оговорка») в течение 21 дня со дня передачи груза получателю.

Общий срок исковой давности по делам, возникающим из договора международной автомобильной перевозки – 1 год. Однако в случае «злоумышленного поступка» перевозчика срок продлевается до 3 лет. Предъявление рекламации приостанавливает течение срока исковой давности до того дня, когда перевозчик отверг претензию с возвращением приложенных к ней документов. Если рекламация признается перевозчиком, то с момента такого признания срок исковой давности прерывается.

Споры, возникающие из договора международной автомобильной перевозки грузов, рассматриваются компетентными судами участвующих в Конвенции ЦМР государств согласно договоренности сторон. Кроме того, спор может быть рассмотрен судом страны, на территории которой находятся обычное местожительство или местонахождение ответчика, включая отделение или агентство, при посредстве которых был заключен договор, либо находятся место принятия груза к перевозке или место доставки. В случае возбуждения дела в одном из названных судов, предъявление иска в другой суд, как правило, исключается, кроме случаев, когда решение суда, в который иск был предъявлен первоначально, не может быть исполнено в стране, в которой был предъявлен новый иск.

Стороны договора перевозки могут признать компетенцию арбитражного суда, при условии, что в договоре специально будет указано, что арбитраж должен применять положения, содержащиеся в Конвенции ЦМР.


Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.