Под методами ведения войны понимается порядок и способы использования средств ведения войны. Как и в отношении средств ведения войны, международное гуманитарное право не перечисляет дозволенных методов, ограничиваясь определением тех методов ведения войны, использование которых специально запрещено.
1. Прежде всего к запрещенным методам относится вероломство. Ст.37 ДП I запрещает убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломство определяется как «действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия» (ДП I, ст.37).
В качестве примеров вероломства Протокол указывает на следующие действия:
- симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия или симулирование капитуляции;
- симулирование выхода из строя вследствие ранений или болезни;
- симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;
- симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды Организации Объединенных наций, нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте.
Таким образом, вероломными считаются нападения под прикрытием белого флага, симулирование выхода из строя с целью уничтожения противника, когда тот пытается оказать помощь, и т.д. С другой стороны, Протокол содержит специальное разрешение в отношении использования военных хитростей, каковыми являются действия, направленные на то, чтобы ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво, но которые не нарушают каких-либо норм международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и которые не являются вероломными, поскольку они не обманывают доверие противной стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом. В качестве примеров военных хитростей называются: маскировки, ловушки, ложные операции и дезинформация.
Следует уточнить, что вероломство предполагает совершение враждебных действий под прикрытием защиты, предоставляемой правом вооруженных конфликтов.
Поэтому использование этой защиты не во враждебных целях, например, симулирование смерти для спасения своей жизни и последующее бегство, не является вероломным.
Протокол I содержит специальное правило, запрещающее вероломное использование отличительных эмблем красного креста и красного полумесяца, а также эмблемы ООН. Такое использование запрещено даже без враждебных целей, а нападение под прикрытием указанных эмблем относится к серьезным военным преступлениям. Соотношение запрещенных и дозволенных методов ведения войны, предполагающих введение противника в заблуждение, представлено в таблице (см. с.48).
1. К запрещенным методам относится также приказ «никого не щадить» или «никого не оставлять в живых». Запрещение касается не только соответствующего приказа, но и объявления или угрозы никому не давать пощады (ст.40 ДП I).
2. Запрещен принудительный призыв на военную службу граждан неприятельской державы (ст.130 IIIЖеневской конвенции, ст.147 IVЖеневской Конвенции).
3. Запрещаются действия или угрозы, имеющие основной целью террор гражданского населения (п.2 ст.51 ДП I).
4. Запрещается использовать голод среди гражданского населения (ст.4 ДП I).
5. Запрещается нападать на вышедших из строя лиц, а также членов экипажа, которые покидают терпящий бедствие самолет на парашютах, поскольку они не могут себя защитить. При этом запрет не распространяется воздушно-десантные войска – на них можно нападать, в том числе и когда они находятся в воздухе (ст.41-42 ДП I).
6. В рамках ведения военных действий запрещены нападения в порядке репрессалий на:
- раненых, больных, медицинский и духовный персонал, медицинские формирования и учреждения (ст.46 IЖеневской конвенции; ст.47 IIЖеневской конвенции; ст.20 ДП I);
- гражданских лиц (п.6 ст.51 ДП I; п.2 ст.3 ДП II);
- гражданские объекты (п.1 ст.52 ДП I);
- культурные ценности и места отправления культа (ст.56с ДП I);
- объекты, необходимые для выживания гражданского населения (п.4 ст.54 ДП I);
- природную среду (п.2 ст.55 ДП I);
- сооружения и установки, содержащие опасные силы (п.4 ст.56 ДП I).
Под вооруженными репрессалиями понимаются нападения в ответ на нарушение противной стороной норм международного права. Репрессалии – это явление, находящееся по своей сути на стыке права и мести, поскольку наказание правонарушителя осуществляется не юридическими средствами (судом), а с применением силы. Это свойство вооруженных репрессалий дает основание для ожесточенных дискуссий по вопросу их законности и соответствия общеправовым принципам. Так, на Дипломатической конференции в Женеве (1974-1977 г.г.) некоторые государства, в том числе Польша, выступали за общее запрещение репрессалий. Другие, как, например, Франция, видели в репрессалиях единственный способ заставить соблюдать запреты, налагаемые правом вооруженных конфликтов, и желали оставить за собой возможность прибегать к ним при нарушении этого права в случаях, не подпадающих под запрещение репрессалий в отношении лиц, находящихся во власти неприятеля. За право прибегать к репрессалиям в ответ на нарушение норм Гаагского права высказалось большинство западных держав при почти единодушном противодействии развивающихся стран и социалистических государств.
Позже, в целях достижения компромисса, Польша и Франция сняли свои предложения, и в Дополнительном протоколе Iбыло сформулировано не общее запрещение репрессалий, а запрещение по конкретным объектам.
Таким образом, применение репрессалий в принципе противоречит законам человечности и требованиям общественного сознания, что позволяет считать их незаконными в свете права вооруженных конфликтов. Тем не менее на сегодняшний день репрессалии являются обычным институтом международного права, применимым там, где это не запрещено явным образом, в той мере, в какой соблюдаются классические условия, позволяющие использовать репрессалии:
- предварительное нарушение международного права со стороны одного из воюющих государств;
- соразмерность репрессалий исходному нарушению;
- ограничение целей репрессалий тем, чтобы заставить государство, совершившее нарушение, соблюдать международное право;
- дополнительный характер репрессалий, применяемых только после того, как исчерпаны все другие средства достичь соблюдения международного права;
- схожесть репрессалий с изначальным незаконным действием: репрессалии должны носить «одноплановый» характер.