• +375 29 589 42 24

4.2. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.

Бернская конвенция 1886 г., принятая государствами Западной Европы и отражающая европейский подход к охране авторских прав, длительное время не воспринималась государствами, имеющими иные традиции правового регулирования авторских отношений. Кроме того, высокая степень охраны прав авторов и, соответственно, необходимость выплаты гонораров за каждую предусмотренную Конвенцией форму использования произведения затрудняло доступ к достижениям мировой культуры для стран, имеющих более низкий в сравнении с европейским уровень экономического развития. В государствах, которые по тем или иным причинам не принимали участие в Бернском Союзе, установились собственные региональные системы международной охраны авторских прав. К таким системам, в частности, относилась Межамериканская, основанная на заключенной в 1928 г. Гаванской конвенции об охране литературной и художественной собственности. Некоторые государства, включая и СССР, до определенного момента вообще не участвовали в международных соглашениях по авторским правам.

Однако по окончании второй мировой войны все острее стала ощущаться необходимость заключения единого всеобъемлющего международного договора об охране авторского права. Особый интерес к разработке такого документа проявили США, которые не желали присоединяться к Бернскому союзу в связи с гораздо более высокой, в сравнении с их законодательством, степенью защиты прав авторов, а также в связи с нежеланием отказываться от принятой в американском законодательстве регистрационной системой предоставления охраны произведениям. Однако отсутствие общего для Америки, Европы и других стран мира международного соглашения вело к колоссальным убыткам американских правообладателей, чьи права никак не защищались в большинстве стран мира. Одновременно с инициативой о заключении универсального договора по авторскому праву выступили развивающиеся страны, для которых уровень Бернского союза был неприемлемо высок. Все эти государства хотели выработать международное соглашение с минимальным количеством императивных условий, которое могло бы предоставлять охрану авторских прав с учетом местных особенностей и национального законодательства.

Подготовку такого документа взяла на себя ЮНЕСКО. Проект был представлен на межправительственной конференции по авторскому праву, открывшейся 18 августа 1952 г. в г. Женеве, в которой приняли участие представители 50 государств. Конвенция была принята 6 сентября 1952 г. и получила название Universal Copyright Convention, что в русском переводе звучит как Всемирная конвенция об авторском праве.

Как и Бернская, Всемирная конвенция построена на принципах национального режима и установления минимального уровня охраны. Однако требуемый Всемирной конвенцией уровень охраны далеко не так высок, как в Бернской, что позволяет участвовать в ней государствам с различным уровнем охраны авторских прав. Кроме того, Всемирная конвенция очень сдержанна в отношении материальных правовых норм: фактически единственным материальным правом автора, закрепленным в Конвенции, является право автора на перевод произведения (п. 1 ст. V). В остальных вопросах Конвенция предписывает руководствоваться национальным законодательством страны, в которой испрашивается защита.

Основная идея Конвенции выражена в ст. II, где говорится:

«1. Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории.

2. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого Договаривающегося Государства пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую это Государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан».

Компромисс с регистрационной системой охраны, принятой в США и Межамериканском союзе, был достигнут установлением следующего правила. В странах, по национальному законодательству которых предоставление охраны обуславливается соблюдением определенных формальностей (депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), такие формальности будут считаться соблюденными в отношении произведений граждан других государств, выпущенных в свет на территории других государств, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет. «Этот знак, имя и год выпуска должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется», – указывается в ст. III Конвенции.

Согласно Конвенции, срок охраны произведения определяется национальным законодательством государства, в котором испрашивается охрана. Однако этот срок не может быть менее чем весь период жизни автора и 25 лет после его смерти.

В п. 3 ст. IV указывается, что приведенная выше норма о минимальном сроке охраны не распространяется на фотографические произведения и произведения прикладного искусства. Тем не менее в тех государствах, где таким произведениям дается правовая охрана, срок этой охраны не может быть менее десяти лет.

На территории Беларуси Всемирная конвенция 1952 г. действует с 27 мая 1973 г.

Наличие двух конкурирующих международных соглашений по авторскому праву обусловило необходимость включения в текст Конвенции специальных коллизионных норм, решающих проблему взаимоотношений Бернской и Всемирной конвенций. При этом урегулировались два вопроса:

- защита Бернской конвенции от влияния Всемирной конвенции, предъявляющей меньшие требования к уровню охраны авторского права;

- установление порядка применения норм Всемирной конвенции странами Бернского Союза.

Для защиты Бернского Союза в текст Всемирной конвенции была включена Декларация к ст. ХVII, в соответствии с которой произведения, страной происхождения которых является государство, вышедшее из Бернского Союза после 1 января 1951 г., не пользуются правовой охраной в странах Бернского Союза и на основании норм Всемирной конвенции. Всемирная конвенция также не должна применяться во взаимоотношениях стран Бернского Союза тогда, когда речь идет о произведениях, страной происхождения которых является страна – участница Бернского Союза.

Таким образом, на сегодняшний день в Республике Беларусь Всемирная конвенция применяется только к охране произведений, не подпадающих под положения Бернской конвенции, т.е., например, впервые выпущенных в свет в государстве, не участвующем в Бернском Союзе, авторами которых являются лица, не имеющие гражданства или постоянного местожительства в одной из стран Бернского Союза. При этом необходимо, чтобы такое произведение было выпущено в свет на территории государства – участника Всемирной конвенции или его автор являлся гражданином государства – участника Всемирной конвенции. По мере расширения Бернского Союза значение Всемирной конвенции неуклонно уменьшается.


Толочко, О.Н. Международная охрана интеллектуальной собственности: учебное пособие. – Минск : РИВШ, 2018. – 204 с.