4.1. Организация международных автомобильных сообщений и их особенности
Международные автомобильные сообщения организовываются заинтересованными государствами путем заключения соответствующих соглашений, определяющих единообразные правила дорожного движения, установления дорожных знаков и сигналов, получения разрешений на пересечение государственных границ и осуществление перевозки по иностранной территории, урегулирования таможенных и налоговых вопросов, оказания технической помощи иностранным транспортным средствам и т.д.
Развитие международного автомобильного сообщения привело к заключению в 1949 г. Конвенции о дорожном движении и Протокола о дорожных знаках и сигналах. Конвенция состояла из 6 глав, первая из которых определяла сферу применения Конвенции; в главе II устанавливались общие требования к водителям и порядок движения по дорогам; глава III была посвящена сигнализации; в четвертой главе об автомобилях и прицепах формулировались требования к их техническому состоянию, к номерам и знакам; в главе V были определены требования к водителям в международном движении, включая условия выдачи им права на управление автомобилем; наконец, глава VI содержала правила движения на велосипедах.
В 1968 г. в Вене были подписаны новые тексты Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах, а в 1971 г. было заключено Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении. Эти тексты существенно дополняют положения Конвенции. Договаривающиеся стороны обязались принимать меры к тому, чтобы действующие на их территориях правила дорожного движения отвечали требованиям Конвенции. Они также приняли на себя обязательство допускать к международному движению на своей территории автомобили и прицепы, отвечающие требованиям Конвенции, и признают свидетельства о регистрации и водительские удостоверения, выдаваемые в соответствии с положениями Конвенции.
В соответствии с Конвенцией автомобиль, используемый для международного сообщения, должен иметь свидетельство о регистрации, содержащее определенный минимум сведений, регистрационный номер, отличительный знак государства регистрации, а также опознавательные знаки, отвечающие установленным Конвенцией требованиям. Другим основанием для допуска к международному движению является наличие национального или международного водительского удостоверения (п.1 ст.41). В Конвенции предусмотрены требования к форме и содержанию таких удостоверений (приложения 6 и 7) и установлено, что договаривающиеся стороны могут не признавать на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось 18 лет (п.2«б» ст.41). Определен порядок лишения водителей права пользоваться водительским удостоверением в случае нарушения правил движения (ст.42). В Конвенцию введен ряд норм о перевозках грузов. Так, в ст.30 даны общие указания о порядке размещения и крепления транспортируемых грузов и некоторые специальные правила в отношении перевозок негабаритных грузов.
Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г. дает более подробную, в сравнении с Протоколом 1949 г., классификацию дорожных знаков и сигналов, а также более полно определяет их значение и порядок применения. Характеристика отдельных знаков и сигналов содержится в приложениях к Конвенции, которых в редакции Протокола 1949 г. не было.
Важным звеном в системе организации международных автомобильных сообщений являются двусторонние соглашения, заключаемые между государствами-соседями. Эти соглашения определяют основы правового режима международных автомобильных сообщений между соответствующими государствами.
В настоящее время имеется достаточно разработанный правовой механизм страхования гражданской ответственности при международных автомобильных перевозках. В 1959 г. было заключено Европейское соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности автотранспортных средств. Соглашение предусматривает, что его участники введут в свое внутреннее законодательство нормы о страховании гражданской ответственности автотранспортных средств применительно к установленным в соглашении условиям.
Технически оформление страховых отношений и расчетов с потерпевшими решаются посредством системы международной автомобильной страховой карточки, или, как ее сокращенно называют, системы зеленой карточки. Национальные страховые учреждения выдают на автотранспортные средства свидетельства установленного образца (зеленую карточку), наличие которой подтверждает, что гражданская ответственность застрахована. Иностранное страховое учреждение принимает на себя в отношении указанных в карточке автотранспортных средств ту ответственность, которую в соответствии с законодательством данной страны нес бы страховщик при наступлении страхового случая. После выплаты страхового возмещения страховые учреждения соответствующих стран производят между собой необходимые взаиморасчеты.
Для того, чтобы автомобильный транспорт был допущен к международной перевозке, он должен удовлетворять ряду специальных условий, установленных Соглашением о принятии единообразных условий утверждения и признания предметов оборудования и частей механических транспортных средств 1958 г., к которому наша страна присоединилась еще в составе СССР в 1987 г. Соглашением предусмотрена сертификация автотранспорта. Кроме того, в настоящее время действует около 100 Правил ЕЭК ООН и более 50 Директив ЕС, которые устанавливают требования для автомобильного транспорта, передвигающегося по европейским дорогам. Почти все они адресованы производителям автомобилей и относятся к экологичности транспорта (например, ограничения на токсичность выхлопных газов), а также устанавливают весовые и габаритные ограничения.
Комиссией по транспорту ЕС установлены ограничения на габариты грузового автотранспорта:
– высота не более 4 м;
– ширина не более 2,55 м;
– длина для одиночного автотранспортного средства не более 12 м и т.д.
Согласно Директиве ЕС 3821/85 грузовые автомобили, использующиеся для коммерческих перевозок, полной массой более 3,5 тонн, должны быть оснащены аттестованным в ЕС тахографом. Автотранспортное средство полной массой более 12 т согласно Директивам ЕС 92/6 и 92/24 должно иметь ограничитель скоростного режима, настроенный на предельную скорость 86 км/ч.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.