• +375 29 589 42 24

3.6. Определение страны происхождения товара

Применение таможенного тарифа предполагает дифференциацию в зависимости от страны происхождения товара. В механизме таможенно-тарифного регулирования правила определения страны происхождения товара получили особое практическое значение в связи с развитием экономических интеграционных процессов, созданием многочисленных зон беспошлинной торговли и распространением преференциальных соглашений. Кроме того, страна происхождения имеет значение также для применения мер нетарифного регулирования внешней торговли.

С образованием Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России на единой таможенной территории в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран
и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства Сторон, применяются положения главы 7 Таможенного кодекса союза, а также Правила определения страны происхождения товаров, принятые Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.

Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены отдельным соглашением, о нем будет сказано ниже.

В отношении товаров, происходящих из страны, имеющей договор о свободной торговле, участниками которого являются все страны – участницы Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные этим договором.

Согласно ст. 58 ТК Таможенного союза, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров (ст.59). При этом документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции. Кроме того, таможенные органы вправе потребовать такой документ в том случае, если обнаруживаются признаки того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными.

Не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, если ввозимые заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, (за исключением случаев, когда есть признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу или транзиту через территорию союза); если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами для личного пользования; если общая таможенная стоимость товаров не превышает определенной суммы, а также в некоторых иных случаях.

Статья 63 ТК устанавливает, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров для получения преференций, преференции не предоставляются, а таможенные пошлины уплачиваются по обычным ставкам. Если же таможенный орган обнаружит признаки того, что товар может происходить из государства, с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, то пошлина может быть взыскана по максимальной ставке. Если есть признаки того, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию, товар под таможенную процедуру не помещается.

Итак, согласно Правилам определения страны происхождения товаров,страной происхождения считается страна, в которой: 1) товары были полностью произведены или 2) подвергнуты достаточной переработке в соответствии с особыми критериями. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

– полезные ископаемые, добытые из недр страны;

– продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

– живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

– продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

– продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

– продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

– продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны из продукции, полученной судном данной страны;

– отходы и лом (вторичное сырье), полученные в данной стране;

– продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта и др.

Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки.

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров Правилами специально не оговорены,
товар считается происходящим из данной страны, если в результате переработки или изготовления товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

При этом не отвечающими критериям достаточной переработки считаются операции по обеспечению сохранности товара; по предпродажной подготовке, сортировке и т.п.; сборка и разборка; убой животных и разделка мяса; мойка; глажка; покраска или полировка и т.п.

Согласно п. 6 Правил, для определения страны происхождения товара также используются следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (так называемое правило адвалорной доли).

Несколько отличаются принятые в Таможенном союзе правила определения страны происхождения в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран с целью предоставления тарифных преференций. Эти Правила закреплены в Соглашении о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г. По данному Соглашению, товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется преференциальный режим, в следующих случаях:

1) когда он полностью произведен в данной стране;

2) когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, так же как и в случае с государствами, не пользующимися преференциальными режимами, считаются полезные ископаемые, продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране, животные, родившиеся и выращенные в данной стране и т.д. Полный перечень критериев содержится в разделе II Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Если в производстве товаров участвуют две или более страны, для определения страны происхождения используется критерий достаточной обработки или переработки, согласно которому страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по обработке или переработке товаров, отвечающие критериям достаточной обработки или переработки, указанным в разделе III Правил.

В частности, товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, если стоимость сырья или материалов, использованных для изготовления товара и происходящих из стран, на которые не распространяется преференциальный режим, составляет не более 50% экспортной цены конечного товара.

В Правилах специально отмечается, что преференции предоставляются только товарам, непосредственно поставленным из соответствующей страны на таможенную территорию Таможенного союза (правила прямой поставки и непосредственной закупки).

В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны поставщик предоставляет декларацию-сертификат о происхождения товара по особой форме, предусмотренной Соглашением. Срок действия такого сертификата – 12 месяцев со дня выдачи. Если партия поставляемого товара небольшая (таможенной стоимостью менее 5 000 долларов США), предоставление сертификата не требуется, достаточно указания на происхождение товара в коммерческих документах и декларации.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ