• +375 29 589 42 24

3.5. Определение таможенной стоимости товара

Как уже говорилось, в мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. За базу исчисления таможенных платежей берется таможенная стоимость. Она же используется в качестве расчетной основы для взимания налога на добавленную стоимость (НДС) и других пошлин и налогов.

В соответствии со статьей 12 Закона о таможенном тарифе, система определения таможенной стоимости товара основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товар, ввозимый на таможенную территорию Республики Беларусь.

Упомянутые в Законе общие принципы таможенной оценки, принятые в международной практике, изложены в «Соглашении о применении статьи 7 Кодекса ГАТТ», разработанном в конце 70-х г. в итоге Токийского раунда многосторонних переговоров в рамках ГАТТ (в редакции Уругвайского раунда 1994 г.). Стремление Республики Беларусь к членству во Всемирной торговой организации обусловливает соблюдение основополагающих принципов ГАТТ/ВТО при разработке и последующем применении таможенного законодательства.

Вопрос определения таможенной стоимости товара является одним из важнейших во всем экономическом блоке таможенной политики, а процедура определения и подтверждения таможенной стоимости – самая сложная из всех таможенных процедур. Она является камнем преткновения во взаимоотношениях субъектов хозяйствования и таможни. Нормативно-правовая база по вопросам определения, проверки и корректировки таможенной стоимости часто меняется, и это еще больше осложняет ситуацию.

Согласно ст. 1 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 г., таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государства-участника при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства.

Соглашение устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа Таможенного союза, а также применения нетарифных мер, которые вводятся для регулирования товарооборота Таможенного союза. Соглашение применяется в случае, если товары фактически
пересекли таможенную границу Таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы заявляется таможенный режим.

Порядок определения таможенной стоимости товара(система правил таможенной оценки, сustoms valuation code) – это последовательность конкретных (шести) методов определения таможенной стоимости товара.

Порядок применения системы определения таможенной стоимости ввозимого товара устанавливается названным выше Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, а вывозимого – Президентом Республики Беларусь (ст. 12 Закона о таможенном тарифе). Государственный таможенный комитет Республики Беларусь устанавливает порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимого товара, а также формы деклараций.

В настоящее время определение таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию, производится путем применения следующих шести методов:

– по цене сделки с ввозимым товаром;

– по цене сделки с идентичным товаром;

– по цене сделки с однородным товаром;

– на основе вычитания стоимости;

– на основе сложения стоимости;

– резервного метода.

И Соглашение, и Закон Республики Беларусь о таможенном тарифе (ст. 13), в качестве основного метода определения таможенной стоимости товара устанавливают метод по цене сделки с ввозимым товаром. Другие названные методы применяются в случае невозможности определить таможенную стоимость по цене сделки. Эти методы используются в изложенной выше последовательности: каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товара не может быть определена путем применения предыдущего метода.

Таким образом, методы определения таможенной стоимости товара – это единая система определения стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию данной страны.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром – это метод определения таможенной стоимости по цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент пересечения товаром таможенной границы. При этом в цену сделки включаются также:

– вознаграждение посредникам и брокерам;

– расходы на тару и упаковку;

– стоимость товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене: сырье, материалы, инструменты, расходы на проектирование, дизайн и др.;

– расходы по перевозке, погрузке и др.;

– расходы на страхование;

– платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права) и др.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичным товаром – метод, при котором в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами. При этом идентичные товары, которые принимаются за отправную точку, должны быть проданы для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на единую таможенную территорию Таможенного союза в тот же период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых. При этом должна использоваться стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том
же коммерческом уровне и примерно в том же количестве, что
и оцениваемые товары.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородным товаром предполагает использование в качестве основы для определения таможенной стоимости цены сделки с однородным товаром, под которым понимается товар, который имеет сходные характеристики и может быть коммерчески взаимозаменяемым. При этом, как и в предыдущем случае, однородный товар должен быть продан для ввоза на таможенную территорию союза, ввезен одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров и примерно в том же количестве и/или на тех же коммерческих условиях.

Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости – метод определения таможенной стоимости посредством вычитания из цены единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на таможенной территории союза участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом, – следующих компонентов:

1) вознаграждение посреднику (агенту), либо надбавка к цене, обычно производимая для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей
на единой таможенной территории Таможенного союза товаров того же класса или вида;

2) обычные расходы на перевозку и страхование;

3) таможенные пошлины, налоги, сборы и иные налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом и (или) продажей товаров на территории государства-участника, включая местные налоги и сборы.

Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости – метод, предполагающий определение таможенной стоимости ввозимого товара путем сложения:

1) расходов по изготовлению или приобретению материалов
и расходов на производство;

2) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза;

3) расходов по перевозке, погрузке, проведению иных операций, а также расходов на страхование.

Резервный метод определения таможенной стоимости – метод таможенной оценки, применяемый в тех случаях, когда таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения других методов таможенной оценки.

В наиболее общем виде это могут быть следующие случаи:

– бартерные сделки;

– имеет место договор аренды или найма;

– товар реимпортируется после ремонта или модификации;

– поставка уникальной продукции, произведений искусства;

– идентичные или однородные товары не ввозятся;

– изготовитель неизвестен, либо отказывается предоставить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом и т.д.

Для этих ситуаций и предназначен резервный метод. Соглашение об определении таможенной стоимости товаров характеризует данный метод в достаточно общем виде:

«1. В случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 настоящего Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых
с принципами и положениями настоящего Соглашения.

2. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 настоящего Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении. В частности,
допускается следующее:

для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары;

при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 6 или 7 настоящего Соглашения, требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на единую таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров;

для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных им товаров, определенная в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Соглашения;

при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии со статьей 8 настоящего Соглашения, допускается отклонение от установленного пунктом 3 статьи 8 настоящего Соглашения срока в 90 дней.

3. Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров, определенная согласно положениям настоящей статьи, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.

4. Таможенная стоимость товаров в соответствии с настоящей статьей не должна определяться на основе:

1) цены на товары на внутреннем рынке Таможенного союза, произведенные на единой таможенной территории Таможенного союза;

2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;

3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;

4) иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения;

5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;

6) минимальной таможенной стоимости;

7) произвольной или фиктивной стоимости.

В случае если настоящая статья применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе».


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ