• +375 29 589 42 24

3.4. Таможенный тариф: понятие, назначение и структура

Таможенный тариф (англ. customs tariff / duty rate) любой страны представляет собой законодательный акт, содержащий систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному контролю (товарная номенклатура таможенного тарифа) с указанием ставок таможенных пошлин, которыми эти товары облагаются.

Современный таможенный тариф – это сложное торгово-политическое средство. Его эффективность зависит от вида применяемых таможенных пошлин, системы товарной классификации, методологии определения цены товара для целей взимания таможенных пошлин, метода определения страны происхождения импортного товара.

Развитие таможенных тарифов происходит в двух направлениях. С одной стороны, растет товарная дифференциация таможенных тарифов. Товарная номенклатура современных таможенных тарифов насчитывает до 15 тысяч товарных позиций. С другой стороны, по каждой товарной позиции может устанавливаться две или большее число ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара. По этому признаку различают простые и сложные таможенные тарифы: простые (одноколонные) таможенные тарифы, предусматривающие одну ставку пошлины для каждого товара вне зависимости от страны происхождения; и сложные таможенные тарифы, устанавливающие по каждому товару две или большее число ставок пошлин. Обычно более высокая, автономная ставка пошлин применяется в отношении тех стран, которым не предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Более низкая договорная (конвенционная) ставка пошлин предоставляется странам, пользующимся режимом наибольшего благоприятствования.

В современных условиях многие элементы таможенного тарифа (товарная номенклатура, высота применяемых ставок пошлин, структура тарифа по высоте применяемых ставок пошлин и ряд других элементов) регламентируются международными соглашениями, действующими в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации. В рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России действует Единый таможенный тариф для товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза из третьих стран.

Таким образом, таможенный тариф – это инструмент таможенной политики в области таможенно-тарифного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики.

Обычно таможенный тариф содержит:

– детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами;

– ставки пошлин с указанием их метода исчисления;

– перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

В Таможенном союзе Единый таможенный тариф представляет свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Введение вывозных (экспортных) таможенных пошлин в настоящее время находится в компетенции государств – участников Таможенного союза. В Республике Беларусь экспортные пошлины установлены по очень небольшому количеству товарных позиций (например, калийные удобрения, некоторые нефтепродукты).

Помимо актов Таможенного союза, в Республике Беларусь в части, не урегулированной союзным законодательством, действует Закон о таможенном тарифе от 3 февраля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями. Следует отметить, однако, прогрессирующее количество актов союзного законодательства, неизбежно сокращающее сферу применения Закона о таможенном тарифе, особенно в части импорта товаров.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

В соответствии с Законом о таможенном тарифе (ст. 1), основными целями таможенного тарифа являются:

– рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Беларусь;

– поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Беларусь;

– создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь;

– защита экономики Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

– обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

Содержанием (структурой) таможенного тарифа является перечень товаров, подлежащих обложению таможенной пошлиной при их перемещении через таможенную границу и ставок пошлин, соответствующих каждому виду товара. Общая структура таможенного тарифа, в целом, представляет собой табличные данные, находящиеся в следующих рамках:

– код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

– наименование позиции;

– ставка таможенной пошлины – фиксированная величина, являющаяся основанием для расчета размера таможенной пошлины; устанавливается на каждый вид товара, который подлежит налогообложению.

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров она может быть поделена соответственно на ввозную (импортную), и вывозную (экспортную).

Импортные – налагаются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Импортные пошлины являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их фискальная значимость резко сократилась. Так, если в США в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин обеспечивалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран, где функции импортных таможенных пошлин связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство обеспечения финансовых поступлений, что объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. В нашей стране, так же как и в России, значение импортных пошлин как фискального средства на данном этапе увеличивается.

Экспортные пошлины налагаются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Выделяются еще транзитные пошлины, которые, по идее, накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Однако транзитные пошлины вводятся крайне редко и рассматриваются в настоящее время как средство торговой войны.

Законодательство Республики Беларусь, равно как и Единый таможенный тариф союза выделяют следующие виды ставок таможенных пошлин:

1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные, сочетающие оба вида, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

Адвалорные (ad valorem – с цены) пошлины начисляются в процентах к таможенной стоимости товаров (например, 15% таможенной стоимости), а специфические – в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20 $ за 1 т). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары (например, вывозная пошлина на калийные удобрения в Беларуси – 50 евро за 1000 кг).

В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний иногда взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или взимается та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенном деле за организационно-техническими различиями всегда стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по-разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

Комбинированные пошлины сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20 $ за 1 т).

Следует сказать, что таможенные пошлины в зависимости от определенного критерия подразделяются также на следующие виды.

По характеру:

– сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной);

– антидемпинговые (применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства).

– компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров; применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах).

По происхождению пошлины могут быть подразделены на:

– автономные (вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны);

– конвенционные (устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например нормативных документов ВТО);

– преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран, с целью поддержать экономическое развитие этих стран.

По способу вычисления можно различить:

– номинальные ставки (указанные в таможенном тарифе); они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт;

– эффективные ставки, т.е. реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и в два раза. Поэтому методы определения цены импортного товара так же важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины.

В настоящее время средний уровень ставок Таможенного тарифа промышленно развитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. В развивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно выше. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные товары пошлина составляет 150-200% и более.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ